Древнейшая стадия истории человечества. Литература эпохи просвещения (XVIII век)

Раздел 2.

Раздел 1:Введение

Литература эпохи просвещения (XVIII век)

Литература эпохи Возрождения

Поэзия

Позднегреческая литература

Роман

Историография

Проза

Драматургия.

Лирика

Эпос

- Гомер«Илиада», «Одиссея». Данные эпосы отличаются объективностью, монументальностью. Используется множество способов создания эффекта ретардации, используются сравнения, рассказы героев. В произведениях 24 песни, размер – гекзаметр. Считается что Гомер не сам написал эти произведения, а записал их, отредактировал, собрал (аэд). В его произведениях присутствует 2 плана: план-люди и план-боги, где боги обладают теми же качествами и ведут себя так же как и люди.

- Гессиот«Теогония», «Труды и дни». Автор поучительных эпосов. В «Теогонии» рассказывается о рождении богов. «Труды и дни» - поучительный эпос о человеке, который ничего не умеет и не трудится. Произведения написаны в том же размере и с использованием тех же стилистических приемов, что и у Гомера.

- Пародии на эпос, как например «Война мышей и лягушек». Размер и стилистические приемы такие же как и в обычном эпосе. «Маргит» - героико-комическая поэма. Маргит – болтливый глупец. «Он разбирался во многих вещах, но во всех одинаково плохо». Это произведение считается началом комедии, тогда как Гомер считается родоначальником трагедии.

Исполнялась в сопровождении музыкальных инструментов.

- Декламационная лирика. Читалась под музыку. Обычно писалась ямбами, имело обличительное содержание. Авторы: Тертей, Алкмáн.

- Мелика. Исполнялась как песня. Авторы: Сафо (писала о любви, дружбе, взаимоотношениях, часто в своих произведениях использовала абстракцию и персонификацию), Алкей, Анакриот.

Чувства в древнегреческой литературе было принято выражать через внешние проявления. Психологизм не был принят.

Виды: комедия (заканчивается хорошо) и трагедия (заканчивается плохо). Хорошая трагедия отличалась тем, что тот, кто ее видит должен испытывать катарсѝс. В драме неотъемлемой частью является хор, в котором все участники были одеты в костюмы, отражающие главную сюжетную линию драмы.

Трагедии:

- Эсхил – трилогия «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»), «Семеро против Фив», «Прометей прикованный».

- Сафокл – «Аякс», «Антигона».

- Эврипид – «Медея». В его работах впервые появляется психологизм.

Комедии (в основу лег культ с/х):

- Аристофан – «Лисистрата». В его произведениях много гипербол, основная идея – борьба за мир.

- Аристотель (философия);

- Платон – «Пир», «О государстве». В основном писал произведения в виде диалогов, трактатов.

- Геродот – «История»

- Ксенофонт – автор первой исторической биографии «Киропедия»

- Фукидид – «История Пелопонесской войны»

До нас дошли 5 романов, у которых один и тот же сюжет – влюбленные, которых разлучают.

- Лукиан«Диалоги о царстве мертвых», «Похвала мухе». Относился к киникам (циники – ставят все под сомнение). Писал в форме диалогов, трактатов.

Римская литература (с III в до н.э.)

До III в. дошли только произведения архаических поэтов Эпия и Невия.

1. Историческая литература (конец республики, начало принципата):

- Цезарь - «Записки о галльской войне» (аттический стиль);

- Цицерон.

- Катул;

- Авитий - «Искусство любви», «Метаморфозы», «Письмо с Понта»;

- Вергилий – «Энеида» (о римской империи);

- Гораций – «Искусство поэзии» (тема поэта и его творчества)

3. Поздняя римская литература (I – II вв. н.э.)

- Петроний Арбитр – «Сатирикон», «Пир Трималхиона»

- Апулей «Метаморфозы» (или «Золотой осел»). Неоплатоник.

Средневековая литература

Блоки: мифологический эпос, героический эпос, куртуазная литература (придворная литература).

Мифологический эпос в Европе представлен скандинавской эпической литературой, близкой к фольклору и делится на две части:

1. Эддическая поэзия. Отличается простотой формы и широким эпическим содержанием.

2. Скальдическая поэзия – богатые формы и часто весьма скудное содержание.

До нас дошли 2 сборника эддического эпоса – старшая Эдда и младшая Эдда (руководство для скальдов). Старшая Эдда содержит 19 песен и 2 направления – героическое и мифологическое.

Главным произведением Англо-Саксонского (германского) героического эпоса является «Беовульф», который перекликается с сюжетами старшей Эдды.

Французский героический эпос возник на базе героических фольклорных эпосов, которые назывались жестами («деяниями»). В основном в этих произведениях присутствовали реальные люди, герои.

Сложилось 3 группы жестов, одна из которых имеет отношение к Карлу Великому. Главная поэма этой группы (цикла) – «Песнь о Роланде» (XIII в.). В ее основе лежит исторический факт: отряд войска Карла Великого, возвращавшегося в августе 778 г. через Пиренеи из завоевательного похода в Испанию, был перебит Басками. В «Песне» же это превратилось в героическую битву Карла с неверными сарацинами(маврами, арабами). В этом эпосе нашло отражение миропонимание того времени: «Нехристианин не прав, христианин прав». В этом произведении есть цельность, в отличие от «Беовульфа», оно отличается тем, что в нем все гиперболизировано.

Испанский героический эпос близок к французскому эпосу, основан на песнях кугларов. Главное произведение – «Песнь о моем Сиде (Саиде)». Сид – деятель испанской реконкисты (процесс отвоевания христианами земель на Пиренейском полуострове, занятых мавританскими королевствами). В реальности же этого человека звали Родриго Диас де Бивар. Сидом (Саидом) его прозвали арабы. Это произведение отличается тем, что гиперболизация и фантастика, в отличие от французского героического эпоса, в нем практически отсутствуют. Присутствует достоверность бытовых деталей, народный фон. В отличие от других эпосов есть описание семьи и семейных связей главного героя.

Немецкий героический эпос представлен «Песнью о Нибелунгах», которая возникла на базе скандинавских сказаний (старшей эдды).

Куртуазная (придворная, от франц. le cour - двор) поэзия складывалась в двух направлениях: поэзия трубадуров и поэзия труверов.

Трубадуры – поэты юга Франции, в основном из Прованса (XI – XIII вв.). Основой послужили произведения Византии, мусульманских народов. В своих произведениях трубадуры воспевали своих господ и Дам. Дама в их произведениях была некоим воплощением мадонны, воплощением божественной женственности.

К основным авторам этой эпохи относятся: Гильом Аквитанский, Жофре Рюде́ль, Бертра́н де Борн.

Труверы творили на севере Франции, где их творчество процветало в XII – XIII вв.

И те, и другие определили жанр в литературе:

- жанр каждого произведения определялся изображаемой темой;

- поэт, сочиняя свое произведение, заранее знал, каким размером и с какими тематическими реалиями он это произведение напишет. Выбранным жанром определялась лексика, стилистические приемы и т.д.

Основной жанр такой поэзии – канцона ( песня). Основная тематика канцоны – любовные чувства поэта. Канцона состояла из 5-7 строф и имела четкие правила построения.

Другим жанром куртуазной поэзии была сирвента, где так же главной была тема любви, но могли быть и подтемы – политика, религия, мораль. В персональных сирвентах трубадуры обсуждали друг друга, хозяев друг друга, вели диалоги. Были также и трагико-героичесике сирвенты – плачи.

Еще одним жанров этой поэзии были прения (диалогическая форма), которые могли быть оформлены в виде тенсоны (свободный обмен взглядами), партимена (собеседники придерживались противоположных мнений), пасторели (песни, изображающей беседу рыцаря с пастушкой) и альбы (жалоба влюблённых на неизбежность разлуки с наступлением утра).

Новаторство трубадуров:

- Превратили любовь в категорию, которая формирует общечеловеческие ценности.

- Отождествили благо, справедливость с женским началом, персонифицированным в образе прекрасной дамы.

Основным произведением, написанным труверами в жанре куртуазного романа является «Тристан и Изольда» (рифмованная проза).

К городской литературе относится сниженная литература – басни, притчи (фаблио), романы о животных. Памятником такой литературы является серия французских романов «Роман о Ренаре (Лисе)», в котором прослеживается перекличка с баснями. Источниками послужили изоповские басни, животный фольклор, книжный фольклор, возникший в среде клириков. «Роман о Ренаре» состоит из нескольких эпизодов (авантюр). Этот роман является примером ироикомического эпоса, где показана комическая изнанка рыцарского мира.

Термин «Возрождение» в своем специальном смысле был введен в оборот Джо́рджо Ваза́ри в «Жизнеописании художников». Теорию Возрождения разработал Якоб Буркхардт: «Ренессанс – историческая грань между средними веками и новым временем». В эту эпоху происходило возрождение гуманизма. Эпоха Возрождения началась в Италии в XIII веке. Возрождение подарило миру новеллы, эссеистскую прозу, драматургию, оды и т.д.

Литература эпохи Возрождения делится на 2 вида: литература на латинском языке и литература на других языках.

Памятником литературы эпохи Возрождения на латинском языке являются произведения Эразма Роттердамского.

Литература эпохи Возрождения на других языках:

1. Италия

- Данте, поэма «Божественная комедия», автобиографическая повесть «Новая жизнь» (посвящена Биатриче). Творчество Данте относится в периоду Предвозрождения. «Новая жизнь» - философское произведение, написанное терцинами (строфическое объединение трехстиший). В этом произведении есть четкий план. Оно разбито на 3 части (ад, чистилище и рай) – кантики, и состоит из 33-х песен и одного вступления к поэме. Это произведение насыщено аллегориями. Здесь все символично, прослеживается 2 смысла: личный и поэтический. Так, путь на холм – это путь человечества к светлому, хорошему, который издали кажется простым, а на поверку оказывается сложным и нескончаемым. Проводником Данте в этом произведении служит Вергилий, который является олицетворением человеческого разума.

- Франческо Петрарка. Через все его творчество проходит нитью его любовь к Лауре. Благодаря ему возник сонет. Все его творчество пронизано гуманизмом, глубокой искренностью.

- Джованни Боккаччо. Написал комментарии к «Божественной комедии» (где и назвал ее божественной). Главным его произведением является «Декамерон» (1350-е годы). Основной жанр в творчестве – новеллы. «Декамерон» состоит из 100 новелл. Многие ученые называют это произведение «суммой средневековья». Заметны переклички с Данте, как например, Данте заканчивает каждый из своих кантик в «Божественной комедии» словом «звезды», Бокаччо начинает «Декамерон» словом «Человечность». Бокаччо своим творчеством привнес новые идеи: систему нравственно-этических оценок и новые принципы литературы, прозы. В «Декамероне» присутствует рамка, обрамляющая все произведение. В этом произведении автор не вмешивается в повествование, кроме момента (конец 4-го дня), где он вторгается в повествование и рассказывает 101 новеллу, где рассуждает о новых принципах литературы. В этом произведении человек изображен таким, каков он есть. Все новеллы «Декамерона» поучительны.

- Торква́то Та́ссо - один из крупнейших итальянских поэтов XVI века, автор знаменитой поэмы «Освобождённый Иерусалим» (1575). Этот поэт является одним из героев творчества Байрона, который считал его непризнанным гением.

- Никколо́ Макиаве́лли — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря). Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году, автор других военно-теоретических трудов. В «Государе» он попытался проанализировать разные типы государств и личностей, повлиявших на ход истории. Источником идей для данного произведения служит произведение Платона «О государстве».

2. Франция

- Франсуа Вийон - последний и величайший из поэтов французского средневековья. О нем мало что известно, а то что известно подвергается сомнению. В основном писал фантастику.

- Франсуа́ Рабле́ — французский писатель, один из величайших европейских сатириков-гуманистов эпохи Ренессанса, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современное Рабле государство и церковь. Государство Утопия в этом произведении – это попытка создать мир абсолютной человеческой свободы.

3. Англия

- Джеффри Чосер — самый знаменитый поэт английского средневековья, «отец английской поэзии», один из создателей английской литературы. Являлся современником Петрарки, отсюда в его произведениях прослеживается сильное влияние итальянского ренессанса. Маркс называл Чосера «изящным». Главное произведение – «Кентерберийские рассказы». Чосер в прологе переносит читателя в водоворот действительной жизни и рисует нам общество 29 пилигримов из самых различных слоев общества, разных полов, возрастов и темпераментов.

- Уи́льям Шекспи́р — английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор по крайней мере 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5 поэм и цикла из 154 сонетов. Все его произведения пронизаны гуманизмом. Люди показаны такими, какие они есть.

4. Испания (XVII вв.)

- Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра — всемирно известный испанский писатель и солдат. Прежде всего известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа «Дон Кихот».

- Лопе де Вега — известнейший испанский драматург, поэт и прозаик. Автор более 2000 пьес, из которых 425 дошли до наших дней. Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

Европейская литература XVII века

Европейская литература этого времени в основном писалось в одном из двух направлений: барокко или классицизм.

Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы») — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII — XIX вв. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

1. Англия

- Джон Мильтон — английский поэт, политический деятель, мыслитель. В его произведении «Потерянный рай» присутствуют как элементы Барокко, так и элементы классицизма (черты драмы и черты лирики). Действия реализованы в словах – диалогах. В этом произведении присутствуют аллегории, рационализм, эмоциональная экспрессивность, обилие диссонансов, контрастов, стремление к композиционной гармонии. Другие его произведения – «Возвращенный рай» (в основе лежит легенда об искушении Христа Сатаной) и «Самсон-борец» (направление – классицизм, в основе произведения лежат тираноборческие идеи). Он был первым и единственным, на кого равнялись писатели-классицисты, он также повлиял на романтистов.

2. Франция.

- Никола́ Буало́-Депрео́ — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Самое знаменитое сочинение Буало — поэма-трактат в четырех песнях «Поэтическое искусство».

- Пьер Корнель — знаменитый французский драматург, «отец французской трагедии». Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии " Мелита, или Подложные письма ", трагикомедия " Клитандр, или Освобожденная невинность ", трагедия " Медея ", трагикомедия "Сид".

- Жан Бати́ст Раси́н — французский драматург, один из «Великой Тройки» драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером. Писал драмы, трагедии, например, «Андромаха», «Слава музам».

Началом эпохи Просвещение является «Славная» революция, концом же – Французская буржуазная революция. Это время создания «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремёсел» — французской энциклопедии, одного из крупнейших справочных изданий XVIII века. Её вступление, написанное Жаном Лероном Д’Аламбером, можно рассматривать как манифест идей Просвещения. В это время появляется идея воспитания человека. Как и в предыдущий век, наиболее распространенными направлениями остаются классицизм и барокко, которое перерождается в рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность, игривость и беззаботность. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Литература рококо — это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы.

В эту эпоху возникает сентиментализм. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма.

К классицизму относятся эпосы и трагедии, к рококо – любовные комедии, к сентиментализму – смешные жанры драмы, повести, новеллы. Роман является сквозным жанром, который присутствовал во всех направлениях.

1. Англия

- Даниель Дефо — английский писатель и публицист, известен главным образом как автор «Приключений Робинзона Крузо». Дефо считают одним из первых сторонников романа, как жанра. Он помог популяризовать этот жанр в Великобритании, а некоторые считают его одним из основателей английского романа. Дефо плодовитый и разнообразный писатель, он написал более 500 книг, памфлетов и журналов на разные темы (политика, экономика, криминальность, религия, брак, психология, сверхъестественное и др.). Он был также основоположником Экономического журнализма. В «Робинзоне Крузо» он реальную историю попытался превратить в просветительскую притчу о том, как созидательный труд преобразует человека.

- Джо́натан Свифт — англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, поэт и общественный деятель. Наиболее известен как автор фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки, попытался проанализировать окружающее его общество. В 1696—1699 годах пишет сатирическую повесть-притчу «Сказка бочки» - пародия на церковь (в основе притча об отцовском наследстве). Его главная философская мысль – относительность мира.

1.1. История это наука

А) изучающая факты, события и процессы прошлого; Б)изучающая факты, события и процессы будущего; В) изучающая процесс производства, распределения товаров и услуг.

1.2. Наука исследующая процесс исторического развития человечества и отдельных народов: А) философия; Б) история; В) политология.

1.3. Основоположник исторической науки считается древнегреческий мыслитель:

А) Платон; Б) Геродот; В) Аристотель.

1.4. Наука раскрывающая общие закономерности в историческом развитии всего человечества и особенности жизненного пути отдельных стран и народов:

А) история; Б) нумизматика; В) философия.

1.5. Археология это наука:

А) изучающая политическое устройство общества; Б) изучающая историю общества по материальным (вещественным) памятникам; В) изучающая историю общества по духовным памятникам.

1.6. К вспомогательным историческим дисциплинам относятся:

А) палеография; Б) социология; В) геральдика.

1.7. Исторические источники:

А) объединяют все остатки прошлого связанные с деятельностью людей; Б) объединяют все остатки прошлого связанные с деятельностью животных; В) объединяют все остатки настоящего и будущего связанные с деятельностью отдельных народов

1.8. К историческим источникам относятся:

А) предметы материальной культуры, памятники письменности, обряды, устное народное творчество; Б) памятники природы, заповедники, заказники; В) месторождения полезных ископаемых, рудники, пещеры.

1.9. Геральдика это наука о …

А) печатях; Б) монетах; В) гербах.

1.10. Палеография это наука изучающая

А) историю письма, графику; Б) монеты; В) развитие человеческого общества.

1.11. Нумизматика это наука о….

А) монетах; Б) печатях; В) гербах.

1.12. Геральдика это наука о….

А) монетах; Б) печатях; В) гербах.

1.13. Археологические памятники обычно обнаруживают

А) под землей; Б)под водой; В) под песком.

1.14. История человечества делится на этапы: А) каменный век; Б) бронзовый век; В) серебряный век.

1.15. Цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов:

А) доиндустриальная; Б) индустриальная; В) посттрадиционная.

1.16. Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения…

А) первых государств (4-3 тысячелетие до н.э.); Б) крупных феодальных государств (середина 11 – конец 15 века); В) первых родовых общин (3-2 тысячелетие до н.э.).

1.17. Эпоху средних веков принято определять временными рамками:

А) 2-5 век; Б)4-5 век; В) 5-15 век.

1.18. Новое время это эпоха …

А) становления и утверждения промышленной, капиталистической цивилизации; Б) становления и утверждения доиндустриальной, традиционной цивилизации; В) становления и утверждения мануфактурной, коммунистической цивилизации.

1.19 Новое время принято определять временными рамками:

А)17 -20 век; Б) 5 -15 век; В)14 -17 век.

1.20. Общественно-экономическая формация это

А)исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства; Б) тип общества, базирующийся на определенном способе распределения; В) общество, базирующиеся на определенном способе потреблении.

1.21. Укажи лишнее. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло формации:

А) первобытную; Б) рабовладельческую; В) капиталистическую; Г) социологическую.

1.22.История это наука:

А) исследующая процесс исторического развития человечества и отдельных народов; Б) исследующая процесс освоения действительности человеком; В) исследующая систему регулирования общественных отношений.

1.23. Основоположник исторической науки считается древнегреческий мыслитель:

А) Платон; Б) Геродот; В) Аристотель.

1.24. Наука раскрывающая общие закономерности в историческом развитии всего человечества и особенности жизненного пути отдельных стран и народов:

А) история; Б) нумизматика; В)философия.

1.25. Археология это наука:

А) изучающая политическое устройство общества; Б) изучающая историю общества по материальным (вещественным) памятникам; В) изучающая историю общества по духовным памятникам.

1.26. К вспомогательным историческим дисциплинам относятся:

А) палеография; Б) социология; В) нумизматика.

1.27. Исторические источники:

А) объединяют все остатки прошлого связанные с деятельностью людей; Б) объединяют все остатки прошлого связанные с деятельностью животных; В) объединяют все остатки настоящего и будущего связанные с деятельностью отдельных народов.

1.28. К историческим источникам относятся:

А) предметы материальной культуры, памятники письменности, обряды, устное народное творчество; Б) памятники природы, заповедники, заказники; В) месторождения полезных ископаемых, рудники, пещеры.

1.29. Геральдика это наука о …

А) печатях; Б) монетах; В) гербах.

1.30. Палеография это наука изучающая

А) историю письма, графику; Б) монеты; В) развитие человеческого общества.

1.31. Нумизматика это наука о….

А) монетах; Б) печатях; В) гербах.

1.32. Археологические памятники обычно обнаруживают

А) под землей; Б) под водой; В) под песком.

1.33. История человечества делится на этапы:

А) каменный век; Б) бронзовый век; В) серебряный век.

1.34. Цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов:

А) доиндустриальная; Б) индустриальная; В) посттрадиционная.

1.35. Отсчёт истории Древнего мира ведется с возникновения…

А) первых государств (4-3 тысячелетие до н.э.); Б) крупных феодальных государств

(середина 11 – конец 15 века); В) первых родовых общин (3-2 тысячелетие до н.э.).

1.36. Эпоху средних веков принято определять временными рамками:

А) 2-5 век; Б)4-5 век; В) 5-15 век.

1.37. Новое время это эпоха …

А) становления и утверждения промышленной, капиталистической цивилизации;

Б) становления и утверждения доиндустриальной, традиционной цивилизации;

В) становления и утверждения мануфактурной, коммунистической цивилизации.

1.38. История человеческого общества условно разделяется на:

А) Древний мир; Б) Старейшее время; В) Новейшее время.

1.39. Процесс постоянных изменений во всех сферах жизни обществ, государств, в их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания:

А) Мировое развитие; Б) Государственное развитие; В) Политическое развитие.

2.1. Древнейшие люди появились в:

А) Восточной Африке; Б) Южной Азии; В)Западной Европе.

2.2. Большинство древневосточных цивилизаций было:

А) речными; Б) морскими; В) океаническими.

2.3. Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций. Где кастовый строй получил классическое воплощение?

А) в Китае; Б) в Индии; В)В Древнем Риме.

2.4. Четыре очага цивилизации – это:

А) Египет, Двуречье, Индия, Китай; Б) Киевская Русь, Персия, Вавилон, Индия;

В) Африка, Древняя Греция, Древний Рим, Индия.

2.5. Найдите лишнее. Древние цивилизации от первобытного мира отличало: А) полная зависимость людей от природы; Б) возникновение и развитие городов; В)формирование государства.

2.6. В основе неолитической революции находится:

А) развитие ремесла и торговли; Б) переход от присваивающего хозяйства к производящему; В) появление городов.

2.7. Группа первобытных людей, занимающаяся поисками средств к существованию:

А) человеческое стадо; Б)человеческая группа; В) человеческое содружество.

2.8. Человеческое стадо это-

А) группа первобытных людей, занимающаяся поисками средств к существованию;

Б) группа людей, занимающаяся земледелием и скотоводством; В)группа древних людей, занимающаяся ремеслом и скотоводством.

2.9. Родовая община это…

А) коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка; Б) союз людей, занимающаяся поисками средств к существованию; В) союз племен ведущих свое происхождение от разных родственников.

2.10. Коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка это:

А) родовая община; Б) племя; В) семья.

2.11. Человек разумный появился:

А) 40 тыс. лет тому назад; Б) 8 тыс. лет тому назад; В) 9 тыс. лет тому назад.

2.12. 40 тыс. лет тому назад появился человек:

А) разумный; Б) умелый; В) справедливый.

2.13. Неолитическая революция произошла:

А) 3 - 2 тыс. лет назад; Б) 7 - 5 тыс. лет назад; В) 4 – 8 тыс. лет назад.

2.14. Самые древние орудия труда находят в:

А) Восточной Африке; Б) Западной Европе; В) Северной Америке.

2.15. В число основных рас обычно включают:

А) европеоидную; Б) монголоидную; В) азиатскую.

2.16. Патриархат это…

А) главенствующая роль мужчин в обществе; Б) главенствующая роль женщин в обществе; В) главенствующая роль жрецов и шаманов в обществе.

2.17. Матриархат это…

А) главенствующая роль мужчин в обществе; Б) главенствующая роль женщин в обществе; В) главенствующая роль жрецов и шаманов в обществе.

2.18. Союз родовых общин, живущих водной местности и имеющих общие традиции и обычаи: А) племя; Б) совет старейшин; В) человеческое стадо.

2.19. Прародина человека:

А) Восточная Африка; Б) Южная Азия; В) Западная Европа.

2.20. Союз родственных племен:

А) племенной союз; Б) каста; В) человеческое стадо.

2.21. Первых людей современного типа называют

А) питекантропы; Б) неандертальцы; В) кроманьонцы.

2.22. Кроманьонцы это…

А) первые люди современного типа; Б) обезьяночеловеке; В) китайские люди.

2.23. Счет родства ведется по материнской линии, мужья переходят жить в род жены при…

А) матриархате; Б) патриархате; В) экзогамии.

2.24. Антропогенез это….

А) развитие природы; Б) становление общества; В) становление человека.

2.25. Становление человека это..

А) антропогенез; Б) социогенен; В) антропосоциогенез.

2.26. Неолитическая революция это…

А) переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству; Б) переход от земледелия к охоте; В) переход от производящей экономике к присваивающей.

2.27. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству это…

А) неолитическая революция; Б) оранжевая революция; В) буржуазная революция.

2.28. Фетишизм это…

А) поклонение камням и деревьям; Б) поклонение духам и силам природы; В) почитание животных как перевоплотившихся предков.

2.29. Питекантроп это -

А) обезьяночеловек; Б) современный человек; В) разумный человек.

2.30. Итог неолитической революции:

А) переход от присваивающего хозяйства к производящему; Б) переход от производящего хозяйства к осваивающему; В) переход от собирательства к охоте.

2.31. В основе неолитической революции – это:

А) развитие ремесла и торговли; Б) переход от присваивающего хозяйства к производящему; В) появление городов.

2.32. С появлением кроманьонцев закончился процесс:

А) антропогенеза; Б) неолитической революции; В) социогенеза.

2.33. Выберите характерные черты «первобытного коммунизма»:

А) равенство членов группы; Б) взаимовыручка; В) имущественное расслоение.

2.34. Коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка это: А) родовая община; Б) племя; В) семья.

2.35. 40 тыс. лет тому назад появился человек:

А) разумный; Б) умелый; В) справедливый.

2.36. Неолитическая революция произошла:

А) 3 - 2 тыс. лет назад; Б) 7 - 5 тыс. лет назад; В) 4 – 8 тыс. лет назад.

2.37. Самые древние орудия труда находят в:

А) Восточной Африке; Б) Западной Европе; В) Северной Америке.

2.38. Человек разумный появился:

А) 40 тыс. лет тому назад; Б) 8 тыс. лет тому назад; В) 9 тыс. лет тому назад.

2.39. Прародина человека:

А) Восточная Африка; Б) Южная Азия; В) Западная Европа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: