а) Меридиональные
ж/д магистраль | Областные центры и крупные города | ж/д ветки |
1. Оренбург-Ташкент (построена в 1905-1907г). связывает европейскую часть СНГ со странами Центральной Азии | Актобе Кызылорда | |
2. Арысь-Семипалатинск (учаток от ст.Кулан до Семипалатинска называется Турксиб); построена в 1930г. Связывает Южный и Восточный Казахстан. | Шымкент Тараз Алматы Усть-Каменогорск (через станцию Шар) Семипалатинск | Появилась возможность для освоения фосфоритов Каратау, развитие цветной металлургии в Рудном Алтае |
Трансказахстанская (Петропавловск – Шу); соединяет северный, центральный и южный Казахстан | Петропавловск Кокшетау Астана Караганда | от ст. Жарык к Жезказгану; от Майнты – к Балхашу, Саяк, Актогай. Для освоения полиметаллов и железных руд – Караганда-Карагайлы. Способствовала освоению Карагандинского угольного бассейна. |
Широтное направление 1. Участок Великой Сибирской магистрали проходит через г.Петропавловск. | ||
2. Среднесибирская (Комсомольск-Костанай-Кокшетау-Карасу-Каменьна-Оби). | Костанай Кокшетау | Костанай – Тобол – Лисаковск- освоение железорудных месторождений Торгайской ложбины; Тобол-Жетыкара – асбест; Ишим-Аркалык – Торгайские бокситы. |
3. Южно-Сибирская (Карталы-Астана-Павлодар-Барнаул) | Астана Павлодар | Способствует освоению Экибастузского угольного бассейна. |
- ж/д Атырау – Кандыгаш – Орск – связывает Западный Казахстан с Уральским экономическим районом России; от ст. Макат проложена дорога Бейнеу. Актау – Новый Узень – возможность для освоения нефти и газа в Мангыстауской обл. Ст.Бейнеу дает выход странам Центральной Азии в европейскую часть России.
— ж/д Атырау – Астрахань – связывает Западный Казахстан со странами Северного Кавказа и Закавказья.
- Крупнейший морской порт – Актау.
- Ведущее место в речном транспорте принадлежит р. Иртыш (порты – Павлодар, Семей, Усть-Каменогорск); р.Урал (порты – Уральск, Атырау).
- В настоящее время в время в стране действует 51 аэропорт, 21 из которых – республиканского значения.
Промышленность строительных материалов