Компьютерная безопасность

ДЕТИ В ИНТЕРНЕТЕ


Человек, владеющий компьютером, быстрее найдет работу. Многие подростки, на лету схватывающие новинки, уже в 14 лет могут неплохо заработать в областях журналистики, программирования, создания сайтов и пр. Никто не спросит у него паспорт, работодателя интересует только результат. Зачем лишать ребенка такого шанса? Может быть, достаточно просто активного участия?

Несмотря на все варианты использования компьютеров, можно выделить три основных направления: познавательное, игровое и коммуникативное. Крайность любого из них может привести к опасности:

• увлеченность компьютерными играми: крайний вариант – игромания;

• увлеченность познанием в сфере технологий и программирования: крайность – хакерство;

• увлеченность самими средствами сетевой коммуникацией: опасность – интернет-зависимость.

«Компьютерные» болезни

При постоянной работе за компьютером появляются специфические болезни: расстройство зрения (55–65 % пользователей), болезни центральной и периферической нервной системы (20–25 %), заболевания опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, туннельный кистевой синдром, от которого страдали еще машинистки, и пр.) и сердечно-сосудистой системы. По данным сайта http://comp-doctor.ru/, к основным вредным факторам, действующим на человека, который работает за компьютером, относятся следующие:

сидячее положение в течение длительного времени;

• воздействие электромагнитного излучения монитора;

• утомление глаз, нагрузка на зрение;

• перегрузка суставов кистей;

• стресс при потере информации.

Все синдромы «компьютерной» болезни были описаны еще в средние века врачом Галеном, который лечил монахов, занятых переписыванием «Слова Божия», и установил, что чаще всего они страдают ослаблением остроты зрения, нарастанием близорукости, а позже развиваются и нервные симптомы – дрожание рук и нарушение сна. XXI век добавил только специфику, причем признаки изменились не в лучшую сторону.

Экран монитора состоит из нескольких миллионов светящихся точек. Горят они неравномерно, чего человек не замечает, но его глаза улавливают. Перенося взгляд с экрана на клавиатуру, мы резко меняем условия освещенности, что только усугубляет ситуацию. Долго глядя на экран монитора, мы не даем глазам моргать, в результате чего веки не смачивают сетчатку, что приводит к нескольким проблемам сразу. Решая разнообразные задачи, приходится на близком расстоянии подолгу рассматривать выводимые на экране мелкие буквы, цифры и рисунки. В результате острота зрения быстро теряется.

Вынужденное сидячее положение, при котором напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, вызывает остеохондроз и сколиоз. Между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, и, как следствие, появляются неприятные болезни. Малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению. Работа с мышью и клавиатурой, при которой руки напряжены в кистевом суставе, и воздействие на нервные окончания пальцев приводят к кистевому синдрому, онемению и покалыванию.

О безопасности мониторов говорится много. В 1992 году с принятием стандарта ТСО’92 проблема вредного излучения монитора была практически решена (именно тогда исчезли специальные экраны, защищающие пользователя от излучения). Современные стандарты развили некоторые положения, однако основа осталась практически неизменной. Покупая современный монитор, в том числе использующий электронно-лучевую трубку, можно быть уверенным в его относительной безопасности. Проблемное место всех мониторов – боковые и задние стенки, где уровень электромагнитных излучений может быть повышенным. Изменяются также физические характеристики воздуха в помещениях с долго работающим компьютером: незначительно повышается температура, падает ниже нормы относительная влажность, увеличивается содержание двуокиси углерода, ионизируется воздух и скапливается пыль.


Можно сделать следующие выводы.

ü Необходимо ограничить время пребывания ребенка за компьютером. Многие называют цифру 15 минут в день, но ее, как правило, удается придерживаться только в отношении детей младшего школьного возраста. Чем старше становится ребенок, тем труднее оттащить его от компьютера.

ü Рабочее место должно быть хорошо освещено и удобно. Монитор желательно поставить в угол или к стене. В Интернете можно найти достаточно информации о том, каким должно быть рабочее место, с указанием параметров для каждого возраста. Однако дети развиваются по-разному, а в магазинах предлагается мебель стандартных размеров, поэтому правило одно: ребенку должно быть максимально удобно, он должен сидеть без напряжения, спокойно и расслабленно. Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенку следует на расстоянии не менее 50–70 см от монитора, взгляд должен находиться на уровне центра экрана. Посадка должна быть прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы, руки – свободно лежать на столе, ноги – не висеть, а стоять на подставке.

ü В комнате, в которой стоит компьютер, систематически должна проводиться влажная уборка, помещение должно проветриваться. Цветы и аквариум будут способствовать улучшению физических характеристик воздуха.

ü Из этого списка наибольшую сложность представляет контроль общего времени, проводимого ребенком за компьютером, так как им можно пользоваться на занятиях в школе, дома, в гостях у товарищей, в компьютерных клубах. Здесь приходится полагаться только на сознательность ребенка. Хотя имеются программы, позволяющие ограничить время пребывания за компьютером (о них будет рассказано далее), их применение может вызвать отрицательную реакцию, поэтому здесь очень важна разъяснительная работа со стороны родителей.


Синдром компьютерных игр

Целью покупки большинства домашних компьютеров является использование их в качестве развлекательной платформы. В первую очередь это игры. Синдром зависимости от компьютерных игр до сих пор не исследован, и при его изучении можно столкнуться с противоположными мнениями, которые, правда, сходятся в одном: последствием долгих игр является эмоциональное и нервное перенапряжение.

Некоторые игры требуют быстрой ответной реакции, а кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка утомление. Над созданием соответствующей игровой атмосферы работают лучшие специалисты. Играющий должен пройти игру вместе со своим героем. Игры открывают ребенку новый мир, в котором он является великим полководцем, космическим воином или спецназовцем, отмеченным большим количеством наград. Весь мир в играх агрессивно настроен к герою. Однако это в виртуальном мире, где возможно переиграть. В реальной жизни, столкнувшись с препятствиями, ребенок не сможет преодолеть их теми же способами, что в играх, и накопленный опыт ему не поможет. Там он командир, ведущий в бой солдат, а здесь – простой человек, вынужденный доказывать свою полезность обществу. Ему еще тяжело разделить мир на настоящий и искусственный. Как следствие, возникает замкнутость в себе и в своем виртуальном мире, где все так, как хочет он.

Находясь за компьютером, ребенок испытывает эмоциональный стресс. Проводя за ним много времени, ребенок не успевает делать все остальное, забрасывает учебу. Снижение успеваемости в школе – один из признаков, что пора принимать меры. Некоторые считают, что показатель успеваемости является хорошей мотивацией ребенка: если уровень ниже некоторого предела, ребенку запрещают работать за компьютером.

Главная ошибка – то, что к покупке компьютера может быть не готов взрослый. Ребенок говорит, что нужно купить компьютер, чтобы он мог играть, и компьютер дарится на день рождения. Чем конкретно будет заниматься ребенок, родителей интересует меньше. Ребенок оказывается предоставленным самому себе в виртуальном мире.

С самого начала нужно подчеркивать, что компьютер – это инструмент познания, обучения, орудие труда, средство коммуникации, а только потом – развлекательная система. Родителям, использующим компьютер в профессиональных целях, это объяснить легче: ребенок видит, что отец за компьютером именно работает, и относятся к машине как к инструменту вроде молотка, который может показывать мультики и игры, но только в свободное время.

Игры также бывают разные: существует целый набор игр, которые могут помочь в математике, языках, письме, развить логику; быстроту реакции и сообразительность; даже карточные игры не только не наносят урон психике, но и считаются полезными. Время сеанса в таких играх на порядок меньше, а игровой процесс в любое время можно прервать. Именно с таких игр, а не с убийства монстров следует начинать осваивать компьютер ребенку.

Если вам не безразлична судьба ребенка, обратите внимание на то, в какие игры он играет: желательно, чтобы он не мог скрыть, сколько времени он проводит за компьютером, который поэтому должен стоять в общей комнате. В этом случае вполне естественно, если вы будете вторгаться в его жизненное пространство, чтобы поинтересоваться, чем он занимается, поиграть вместе или просто поговорить. Интересуйтесь его впечатлениями от игры, а также акцентируйте внимание на впечатлениях от событий реальной жизни. Последнее особенно важно: необходимо ненавязчиво объяснять отличия игрового мира от реального. Ребенок должен понять сам, что жизнь более интересна и красочна, чем поверхностные впечатления от компьютерного мира.


Опасности, подстерегающие ребенка в Интернете

У большинства людей Интернет ассоциируется с анонимностью, простотой доступа к информации, отсутствием границ и цензуры, безопасностью. Однако не все так просто. О некоторых опасностях было рассказано ранее, а об анонимности речь пойдет в следующей главе. Интернет является отражением реального мира, и все пороки и отрицательные явления встречаются и здесь. Легкость, с которой ребенок может получить любую информацию, должна заставлять родителей быть начеку. По данным сайта http://www.wiredsafety.org/, в Интернете ребенка могут подстерегать следующие опасности.

o Доступ к неподходящей информации: порнографии, пропаганде ненависти, нетерпимости, насилия, жестокости и дезинформации.

o Доступ к определенной информации может привести к тому, что дети совершат действия или купят товары, потенциально опасные для них. Существуют сайты, предлагающие инструкции по изготовлению взрывчатых веществ, продающие оружие, алкоголь, отравляющие и ядовитые вещества, наркотики, табачные изделия и предлагающие принять участие в азартных онлайн-играх.

o Притеснения со стороны других пользователей Сети (чаще всего злоумышленниками оказываются другие дети), которые грубо ведут себя в Интернете, оскорбляют и угрожают. Ребенок также может загрузить на компьютер вирусы или подвергнуться нападению хакеров.

o Дети могут выдать важную и личную информацию, заполняя анкеты и принимая участие в онлайн-конкурсах, могут стать жертвой безответственных торговцев, использующих нечестные, запрещенные маркетинговые методы.

o Ребенка могут обмануть при покупке товаров через Интернет, а также выдать важную финансовую информацию другим пользователям (например, номер кредитной карточки, пин-код и пароль).

o Киберманьяки могут преследовать ребенка с целью личной встречи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: