Как отвечать на вопросы детей

В свое время А.М.Горький замечал, что умение тол­ково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Современная наука располагает данными, опираясь на которые педагог может овладеть этим искусством и по­ложительно воздействовать своими ответами на умствен­ное развитие дошкольников. Как же отвечать на вопро­сы ребенка?

- Помните, что ребенок задает вопрос не всякому взрос­лому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано на­чинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важ­нейшее требование к ответам на детские вопросы - уважи­тельное, бережное отношение к ним.

- Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме по­знавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.

- На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напро­тив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит дет­скую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее тре­бование - краткость и определенность ответа. Следует учи­тывать уровень умственного развития ребенка, обращать­ся к его жизненному опыту.

- Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет по­нятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то ра­зобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Как считает Н.Н. Под- дьяков, именно не совсем отчетливые знания оказывают су­щественное влияние на умственное развитие, порождая у

ребенка гипотезы, сомнения, стимулируя его познаватель­ную активность.

- Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, во­влекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилия­ми ищите ответ.

- Не подавляйте ребенка «грузом» своих знаний, не то­ропитесь с ответом. Помните, что вы должны дать до­школьнику представление о том, что в мире много источ­ников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Пред­ложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в том числе и для детей. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанни­ков группы для обмена мнениями, для коллективного по­иска ответа.

- Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, со­здайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для это­го можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу.

К сожалению, это требование часто не соблюдается, ког­да взрослые отвечают на такие сложные для детей вопро­сы, которые касаются происхождения людей, историческо­го прошлого. Взрослые не всегда знают об особенностях формирования временных и пространственных представ­лений у дошкольников. В частности, дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о ко­торых спрашивают. Учитывая это, достаточно ограничить­ся в ответе сообщением отдельных фактов об историчес­ком событии, которое заинтересовало ребенка, не пытаясь при этом дать их хронологическую последовательность.

Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.

Л Для любознательных

О детской любознательности прекрасно написал английский > поэт Редьярд Киплинг. Прочитайте его стихотворение в переводе С.Я.Маршака.


Есть у меня шестерка слуг, Проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг, - Все знаю я от них.

Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Гда.

Я по морям и по лесам Гоняю верных слуг. Потом работаю я сам, И им даю досуг.

Даю им отдых от забот, - Пускай не устают. Они прожорливый народ, — Пускай едят и пьют.

Но у меня есть юный друг, Особа юных лет. Ей служат сотни тысяч слуг, И всем покоя нет!

Она гоняет, как собак, В ненастье, дождь и тьму Пять тысяч Где, семь тысяч Как, Сто тысяч Почему.


 


Знания сами по себе еще не обеспечивают полноты ум­ственного развития, но без них последнее невозможно. По- Формирование этому основу умственного воспитания системы знаний Дошкольников составляет ознакомление

об окружающем с 0КР>'жающим'в пР0цессе которого дети

___ усваивают разнообразные знания.

мире и. г г

v Определение объема и содержания зна­

ний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка до­школьного возраста, - одна из традиционных проблем пе­дагогики. Первенство в решении этой проблемы принад­лежит Я. А.Коменскому. В книге «Материнская школа» Коменский изложил программу знаний, положив в ее ос­нование принцип энциклопедичное™. Это значит, что в дошкольном возрасте нельзя ограничивать познание ре­бенка какими-либо отдельными сторонами действитель­ности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными (о природе, о тру­де, о небесных светилах, об экономике и др.). Я. А. Комен­ский определил еще одно требование к знаниям для ма­леньких детей: они должны служить воспитанию. Оба эти принципа (энциклопедичность знаний, их воспитывающий характер) учтены при составлении современных программ для дошкольников.

В истории отечественного детского сада круг необходи­мых для развития ребенка знаний очерчивался программа­ми воспитания. Условно эти знания делились на знания о природе, о предметном мире, о труде и профессиях, о явле­ниях общественной жизни. В разделе знаний о явлениях общественной жизни преобладали знания политического характера (революция, вожди).

В последние годы разработано много новых программ, где определен круг знаний об окружающем мире. Общим для всех программ является попытка поставить в центр этих знаний человека (человек и природа, человек и рукотвор­ный мир, человек и другие люди, человек и художествен­ные образы, человек и его личность, индивидуальность).

Любое предметное содержание знаний дошкольник мо­жет усвоить по-разному (А. А. Люблинская): в виде пред­ставлений (образы конкретных предметов), в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов, объединен­ных на основе общих существенных признаков), в виде зна­ний-сведений, которые он получает от взрослых, в виде объяснения, рассказа из литературных произведений, ко­торые ему читают.

На протяжении дошкольных лет ребенок, посещающий детский сад, овладевает двумя категориями знаний. Пер­вую категорию составляют те знания, которые он усваива­ет без специального обучения, в повседневной жизни, об­щаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблю­дений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоя­тельно.

Исследования А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова, П. Г. Саморуковой и др. выявили, что наиболее высокого уровня умственного развития можно добиться в том слу­чае, если давать детям не разрозненные сведения, а систе­матизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зависимости в той или иной области действитель­ности (связь между ростом растений и условиями их суще­ствования и др.).

Усвоение систематизированных знаний развивает у ре­бенка умение вычленять основные стороны действитель­ности и увязывать их в целостные знания о мире, создает важные предпосылки для овладения такими формами те­оретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в начальной школе (В. В. Давыдов, Л. Ф. Обухова).

Условно средства умственного воспитания распределяют­ся на две группы: деятельность детей и произведения духов­ной и материальной культуры.

На ранних ступенях развития ребенка личный опыт- важнейший путь познания окружающего мира. Но очень Средства умствен- СК0Р° ег0 становится недостаточно. „ОГО воспитания Как образно сказал И. М. Сеченов, ре­бенку с самых малых лет начинают пре­подносить и делом и словом готовые формы чужого опы­та, снимая с его слабых плеч тяжелый труд познания соб­ственным трудом. Это происходит за счет формирования различных видов деятельности, а также обучения.

Деятельность детей дошкольного возраста отличает­ся по видам и содержанию, а следовательно, и по воз­можностям оказывать влияние на умственное развитие. Бесспорно, что в различных видах деятельности перед ре­бенком возникают разные познавательные задачи, реше­ние которых составляет органическую часть той или иной деятельности.

Значительное время, особенно у детей младшего до­школьного возраста, отводится на так называемую бы­товую деятельность, связанную с выполнением ре­жима. Содержание этой деятельности чрезвычайно бла­гоприятно для сенсорного развития. Умываясь, дети различают теплую и холодную воду, познают другие свойства воды, ощущают запах мыла, сухость и влаж­ность полотенца. За завтраком, обедом, полдником мож­но знакомить малышей с особенностями пищи, продук­тов, их вкусом, запахом, консистенцией, цветом и др. В процессе выполнения режимных процедур дети упраж­няются в пространственных ориентировках (правая, левая рука, нога; сбоку, сзади и т.д.). Временная определенность режима жизни детей помогает им усвоить первые представления о частях суток, днях недели, о том, что значит «сейчас», «потом», «рано», «поздно» и др. Де­тей учат ценить время свое и других, не опаздывать, не зас­тавлять себя ждать. Таким образом, их подводят к осозна­нию необратимости, текучести времени.

Дети узнают название посуды, мебели, одежды, знако­мятся с материалами, из которых они изготовлены, с пра­вилами пользования ими. У опытного педагога ознакомле­ние детей с предметами быта, утвари служит развитию ана- литико-синтетической деятельности, упражнению в сравнении, классификации.

Усвоение и воспроизведение последовательности дей­ствий, необходимых для умывания, одевания, раздевания, приема пищи, сервировки стола, требуют сосредото­ченности внимания, памяти, мышления, произвольности поведения. Воспитатель привлекает внимание детей к орга­низованности, культуре деятельности окружающих взрос­лых. Все это расширяет кругозор ребенка и создает возмож­ности для умственного развития.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижные, дидактические) заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.

Творческие игры по своей природе отобразительные: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее. В процессе игры эти знания подни­маются на новый уровень: переводятся в речевой план, сле­довательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуют­ся. Общение дошкольников в игре способствует их взаимно­му обогащению знаниями, поскольку дети обмениваются мнениями, обращаются за советом к взрослым, к иным ис­точникам получения дополнительной информации.

Игра возможна при активной работе воображения, бла­годаря которому дети комбинируют впечатления, догова­риваясь о содержании предстоящей деятельности, входят в роль, используют самые разные игрушки и предметы.

Возникающая перед детьми необходимость согласовы­вать свои замыслы, договариваться о том, во что и как они будут играть, способствует развитию у детей планирующей функции мышления.

Продуктивные виды деятельности (трудо­вая, конструктивная, изобразительная) обладают своими спе­цифическими возможностями для дальнейшего развития пла­нирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы вы­полнения работы, способы ее организации и т. д.

Умственное воспитание в трудовой деятельности направ­лено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменения­ми под влиянием преобразующей деятельности (песок после поливки становится влажным; перекопанная земля - рыхлой; мыло пенится в теплой воде). У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.

Ручной труд обладает неограниченными возможностя­ми для развития воображения (в том числе и пространствен­ного), смекалки, творчества.


Труд в природе имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития расти­тельного и животного мира, что, в свою очередь, помогает установлению причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям.

Выращивая растения на грядке, в уголке природы, дети с интересом наблюдают весь цикл развития «от семени до семени», наглядно убеждаются в зависимости роста расте­ния от создания необходимых для этого условий (наличия влаги, света, тепла). Таким образом, труд в природе спо­собствует становлению словесно-логического мышления.

В жизнь ребенка рано входят как важнейшие средства умственного развития предметы материальной и духов­ной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульпту­ра, предметы декоративно-прикладного искусства и т. п.

В последние годы все активнее в качестве средств ум­ственного воспитания стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание нацио­нальной культуры очень велико. На конкретном материа­ле у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах и т.п.

За рубежом, а в последние годы и в нашей стране как комплексное средство умственного воспитания детей ис­пользуются музеи (краеведческие, художественные, исто­рические). Многие музеи организуют на своей базе сту­дии, кружки для детей дошкольного и младшего школь­ного возраста, развертывают специальные экспозиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: