Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал Я ждал, пока хватило сил,

И гостей к себе...(позвал). Потом кусочек...(откусил).

Купил муку, купил творог, Потом подвинул стул и сел

Испек рассыпчатый...(пирог). И весь пирог в минуту...(съел).

Пирог, ножи и вилки тут, Когда же гости подошли,

Но что-то гости...(не идут). То даже крошек...(не нашли).

Творческие задания можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисовании при подборе материалов для изображения и др. Это очень эффек­тивный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес.

Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам ху­дожественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творчес­кое при всей условности понимания данного термина при­менительно к дошкольникам. Потому и нужны методы пря­мого обучения: показ, упражнение, обследование предме­тов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие за­дания придают обучению развивающий характер.

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учрежде­нии осуществляется в разных формах в зависимости от прин­ципа руководства их деятельностью, способа объединения Формы организа- Дошкольников, вида деятельности, ции эсгетическо- Воспитатель управляет процессом раз-

вития детей, го воспитания " А _

Дети и сами любят художественную дея­тельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная де­ятельность полностью осуществляется без руководства взрос­лого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоя­тельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятель­ности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке, смастерить иг­рушку для игры и др. Очень часто такая деятельность но­сит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы.

Задача педагога - не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное - создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где имен­но можно, не мешая другим, рисовать, строить, музициро­вать и т.п. Воспитатель развивает самостоятельность де­тей, используя подсказку, привлечение внимания к пред­мету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуаль­ный характер, а иногда дети объединяются по два, три чело­века и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, масте­рят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т. д.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно свя­зана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организован­ные занятия по развитию речи, изобразительной деятельно­сти, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработан­ному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Воспитатель организует экскурсии в природу, к памят­никам, в музей (эта форма работы с детьми может осуще­ствляться и родителями), на празднично украшенную ули­цу и т. д. Задача педагога - продумать содержание экскур­сии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место прове­дения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетичес­кие чувства. А чувства, как известно, очень легко разруша­ются. Приведем такой пример. Не продумав заранее, как расположить детей у памятника И. Е. Репину, воспитатель размещает их таким образом, что в поле зрения попадает и река. А на ней сделаны красивые фонтаны. И внимание де­тей переключается на более сильный по эмоциональному воздействию объект. А целесообразнее было бы разместить детей так, чтобы сначала они увидели только памятник, рас­смотрели его и послушали рассказ воспитателя. Потом мож­но было бы предложить экскурсантам повернуться к реке и связать новый объект наблюдения с предыдущим.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры-драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя (см. главу «Театрализованные игры» настоя­щего пособия).

Значительное место в педагогическом процессе до­школьного учреждения и в жизни детей занимают праздни­ки и развлечения.

Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Например, виктори­на по сказкам К.Чуковского (материал для организации викторин и других развлечений см. в кн.: Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. - М., 1997; Дубровская Е. А. Раз ступенька, два ступенька - будет... песенка. - М., 1997).

Полезны для эстетического развития развлечения, соче­тающие разные виды искусств. Подбирается разнообраз­ный материал - и литературный, и музыкальный, и изобра­зительный на одну тему, например «Поет зима - аукает...». Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т.д.

Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспиты­вают эстетические чувства.

Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на празд­ники, связанные с общественной жизнью (23 февраля - День защитника Родины, 9 Мая - День Победы, 12 июня - День независимости России), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть и праздники, отражающие собы­тия местного значения (День города), а также свои, детса­довские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и др.). При проведении праздников решается комп­лекс воспитательных задач - нравственных, интеллектуаль­ных, а также задач физического развития. И конечно, реа­лизуются задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее при­поднятое настроение - все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят уча­ствовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возмож­ность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать фор­му проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует.

Нельзя никого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

В программу для дошкольного учреждения «Истоки» (Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 1997) впервые введен раздел «Художественная декоратив­ная деятельность. Детский дизайн». Новое направление педагогической работы предусматривает воспитание эмо­ционального отношения к природному окружению, к ди­зайну быта. Формы реализации этой части программы раз­нообразны. Наиболее типична - совместно-раздельная дизайн-деятельность по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).

Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного воз­раста может быть организовано в разных формах, и, как было отмечено выше, эти формы имеют свою классифика­цию. Обобщим их в единой таблице.

По принципу управ­ления деятельностью детей Под прямым руковод­ством взрослого Под косвенным руко­водством взрослого
По способу объеди­нения детей Совместная деятель­ность детей и взрос­лого: - фронтальная, - подгруппами, - с одним ребенком Индивидуальная, подгруппами
По видам деятельности Занятия, экскурсии, праздники, развлече­ния, игры, труд Театрализованные игры, повторение занятий, праздников

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: