История социологии права

Социология права осознала себя как наука только в конце XX века: в 1913 году австриец Евгений Эрлих опубликовал ра­боту «Основы социологии права»; в 1956 году на факультете права Парижского университета был введен курс юридической социологии; в 1962 году Международная социологическая ассо­циация учредила комитет по исследованиям в области социоло­гии права. Но молодые науки не отказываются от своих пред­шественников. А в социологии права их много. Когда неюрист начинает интересоваться правом и не может изучать его как специалист в этой области, он может заняться им как социолог. По этой причине в сообщениях историков и путешественников, повествующих о сценах из прошлого или об иноземных нравах (семья, ярмарки, судебные процессы и т.д.), содержится так много фактов социоправового характера, а у философов возникает столько мыслей, касающихся той же тематики.

Платон и Аристотель, Монтень и Паскаль могут с полным основанием рассматриваться как великие предшественники со­циологии права.

Особое место принадлежит Монтескье и его работе «О духе законов». Монтескье проложил новый путь для изучения права, и его уже можно назвать почти социологическим. Надолго впав­ший в немилость из-за оригинальности своих этнографических сведений, в наши дни он снова стал актуален, поскольку утвер­ждает существование «необходимых связей» между законода­тельными феноменами и всеми остальными — социальными или даже физическими явлениями (как это предполагает, в частно­сти, его знаменитая теория климатов). Такие необходимые связи должны пониматься не столько как каузальные законы эволю­ции, сколько как структурные взаимозависимости.

Что касается других авторов, то нельзя не признать пользы, которую извлекла и продолжает извлекать из их трудов социо­логия права. Генри Мэн («Ancient Law», 1861 — «Древнее право») и Иеринг («Der zweck im Recht», 1877 — «Цель в праве») внесли большой вклад в эволюцию права. Макс Вебер («-Эконо­мика и общество», 1922) стремился объяснить право экономи­ческой историей и выявить влияние правовых норм на социаль­ное поведение. Нельзя не упомянуть о Дюркгейме, ибо, в отли­чие от Огюста Конта, он был убежден в значимости права не только как социального явления, но и как средства наблюдения над другими социальными явлениями в состоянии кристалли­зации. И, разумеется, марксизм. Для социалистического режи­ма он составлял основу любой идеологии права, в других же случаях он долго был предметом споров. Причиной дискуссий была, во-первых, теория исторического материализма, рассмат­ривавшая право как надстройку, определяемую производствен­ными отношениями, а во-вторых, теория отмирания государства с последующим постепенным упразднением права в грядущем коммунистическом обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: