double arrow

Тема 10 . Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности


1. Понятие экономического индекса.

2. Индивидуальные и общие индексы.

3. Индексы количественных и качественных показателей.

4. Индексы переменного и фиксированного состава.

Понятие экономического индекса.

Важное значение в статистических исследованиях имеет индексный метод. Полученные на основе этого метода показатели используются для характеристики развития анализируемых показателей во времени, на территории, изучения структуры и взаимосвязей, выявления роли факторов в изменении сложных явлений.

Слово индекс имеет несколько значений: показатель, указатель, опись, реестр. В статистике под индексомпонимается относительный показатель, который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, в пространстве или сравнение фактических данных с любым эталоном.

Все экономические индексы можно классифицировать по следующим признакам:

· Степень охвата явления

· База сравнения

· Вид весов

· Форма построения

· Характер объекта исследования

· Объект исследования

· Состав явления

· Период исчисления

По степени охвата явления индексы бывают индивидуальные и сводные. Индивидуальные индексы служат для характеристики изменения отдельных элементов сложного явления. Для измерения динамики сложного явления, составные части которого непосредственно несоизмеримы, рассчитывают сводные, или общие индексы.

По базе сравнения все индексы можно разделить на две группы: динамические и территориальные. Динамические отражают изменения явлений во времени, базисные и цепные. Территориальные применяются для межрегиональных сравнений. Большое значение эти индексы имеют в международной статистике.

По виду весов индексы бывают с постоянными и переменными весами.

В зависимости от формы построения различаются индексы агрегатные и средние. Агрегатная форма общих индексов является основной формой экономических индексов. Средние это производные, они получаются в результате преобразования агрегатных индексов.

По характеру объема исследования общие индексы подразделяются на индексы количественных и качественных показателей.

По объекту исследования индексы бывают: производительности труда, себестоимости, физического объема, стоимости продукции.

По составу явления можно выделить две группы индексов: постоянного состава и переменного состава.

По периоду исчисления индексы подразделяются на годовые, квартальные, месячные, недельные.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: