Виды и уровни памяти

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память ((информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполне­ния деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве. У взрослых ослабевает.

Произвольная память (информация запоминается целе­направленно с помощью специальных приемов). Эффек­тивность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, надолго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2. От приемов заучивания.

Приемы заучивания:

а) механическое дословное многократное повто­рение — работает механическая память, тра­тится много сил, времени, а результаты низ­кие; механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает: ло­гическое осмысление материала, системати­зацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смыс­ловая) — вид памяти, основанный на уста­новлении в запоминаемом материале смыс­ловых связей; эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической памяти;

в) образные приемы запоминания (перевод ин­формации в образы, графики, схемы, кар­тинки) — работает образная память; образ­ная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (спе­циальные приемы для облегчения запоми­нания).

Способность постоянно накапливать информацию, яв­ляющаяся важнейшей особенностью психики, носит уни­версальный характер, охватывает все сферы и периоды пси­хической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно. В качестве примера можно привести случай. Совершенно неграмотная женщина заболела и в лихорадочном бреду громко выкрикивала ла­тинские и греческие изречения, смысла которых явно не понимала. Оказалось, что в детстве она служила у пастора, имевшего обыкновение заучивать вслух цитаты античных классиков. Женщина невольно запомнила их навсегда, о чем, впрочем, до болезни сама не подозревала.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала. Выделяют мгновенную, кратковременную, промежуточную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память— непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

Любая информация вначале попадает в кратковремен­ную память, которая обеспечивает запоминание однократ­но предъявленной информации на короткое время (не более нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения)), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1—2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ог­раничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2. Это магическая формула памя­ти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были информационно насыщены за счет группиров­ки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».

Промежуточная память обеспечивает сохранение инфор­мации в течение нескольких часов, накапливает информа­цию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычис­лительных операций, снижается внимание, кратковремен­ная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслужива­ющий эту деятельность благодаря сохранению информа­ции, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Долговременная память обеспечивает длительное сохра­нение информации, бывает двух типов: 1) ДП с созна­тельным доступом (т. е. человек может по своей воле из­влечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга мо­жет получить к ней доступ и актуализировать во всех дета­лях образы, переживания, картины всей жизни).

Генетическую память – такая память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

По характеру психической активности различают следующие виды памяти:

Двигательная память- запоминание, сохранение и воспроизведение движений.

Эмоциональная память – память на чувства, эмоции.

Образная память – память на определенные образы.

Словесно – логическая – память на слова, цифры

Существует классификация видов памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. Здесь говорят о зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, вкусовой памяти.

Как правило, человек пользуется всеми видами памяти, но чаще лучше развит какой – то один вид памяти. Однако доказано, что для эффективного запоминания, помимо мнемотехнических приемов заучивания, необходимо пользоваться различными видами памяти. Лучше всего запоминается то, что имеет выраженную эмоциональную окраску. Эмоции – это регулятор того, значимая для человека информации или нет. Поэтому для того, чтобы лучше запомнить необходимо «эмоционально раскрасить» заучиваемую информацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: