double arrow

Потенциал личности


Личность характеризуется пятью потенциалами: познава­тельным, ценностным, творческим, коммуникативным и ху­дожественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал личности опреде­ляется объемом и качеством информации, которой она располага­ет. Эта информация складывается из знаний о внеш­нем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот по­тенциал включает в себя психологические качества, с которы­ми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологи­ческий (ценностный) потенциал личности определяется при­обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эсте­тической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеж­дениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, созна­ния личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механиз­мов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации той или иной сфере (или нескольких сфе­рах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный потенциал личности оп­ределяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее худо­жественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в твор­честве, профессиональном и самодеятельном, и в «потребле­нии» произведений искусства.

Таким образом, личность определяется тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общает­ся; 5) каковы ее художественные потребности и как она их удов­летворяет, а главное, какова мера ответственности за свои по­ступки, решения, судьбу.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Дайте характеристику основных теорий личности.

3. Что такое потенциал личности?

Тема 4. Познавательные психические процессы

План

1.Внимание.

2. Ощущение и восприятие.

3 Память.

4. Мышление

5. Воображение.

6 Речь как психический процесс.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7