Бекетова О.А

ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет

Земледелие

Методические указания по изучению дисциплины и подготовке курсовой работы

Красноярск 2011

Рецензент:

Халипский А.Н, канд. с.-х.. наук., доц. каф. растениеводства

Бекетова О.А.

Земледелие: метод. указания по изучению дисциплины и подготовке курсовой работы/ О.А. Бекетова, Л.А. Шурдесова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2011. – 57 с.

Методические указания содержат программу дисциплины, контрольные вопросы, рекомендации для написания курсовой работы, издаются впервые. Предназначены для студентов института агроэкологического менеджмента очного отделения, обучающихся по специальности 110100.62 «Агрохимия и агропочвоведение».

Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского государственного аграрного университета

Красноярский государственный аграрный университет, 2011

ВВедение

Современное земледелие – это наука о наиболее рациональном, экономически, экологически и технологически обоснованном использовании земли, формировании высокоплодородных, с оптимальными параметрами (условиями) для возделывания культурных растений почв.

Основные задачи научного земледелия:

- обеспечить наиболее рациональное использование земельных, водных, растительных и других ресурсов и всего биоклиматического потенциала (солнечной энергии, тепла, осадков и т.д.).

- создавать наилучшие условия для поступательного устойчивого развития и высокой продуктивности растениеводства, а также других отраслей с.-х.);

-обеспечить успешное выполнение заказов государства по производству и продаже зерна и другой продукции;

-осуществлять интенсификацию (химизацию, мелиорацию, механизацию и т.д.), не нарушая экологию, органически вписываться в природные экосистемы, образуя с ними единую устойчивую и высокопродуктивную агроэкосистему;

-повышать плодородие почв и не допускать эрозионных процессов, химического и другого загрязнения с/х угодий, водных источников и производимой продукции;

-тщательно экономически обосновывать и обеспечивать максимальное производство высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств, базироваться на самых прогрессивных формах использования земли и организации труда.

Учение о плодородии почвы, его расширенном воспроизводстве и сохранении – основа получения высоких, устойчивых урожаев

Земледелие как наука основывается на новейших достижениях таких важнейших фундаментальных научных дисциплин, как почвоведение, агрометеорология, землеустройство, биотехнология, микробиология, механизация, растениеводство, биохимия, агрофизика, ботаника, физиология растений и др.

Содержание дисциплины земледелие разработано в соответствии с ГОС ВПО по направлению «Агрономия» и примерной программой, рекомендованной Минобразованием России для подготовки дипломированных бакалавров по направлению 110100.62 «Агрохимия и агропочвоведение»

Приступая к самостоятельному изучению курса «Земледелие» по рекомендованной литературе, студент должен обратить особое внимание на усвоение теоретических основ земледелия, уяснить место курса среди других дисциплин.

Цель преподавания дисциплины: формирование теоретических знаний и практических навыков по научным и технологическим основам современного земледелия.

Задачи изучения дисциплины:

- изучение научных основ земледелия;

- биологии и экологии сорных растений и мер борьбы с ними;

- научных основ и организации севооборотов;

- агрофизических основ и систем обработки почвы;

- агротехнических основ защиты земель от эрозии и дефляции;

- истории развития и региональных особенностей систем земледелия.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление об истории развития земледелия и региональных особенностях систем земледелия;

- знать факторы жизни растений и законы земледелия; водный, воздушный, тепловой и питательный режимы почвы и приемы их оптимизации; биологические, агрофизические, агрохимические показатели плодородия почвы и пути его воспроизводства; биологические особенности, классификацию сорных растений и меры борьбы с ними; научные основы севооборотов, принципы построения схем севооборотов и их классификацию, введение, освоение, агротехническую и экономическую оценку севооборотов; задачи, технологические операции и приемы обработки почвы, принципы разработки системы обработки в севообороте, технологии обработки почвы под различные культуры в зависимости от агроландшафтных условий, контроль качества обработки почвы; научные основы защиты почвы от эрозии и дефляции, системы почвозащитной обработки почвы, особенности использования рекультивируемых земель;

- уметь оценивать влияние технологических приемов на агрофизические показатели плодородия почвы; распознавать сорные растения по морфологическим признакам, семенам и всходам, составлять карты засоренности полей севооборотов, разрабатывать технологии защиты сельскохозяйственных культур от сорняков и производить расчет потребности в гербицидах; составлять схемы чередования культур в севообороте, план освоения и ротационные таблицы севооборотов, оценить продуктивность севооборотов; разрабатывать технологии обработки почвы под культуры, систему обработки почвы в севообороте, проводить органолептическую и количественную оценку качества полевых работ; составлять технологические схемы почвозащитных севооборотов и обработки почв для эрозионно-опасных земель.

Студенты 3 курса института агроэкологического менеджмента очного отделения, обучающиеся по специальности 110100.62 «Агрохимия и агропочвоведение», изучают дисциплину «Земледелие» в 5 семестре, в этом семестре выполняют курсовую работу, которую сдают на проверку и защищают до сессии, в этом же семестре сдают экзамен.

Весь материал дисциплины «Земледелие» распределен на 5 дисциплинарных модулей:

1. научные основы земледелия;

2. севообороты;

3. сорные растения и меры борьбы с ними;

4. обработка почвы;

5. агротехнические основы защиты земель от эрозии. Системы земледелия.

Для успешного освоения учебного материала студентам очного отделения рекомендуем самостоятельно проработать основные теоретические положения изучаемой дисциплины. С этой целью следует изучить предлагаемые ниже вопросы, используя учебную литературу. Целесообразно это сделать, прежде чем приступите к выполнению курсовой работы.

Контрольные вопросы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: