§1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Блочно-модульное профессиональное обучение рабочих — это, по существу, ступенчатая система подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве, позволяющая осуществлять их непрерывное обучение. Только обучение рабочих на той или иной ступени обучения дополняется соответствующими модулями и модульными единицами. Целью такого обучения является обеспечение объединений, предприятий и организаций квалифицированными рабочими кадрами с учетом изменений научно-технических и социально-экономических условий, формирование у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в новых экономических условиях и перехода к рыночным отношениям.
Непрерывность образования не означает, что учеба должна проводиться без перерыва. Получение первоначального профессионального образования может чередоваться с трудом на основе полученных знаний. Затем трудовая деятельность может быть прервана и продолжено обучение на более высоком уровне. Учеба может также продолжаться без отрыва от производства.
|
|
Прерывистость образовательного процесса не противоречит идее непрерывного образования. Непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивидуализировать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний.
В центре любого этапа и уровня непрерывного образования и воспитания поставлен человек, личность со своими интересами. Вот почему очень важно соблюдать принципы, цели и задачи непрерывного профессионального и экономического образования рабочих на производстве.
К основным принципам непрерывного профессионального и экономического обучения рабочих на производстве относятся:
— целостность единой системы непрерывного образования, преемственность различных его видов и форм с учетом последовательного усложнения получаемых знаний и умений;
—опережающий характер обучения на основе прогнозирования научно-технического развития и условий организации труда (получаемые знания и умения не только должны отвечать требованиям производства, но и позволять оперативно включаться в быстро изменяющиеся технологии и условия производства);
—ориентация на всестороннее, гармоничное развитие личности каждого рабочего, сочетание его интересов с интересами общества;
—гибкость и динамичность различных форм учебно-воспитательного процесса, его связь с изменяющимися условиями производства, внедрением новых технологий;
|
|
—мотивация осознанной необходимости постоянного повышения знаний, навыков и умений; гарантированность профессионального и социального продвижения рабочих, а также других видов стимулирования при условии непрерывного обучения, высокопроизводительного и качественного труда;
—преимущественное обучение и продвижение рабочих, занятых на рабочих местах с тяжелыми и вредными условиями труда в течение длительного времени.
Новые цели профессионального обучения, изменяющиеся потребности производства в высококвалифицированной рабочей силе вносят существенные коррективы в организацию, структуру, формы и методы обучения рабочих кадров.
Непрерывное профессиональное образование состоит из двух частей: базового и дополнительного образования. Об этом будет сказано ниже.
Непрерывное образование предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию.
Важная особенность непрерывного образования — его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных знаний.
Нормативным документом при организации обучения работников на производстве служит Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров для народного хозяйства.
В Типовом положении определены порядок и функции управления непрерывным обучением различных уровней; установлены формы и виды обучения, обеспечивающие его непрерывность для специалистов и рабочих; даны рекомендации по подбору, подготовке и повышению квалификации преподавательских кадров; определена роль и значение учебно-материальной базы в обеспечении непрерывного образования; даны рекомендации по планированию непрерывного обучения кадров, а также по планированию, учету и отчетности об учебной работе; указаны источники финансирования расходов на обучение кадров.
За период после издания Типового положения в стране произошли серьезные изменения в политической, экономической и социальной сферах, принят ряд новых законодательных актов, осуществляется переход к рыночным отношениям.
Эти перемены требуют творческого применения Типового положения с учетом реальных условий подхода ко всем аспектам организации непрерывного обучения на производстве.
При рыночных отношениях предполагается формирование рынка труда, ориентированного на квалифицированный труд. В этих условиях обучение кадров на производстве должно проводиться и оцениваться с позиций целей и конечных результатов. ^^__.
Непрерывное профессиональное и экономическое обучение на производстве предусматривает следующие виды и формы обучения:
—подготовку новых рабочих, не имеющих профессий;
—переподготовку с целью освоения высвобождаемыми рабочими новых профессий в результате внедрения новой техники, аттестации и рационализации рабочих мест в связи с переходом к рыночной экономике, а также в связи с потребностью в смене профессии;
—обучение рабочих вторым профессиям с целью расширения профессионального профиля и эффективной работы в условиях бригадной формы организации труда;
—повышение квалификации на производственно-экономических курсах с целью углубления профессиональных знаний, навыков и умений, а также экономических знаний, дающих право на присвоение очередного квалификационного разряда;
—повышение квалификации в школах рационального хозяйствования, являющихся основной формой массовой производственно-экономической учебы и призванных повысить уровень экономических и профессиональных знаний;
|
|
— повышение квалификации на курсах целевого назначения с целью изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, новых методов хозяйствования, новых форм организации труда и др.;
— повышение квалификации в школах передовых методов и приемов труда с целью изучения приемов и методов труда передовиков, добившихся высоких технико-экономических показателей;
— курсы бригадиров, способствующие повышению профессио
нальных и экономических знаний бригадиров и их резерва;
—самообразование;
—участие в кружках (группах) качества и других общественных формах обучения.
Источниками обеспечения потребности предприятий в рабочих различной квалификации являются:
—лица, не имеющие профессии и проходящие подготовку на производстве;
—выпускники средних общеобразовательных школ. Одни из них (не имеющие квалификационного разряда) направляются в отдел технического обучения (ОТО); другие, имеющие квалификацию, после дополнительного обучения направляются на работу по полученной профессии; третьи, имеющие квалификацию, могут быть направлены на переподготовку по другой профессии с учетом личного желания и потребностей предприятия;
— выпускники ПТУ. Некоторые из них, проходившие практику на предприятии (участке), направляются на рабочие места, другие проходят дополнительное обучение;
— квалифицированные рабочие. Принятые со стороны, такие рабочие проходят дополнительное обучение;
— выпускники средних специальных учебных заведений.
Кроме этого, на предприятиях осуществляется плановое перемещение рабочих, переподготовка и перевод рабочих поточно-массового производства, имеющих производственный опыт, на профессии широкого профиля с более сложным содержанием труда.
Рекомендуются примерные сроки продолжительности работы по каждому из квалификационных разрядов до присвоения очередного разряда:
с 1-го на 2-й — 1—2 года
со 2-го на 3-й — 2—3 года
с 3-го на 4-й — 2—3 года
с 4-го на 5-й — 2—4 года
с 5-го на 6-й — 3—5 лет
с 6-го на 7-й — 3—5 лет
|
|
с 7-го на 8-й — 3—5 лет
Рабочие повышают квалификацию в соответствии с производственной необходимостью и своим желанием на производственно-экономических курсах (ПЭК), в школах рационального хозяйствования (ШРХ), на курсах целевого назначения (КЦН), в школах передовых приемов и методов труда (ШПМТ).
Параллельно с повышением профессионального мастерства возможно обучение в школах рабочей молодежи, в вечерних, заочных техникумах и вузах и других формах обучения.
Непрерывное обучение должно гарантировать профессиональное продвижение рабочих, которое предусматривает: рост в рамках одной профессии до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии.
Из числа квалифицированных рабочих, обладающих организаторскими способностями и пользующихся авторитетом среди рабочих, создается резерв бригадиров. В этом случае они должны проходить обучение на курсах бригадиров.
Из квалифицированных рабочих и бригадиров, имеющих среднее специальное образование и производственный опыт, формируется резерв мастеров.
§ |