Программа социологического исследования

ТЕМА №6

ПЛАН

1. Общее представление о программе социологического исследования

2. Методологическая часть программы социологического исследования

3. Методическая часть программы социологического исследования

ВОПРОС №1

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОГРАММЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа социологического исследования (ПСИ) является основным и необходимым рабочим документом для исследователя.

ПСИ относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования.

ПСИ условно делится на две часть:

Методологическую (теоретическую) и методическую (процедурную).

ВОПРОС №2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологическая часть программы включает следующие элементы:

1). Формулировку проблемы исследования (актуальность, социальная значимость) и собственно темы исследований.

2). Выделение объекта и предмета изучения.

3). Операционализацию и интерпретацию базовых понятий.

4). Определение целей и задач исследования.

5). Выдвижение рабочих гипотез в контексте теории (для количественных исследований).

1). Социальной проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов (причины роста молодежной преступности, безработицы,…)

2). Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа (студенты, рабочие, подростки).

(проблема – причины неуспеваемости в вузе => объект – преподаватели и студенты)

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

(предмет исследования – причины неуспеваемости в вузе).

3). Слово «операционализация» подразумевает, что с тем или иным явлением или вещью вы способны совершать операции измерения. Фактически разделить понятие на составляющие его элементы.

(Успеваемость – степень усвоения объема знаний и умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности).

Интерпретировать понятия – значит дать им содержательные определения, в которые входят все существенные признаки явления, описанного с помощью этих понятий.

4). Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и проанализировать предмет исследования.

Задачи исследования – это детализация, развертывание цели.

Проанализировать мотивацию студентов;

рассмотреть отношение студентов к преподавателям;

изучить занятость студентов;

изучить качество преподавания читаемых предметов;

изучить доступ к библиотечным ресурсам в режиме онлайн;

изучить доступ к библиотечным ресурсам в режиме оффлайн.

5) Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными.

Низкое качество преподавания ряда предметов.

Отвлечение студентов от учебы на дополнительные заработки.

Нетребовательность администрации к успеваемости и дисциплине.

Просчеты в конкурсном приеме в ВУЗ.

ВОПРОС №3

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методическая часть программы включает следующие элементы:

1). Обоснование выборки исследования и конструирование ее макета.

2). Обоснование методов сбора информации.

3). Разработка инструментария (анкета, бланк опроса и т.п.)

4). Описание полевого исследования (рабочий план)

5). Схема обработки и анализа данных.

6). Структура аналитического материала.

1). Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным.

Генеральная совокупность – все, кого собирается изучить социолог в своем исследовании.

Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кого называют респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной.

Ошибка выборки – отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной.

2). Методы сбора социологической информации:

Опрос (90% соц. информ. собир.) = Интервьюирование + Анкетирование

Анализ документов (документ – любая зафиксированная информация)

Наблюдение (включенное и невключенное)

Социальный эксперимент (искусственное построение социальной ситуации с целью получения нового знания, проверки гипотез).

3). Социологическим инструментарием называют набор исследовательских документов, с помощью которых проводится исследование (анкета, опросный лист, кодировочный лист, инструкция анкетерам, кодировщикам, наблюдателям, …)

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, и качественных характеристик объекта.

4). Полевое (в естественных условиях)исследование – сбор первичной социологической информации (опрос, интервью, наблюдение).

Рабочий план исследования – документ, фиксирующий последовательность и объем всех действий и ресурсных (деньги, время, люди) затрат, которые предполагается реализовать в ходе осуществления конкретного исследовательского проекта.

5). Обработка информации осуществляется вручную или с помощью ПК.

Анализ и интерпретация данных проводятся в рамках теоретической обработки полученной информации и напрямую зависят от профессионализма социологов.

6). Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическая справка, содержащая выводы и рекомендации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: