ТЕМА №6
ПЛАН
1. Общее представление о программе социологического исследования
2. Методологическая часть программы социологического исследования
3. Методическая часть программы социологического исследования
ВОПРОС №1
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОГРАММЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Программа социологического исследования (ПСИ) является основным и необходимым рабочим документом для исследователя.
ПСИ относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования.
ПСИ условно делится на две часть:
Методологическую (теоретическую) и методическую (процедурную).
ВОПРОС №2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологическая часть программы включает следующие элементы:
1). Формулировку проблемы исследования (актуальность, социальная значимость) и собственно темы исследований.
2). Выделение объекта и предмета изучения.
3). Операционализацию и интерпретацию базовых понятий.
4). Определение целей и задач исследования.
5). Выдвижение рабочих гипотез в контексте теории (для количественных исследований).
1). Социальной проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов (причины роста молодежной преступности, безработицы,…)
2). Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа (студенты, рабочие, подростки).
(проблема – причины неуспеваемости в вузе => объект – преподаватели и студенты)
Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.
(предмет исследования – причины неуспеваемости в вузе).
3). Слово «операционализация» подразумевает, что с тем или иным явлением или вещью вы способны совершать операции измерения. Фактически разделить понятие на составляющие его элементы.
(Успеваемость – степень усвоения объема знаний и умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности).
Интерпретировать понятия – значит дать им содержательные определения, в которые входят все существенные признаки явления, описанного с помощью этих понятий.
4). Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и проанализировать предмет исследования.
Задачи исследования – это детализация, развертывание цели.
Проанализировать мотивацию студентов;
рассмотреть отношение студентов к преподавателям;
изучить занятость студентов;
изучить качество преподавания читаемых предметов;
изучить доступ к библиотечным ресурсам в режиме онлайн;
изучить доступ к библиотечным ресурсам в режиме оффлайн.
5) Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными.
Низкое качество преподавания ряда предметов.
Отвлечение студентов от учебы на дополнительные заработки.
Нетребовательность администрации к успеваемости и дисциплине.
Просчеты в конкурсном приеме в ВУЗ.
ВОПРОС №3
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методическая часть программы включает следующие элементы:
1). Обоснование выборки исследования и конструирование ее макета.
2). Обоснование методов сбора информации.
3). Разработка инструментария (анкета, бланк опроса и т.п.)
4). Описание полевого исследования (рабочий план)
5). Схема обработки и анализа данных.
6). Структура аналитического материала.
1). Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным.
Генеральная совокупность – все, кого собирается изучить социолог в своем исследовании.
Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кого называют респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.
Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной.
Ошибка выборки – отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной.
2). Методы сбора социологической информации:
Опрос (90% соц. информ. собир.) = Интервьюирование + Анкетирование
Анализ документов (документ – любая зафиксированная информация)
Наблюдение (включенное и невключенное)
Социальный эксперимент (искусственное построение социальной ситуации с целью получения нового знания, проверки гипотез).
3). Социологическим инструментарием называют набор исследовательских документов, с помощью которых проводится исследование (анкета, опросный лист, кодировочный лист, инструкция анкетерам, кодировщикам, наблюдателям, …)
Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, и качественных характеристик объекта.
4). Полевое (в естественных условиях)исследование – сбор первичной социологической информации (опрос, интервью, наблюдение).
Рабочий план исследования – документ, фиксирующий последовательность и объем всех действий и ресурсных (деньги, время, люди) затрат, которые предполагается реализовать в ходе осуществления конкретного исследовательского проекта.
5). Обработка информации осуществляется вручную или с помощью ПК.
Анализ и интерпретация данных проводятся в рамках теоретической обработки полученной информации и напрямую зависят от профессионализма социологов.
6). Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическая справка, содержащая выводы и рекомендации.