1) Подготовьте реферат на тему «История формирования общественности: предпосылки, этапы, тенденции»
2) Заполните следующую таблицу, отражающую сходство и различие в подходах к изучению общественного мнения со стороны различных дисциплин.
Параметры сравнения Научное направление | Объект исследования | Предмет исследования | Методы исследования | Функции |
Философия | ||||
Социология | ||||
Социальная психология | ||||
Психология | ||||
История | ||||
Политология | ||||
Другие науки (впишите) |
3) По оглавлениям подборки журнала «Социологические исследования» (за последние 3 года) проанализируйте место и значение публикаций, посвященных изучению общественного мнения.
Тема 13. Социология массовых коммуникаций
Понятия массовой коммуникации и средств массовой коммуникации (масс-медиа). Особенности межличностной и массовой коммуникации. Проблематичность понятия «массовая коммуникация» в связи с фрагментарностью, активностью и избирательностью аудитории.
|
|
Модели коммуникации. Модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла. Модель многоступенчатой коммуникации.
Полемика о средствах массовой коммуникации и демократии (Франкфуртская школа, Ю.Хабермас). Идея гиперреальности Ж.Бодрийара.
Особенности современной ситуации в сфере медиа в российском обществе.
Трансформация средств массовой коммуникации в процессе глобализации. Интернет и традиционные СМК. Влияние Интернета на взаимодействие людей.
Особенности современного телевидения. Телевизионные жанры. Чем объясняется популярность телесериалов? Развлекательность и фрагментарность сообщений. Последствия формата «А теперь… о другом» (Н. Постман). Понятие новости. Новости как а) интересные, необычные и/или значимые б) события, в) произошедшие за последние 24 часа (С.Холл). Формат новостей и социальные процессы. Несоответствие множества социальных проблем формату новостей. Понятие «установление повестки дня». Эффект навязывания проблематики.
Эффекты массовой коммуникации. Полемика о влиянии телевидения на уровень преступности и насилия. Образ преступности и преступников, создаваемый СМК: почему так много сообщений о насильственной преступности и не порождают ли они необоснованные страхи аудитории? Понятие «волны преступности». Роль СМК в возникновении различных моральных паник.
Понятие «наркотизирующей дисфункции» средств массовой коммуникации (П.Лазарсфельд и Р.Мертон).
Эмоциональное выгорание аудитории современных медиа: феномен «усталости сострадать».