В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 37) и международными конвенциями в ст. 4 Трудового кодекса устанавливается принцип запрещения принудительного труда. Он определяется как выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины или в качестве меры ответственности за участие в забастовке и др.
Одновременно устанавливаются виды работ, которые не считаются принудительным трудом: несение воинской обязанности и воинской службы или заменяющей ее альтернативной гражданской службы; работа, выполняемая в условиях чрезвычайного или военного положения; работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств; работа, выполняемая в порядке исполнения наказания в связи с вступлением в законную силу приговора суда.
Вместе с тем к принудительному труду, согласно части 3 ст. 4 Трудового кодекса РФ, относятся: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере, а также возникновение непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечение его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
Данный принцип нашел воплощение в ст. 142, 220, 236 Трудового кодекса об ответственности работодателя за нарушения сроков выплаты заработной платы, задержку выплаты заработной платы.
Запрещение принудительного труда основано, прежде всего, на международно-правовых нормах. В ТК указывается, что принудительный труд – это выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
Суть правовой системы Российской Федерации можно свести к формуле "все равны перед законом и судом". В свою очередь равенство подразумевает под собой принцип равной защиты со стороны государства.
Естественным и неотъемлемым правом человека (и мужчины, и женщины) является право на равенство с другими людьми (ст. 1 Всеобщей декларации прав человека). Равенство в сфере труда имеет определяющее значение.
Согласно п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Но вопреки всему между юридическим и фактическим равноправием, между равенством прав и равенством возможностей существует ощутимая разница. В словаре по трудовому праву 1998 года дается следующее понятие дискриминации – это ограничение прав, установление преимуществ в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.
Разумеется, для нас наибольшую важность имеет то, как определяет дискриминацию законодатель.
В 1948 году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, где был провозглашен общий запрет дискриминации (ст. 2).
Во внутригосударственных актах Российской Федерации провозглашается общий принцип запрещения дискриминации в сфере труда и занятости. Положения Конституции (п.2 ст 19) конкретизируются в нормах различных отраслей права, в частности, особенности трудовых правоотношений с работниками регулируются ТК.
Ст. 3 ТК закрепляет и конкретизирует одно из основополагающих прав человека, которое относится к общепризнанным принципам и нормам международного права: каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.