Задание на СРС

Причины девиации и способы ее предупреждения

Основные группы отлоняющегося поведения.

Реферат на 10-12 с. на одну из предложенных тем.

Задание на СРСП

Природа отклоняющегося поведения.

Литература:

Аитов Н.А., Бикенов К.У. Социология. Учебние для вузов. Алматы, Казак универ. 2002.

Аженов М.С., Утешов С.К., Жаназарова З.Ж. Общая социология. Учебние для вузов. Алматы, 2001.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В.,Социология.М.,2001.

Габдулина К.Г. и др., Социология. Учебное пособие для высших технических учебных заведении.Алматы, Наука, 2002.

Аженов М.С., Бейсенбаев Д.Э. Социальная стратификация в РК. Алматы, Билим,1997.

Glossary:

девиация    
аномия    
санкции    

Какой тип поведения называется девиантным:

А) поведение, не соответствующее требованиям общества

Отклоняющим поведением личности называется поведение:

А) не соответствующее официально установленным

Чезаре Ломброзо создал учение о том, что:

А) многие преступники такими рождаются

Как называется в социологии преступное поведение:

А) девиантным

Kazakh-American University  
Hand-Out 2011-2012  
Sociology 3-rd semester  
Credits 2  
Family sociology  
Associate professor Orzhanova Ulzhan Kerimbetovna  

The outline: Тема № 8. Социология образования.-1ч.

1.Различные концепции образования.

2.Этапы процесса образования.

Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой выступает система образования, воспитания и познания как социокультурная реальность. Она рассматривает образование не только как специальный социальный институт, но и как часть культуры соответствующего общества, результат социально-культурного взаимодействия людей, проявляемый в форме познания и его конечных результатов, в том числе знаний и опыта или умений и навыков. Воспитательный и познавательный аспекты здесь неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом системой соответствующих социальных ценностей, культурных смыслов и норм.

Признаками института образования являются:

Установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

Символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

Утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

Кодекс устный и письменный - правила учащихся

Идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обу­чении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учрежде­ния как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Слово «школа» пришло из греческого языка, где оно означает "досуг, свободное время". Дело в том, что в прединдустриальном обществе обучение в школе было доступно лишь тем немногим, кто имел на это время и деньги. Религиозные деятели, священники зачастую были единственной социальной группой с поголовной грамотностью — это было необходимо им для чтения и толкования священных текстов. Для большинства же людей взросление заключалось в перенимании социального опыта и профессионального мастерства у старшего поколения. Как мы видели, с раннего детства считалось нормальным участие в домашних делах, помощь в обработке земли и других хозяйственных работах. Чтение вовсе не было тогда столь необходимым и даже полезным в повседневной жизни.

Другой причиной общей неграмотности являлось то, что все тексты приходилось старательно переписывать от руки, что было дорого и не имело широкого распространения. Положение изменило книгопечатание, которое пришло в Европу из Китая. Первый печатный станок на Западе был изобретен в 1454 г. Иоганном Гуттенбергом. Книгопечатание сделало тексты и документы общедоступными. Это относится не только к книгам и брошюрам, но и к множеству других повседневных материалов, необходимых для жизни любого сложного общества.

Рекомендуемая литература.

Гаврилюк В.В. Социология образования. Уч.пособие. – Тюмень, 2003.

Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 2003.

Саймон Б. Общество и образование. Пер. с англ. – М., 1989.

Шереги Ф.Э., Социология образования. Прикладные исследования. – М., 2001.

Шуклина Е.А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика. – Екатеренбург, 1999.

Контрольные задания для СРС

Охарактеризуйте предмет социологии образования.

Каковы основные уровни и формы образования, их назначение и характеристики.

Как характеризуются уровень и качество образования.

В чем сущность профессиональной и социальной ориентации.

Дайте характеристику мотивов образования.

Тесты по теме № 8.

$$$1.Установки и образцы поведения института образования:

$$ любовь к знаниям, посещаемость

$ школьная эмблема, школьная песня

$ классы, библиотеки, стадионы

$ правила учащихся

$$$2.Символические культурные признаки института образования:

$$ школьная эмблема, школьная песня

$ любовь к знаниям, посещаемость

$ классы, библиотеки, стадионы

$ правила учащихся

$$$3.Утилитарные культурные черты института образования:

$$ классы, библиотеки, стадионы

$ школьная эмблема, школьная песня

$ любовь к знаниям, посещаемость

$ правила учащихся

$$$4.Кодекс устный и письменный института образования:

$$ правила учащихся

$ школьная эмблема, школьная песня

$ классы, библиотеки, стадионы

$ любовь к знаниям, посещаемость

$$$5. Слово «школа» в переводе с греческого:

$$ досуг, свободное время

$ чтение, рисование

$ пение

$ изучение

$$$6. Система высшего образования относится к:

$$ социокультурным институтам

$ институтам политики

$ к экономическим институтам

$ семейно-брачным институтам

Темы для рефератов:

Образование как объект социологического исследования.

Социологические проблемы дошкольного образования и воспитания.

Феномен непрерывного образования.

Образование как ценность.

Критерий качества образования.

Современные концепции образования.

Kazakh-American University
Hand-Out 2011-2012
Sociology 3-rd semester
Credits 2
Family sociology
Associate professor Orzhanova Ulzhan Kerimbetovna

The outline: Тема № 9. Политическая социология.-1ч.

1.Политическая социализация.

2.Политические партии как объекты социологического исследования.

Теоретические предпосылки политической социологии сложилось во второй половине XIX – первой половине XXв. в работах А де Токвилля (1805-1859), Карла Маркса (1818-1883), Э. Дюркгейма (1858-1917), М. Вебера (1864-1920), В. Паретто (1848-1923), Г. Моска (1858-1941).

Политическая социология как отраслевая наука исследует социальные действия людей в сфере государственной власти. Предметом политической социологии является конкретный анализ содержания политики и политической деятельности различных социальных групп определенного общества, содержание деятельности политических институтов.

Политическая социология тесно связана с политологией но они не тождественны. В отличии политологии политическая социология идет к проблемам политической жизни не от государства, а от человека и общества, рассматривает социальные организмы политического поведения. Эти различия ярко проявляются при рассмотрении вопроса о государстве. Здесь политическая социология предметом своего анализа дает вопрос о взаимоотношении людей с государством и официальными властными структурами. Реализация программы разделение властей является важным условием для реального политического творчества людей.

Понятием «политический человек» обозначают причастность человека к проблемам политической жизни, политическим процессам и явлениям. Специфическое качество – быть политическим человеком – приобретается постепенно, в процессе политической социализации.

По проблемам политической социализации много занимались. Г.Тард считается одним из первых исследователей, пытавшихся описать процесс интернационализации норм через социальное взаимодействие. Согласно взглядам Т.Парсонса индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становятся частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Политическая социализация начинается с усвоения политических идей и взглядов в раннем школьном возрасте, хотя это скорее его предтеча. С 9- 13 ле т у ребенка наступает этап формирования политических взглядов. Особенность этого этапа состоит в персонификации, ибо дети говорят о личности, например президента. С 13-14 лет начинается подростковый этап социализации. Разрозненная политическая информация начинает формироваться в определенную систему. Складывается представление о политической жизни, о структуре власти, о целях общества и государства. 18 лет считается во многих обществах рубежом, с которого начинается полноправное участие человека в политической жизни. Заканчивается его гражданское становление – он приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как политического человека. Предполагается, что именно к этому возрасту у него складывается и приобретает завершенный вид мировоззрение, с которым он вступает в жизнь и которым он собирается руководствоваться в будущем. У молодых людей отчетливо проявляются политические симпатии и антипатии. К этому времени человек становится полноправным субъектом политического процесса.

Политическая социализация – сложный, многоступенчатый и многогранный процесс усвоения соответствующей информации, ее интерпретации и приспособления к своим интересам и потребностям, а также реализации их в реальной жизни в процессе взаимоотношений с обществом и государством.

Политическая культура включает в себя политическое сознание, представленное совокупностью теоретических положений, взглядов, мнений, ценностных ориентации, а также способ их реализации в процессе практической политической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: