Понятие нормативного семейного кризиса

Cлайд 2

Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт) — нарушение состоя­ния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое пере­ходное состояние, острое затруднение в чем-либо. Слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действия. Кризис — это си­туация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

Слайд 3

Семейный кризис — состояние семейной системы, характеризующееся на­рушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привыч­ных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.

Слайд 4

В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:

1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содер­жащая опасность для их существования.

2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность пе­рехода семьи на новый уровень функционирования.

Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются норматив­ными, или горизонтальными стрессорами (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000). Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адап­тации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.

Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризи­сы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабиль­ность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными.

Слайд 5

ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА

Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл се­мьи», который впервые был использован в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия.

Они рассматривали семью как динамическую систему, функционирование которой определяется действием двух законов: законом гомеостаза и законом гетеростаза (развития). Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое актуальное состояние, остаться в данной точке развития. В со­ответствии с законом гетеростаза, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл — некую последовательность смены стадий. При построе­нии своей периодизации авторы опирались на идеи Э. Эриксона и других спе­циалистов по психологии личности, предложивших рассматривать в качестве основы периодизации совокупность задач, специфичных для каждого периода развития.

Слайд 6

В качестве признака разграничения стадий Э. Дювалль был использован факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. На основании этой характеристики были выделены следующие стадии жизненного цикла семьи: I. Формирующаяся семья (0—5 лет), детей нет. II. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3 лет.

III. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3—6 лет.

IV. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет. V. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13-21 год.

VI. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.

VII. Супруги зрелого возраста.

VIII. Стареющая семья.

Эта периодизация имеет ряд недостатков: громоздкость, невнимание к дру­гим характеристикам брака, что явилось поводом для критики и создания ее новых вариантов. В последующие годы появилось большое число различных периодизаций семейного цикла — психологических, социологических, демо­графических и т. д. Основанием для них послужили как различные теоретичес­кие соображения, так и результаты эмпирических исследований и консульта­тивной практики. Для выделения стадий используются самые разнообразные показатели, выбор которых определяется конкретной направленностью иссле­дований, национальными, демографическими и другими характеристиками.

Слайд 7

Одной из наиболее известных периодизаций в отечественной психологии семьи является периодизация, предложенная Э. К. Васильевой, выделившей пять стадий семейного цикла (цит. по: Алешина Ю. Е., 1987):

1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка.

2. Рождение и воспитание детей: продолжается вплоть до момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.

3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: период с на­чала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не остается ни одного из детей.

4. Совместное проживание родителей с детьми, хотя бы один из которых не имеет собственной семьи.

5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Эта периодизация в целом аналогична предложенной Э. Дювалль, хотя ав­тор вводит в нее еще и такие признаки, как наличие семьи у детей, начало тру­довой деятельности ребенка, проживание его совместно с родителями.

Слайд 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: