https://vk.com/photo-3341271_383918036

Выставка "Мир восточных славян в VII-X вв." в Чебаркульском городском краеведческом музее (ул.9 Мая, д.8-а)

Головной убор замужней женщины (не девушки).

Добавлена 1 октября 2015

|

Мне нравится

КИР "Лесное братство" (г. Чебаркуль)

На славянской девушке мы видим украшения VIII века из городища Хотомель: это височные пятилучевые кольца, являющиеся признаками богатства; бронзовая подвеска «лунница», символизирующее плодородие и призывающая силы природы стать девушку многодетной матерью; бронзовое витое кольцо популярное не только у слваян, но и многих народов Европы, маленький нож для бытовых нужд. Голова девушки покрыта платком, что свидетельствует о статусе замужней женщины. Одежда женщин была всегда более богатая, чем одежда мужчины, поэтому что именно по женщине судили статус и богатство мужа.

Мне нравится

1 окт в 17:15

Анна Рябоконь

КИР "Лесное братство" (г. Чебаркуль), немного не ясно - где здесь славянская девушка? И если это головной убор замужней женщины, то причём тут девушка?

Мне нравится

4 окт в 10:42 Сообществу

Вадим Велитченко

Анна, спасибо за то что заметили опечатку - исправим. Да на самом деле это убор замужней женщины и к девушке отношения не имеет.

Мне нравится

4 окт в 11:09 Анне

Анна Рябоконь

Вадим, на здоровье) Интересная выставка, жаль что нет возможности посетить экспозицию.

Мне нравится

4 окт в 17:04 Вадиму

Maximka Partizanoff

Височнки я так понял Йоновской работы? https://vk.com/photo-25957433_361429359?rev=1

Мне нравится

6 окт в 9:04

Maximka Partizanoff

Хм... а на бусы есть источник? Ну просто вон на фото везде есть, а на бусы нет:(
Да и на головной убор и тесьму пришитую на него тож не вижу, не доделали ещё, стенд в работе?

Мне нравится

6 окт в 9:06

Анна Рябоконь

Вадим, Седов В. кстати пишет,что височные кольца у дулебов были S-образные
Дулебская группа восточного славянства в X—XII вв.

Общность происхождения рассматриваемой группировки славян фиксируется также в распространении однотипных украшений — височных колец с S-образным концом. Такие украшения первоначально появились в VII—VIII вв. в Среднем Подунавье среди славянского населения, вышедшего из пражско-корчакской группы. В IX—XI вв. эта деталь женского убранства распространилась на всей территории, заселенной потомками племен пражско-корчакской культуры47. http://historylib.org/historybooks/Valentin-Sedov_Dre..

historylib.org

Дулебы. Валентин Седов. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование...

Мне нравится

6 окт в 16:01 Вадиму

Анна Рябоконь

Волыняне, древляне, поляне и дреговичи в древнерусское время составляли юго-западную группу восточного славянства. Еще А. А. Спицын в работе, положившей начало археологии восточнославянских племен, писал о полном единстве элементов обрядности и вещевых инвентарей курганов IX—XII вв. этой группы племен56. Действительно, этнографические черты женского убранства волынян, древлян, полян и дреговичей бесспорно общие. Для всех этих племен свойственны простота и скромность украшений, отсутствие шейных гривн, нагрудных привесок, малочисленность браслетов и перстней и малочисленность перстнеобразных височных колец общеславянского облика. Только крупнозерненые металлические бусы в составе шейных ожерелий выделяют дреговичей среди иных племен юго-западной группы.
Обнаруживается еще один весьма характерный признак, ярко подчеркивающий этническую близость племен рассматриваемой группы. В курганах волынян, древлян, полян и дреговичей нередко встречаются эсоконечные кольца, которые, как говорилось выше, были характерны для славян раннесредневекового образования, вышедшего из пражско-корчакского культурного круга. В тех же курганах обычны и полутора-оборотные височные кольца (сравнительно небольшие проволочные кольца, концы которых на пол-оборота, иногда несколько больше, заходят на кольцо так, что получается полутораоборотная спираль), которые следует рассматривать как этнографический маркер юго-западной группы восточных славян57.

Мне нравится

6 окт в 16:04

Галина Клиперт

Здесь же вроде четко написано, что убор делался по конкретным находкам из слоев Хотомеля, и височных колец именно такого типа - в том числе. Вы имеете в виду, что в Хотомеле или не дулебы, или какой именно посыл Вашего сообщения?

Мне нравится

7 окт в 12:04 Анне

Вадим Велитченко

Maximka, нет - Александра Ковалевского (https://vk.com/id13710720)

Мне нравится 1

7 окт в 13:27 Maximka

Вадим Велитченко

Maximka, бусы в Хотомеле были (https://vk.com/photo-3341271_260847506), но эти бусы, также как и шлем 7-8 вв. западных славян (https://vk.com/photo-3341271_269084599) положили в музее "для зрелищности", т.к. для сотрудников музея одного "нищебродско"-земледельческого направления из селища Хотомель, на котором я специализируюсь показалось мало, для того чтобы заинтересовать посетителей.
По поводу находок текстиля на ранних славян я ответил здесь - https://vk.com/photo-3341271_383921632

Мне нравится 1

7 окт в 13:36 Maximka

Анна Рябоконь

Галина, это просто дополнение по теме, поделилась тем, что нашла. В слоях Хотомеля может и нашли лучевые височные кольца, но это не единственный тип колец для женского головного убора у дулебов. Может кому-то будет полезно узнать о других источниках)

Мне нравится 1

7 окт в 18:11

Maximka Partizanoff

Вадим, понятно и приятно вести с Вами беседу:) Когда Вы пишите по делу, а не просто тролите:)
Ах уж эти музейщики!:) Помню байку из Орла... хм... или не из Орла... В общем парень недоклепал рукавицу кольчужную и в сердцах выбросил в окно. Потом обнаружил её в музее типо вот такая вот рукавица средних веков:)

Но шлема я видел даже на фестивалях у вас.

Мне нравится

7 окт в 18:54 Вадиму

Maximka Partizanoff

Вадим, ps по височникам... хм... так может и Йон не своё продаёт? Спасибо за конкретику!

Мне нравится

7 окт в 19:06 Вадиму

Maximka Partizanoff

Анна, конечно полезно. В Гнёздово вон черепашки находят - но разве там одни скандинавы жили?!:) Есть инфа, киньтесь пожалста!

Мне нравится

7 окт в 19:08 Анне

Анна Рябоконь

Maximka, да, бывает иногда что-то попадается, если интересно искать)) Но тут спецы наверное уже всё перекопали, их трудно чем-то удивить по такому вопросу))

Мне нравится 1

7 окт в 19:57 Maximka

Вадим Велитченко

Анна, S-образные кольца не встречаются в городище Хотомель, где найдено это семилучевое кольцо, но при этом тот же В.В.Седов считает Хотомель племенным центром дулебов - населения Лука Райковецкой археологической культуры (https://vk.com/topic-3341271_31528839)

Мне нравится

8 окт в 14:00 Анне

Анна Рябоконь

Вадим, оно одно найдено? В захоронении или в культурном слое жилища, ещё были где-то найдены? Интересно тогда получается, что с одной стороны S-образные кольца вроде бы как являются этнографическим маркером юго-западных славян, в данном случае и дулебы тоже упоминаются в этом смысле и в тоже время у самих такие кольца не встречаются.. В частности у лука-райковецкой культуры как наследницы пражско-корчакской маркером являются проволочные височные кольца. Может быть это была гостья Хотомеля? Можно тогда предположить что они жили очень замкнуто и очень ограниченно общались с соседями?
Вот ещё одна книга встретилась, но она платная, может тоже кто-то из специалистов уже с ней знаком)
http://books.academic.ru/book.nsf/61194505/Очерк+исто..

Мне нравится

8 окт в 17:26 Вадиму

Галина Клиперт

Анна, не стану отвечать за Вадима (он о Хотомеле знает существенно больше меня), дополню с другой стороны. Семилучовые кольца изучал Шинаков, и в своей статье "Классификация и культурная атрибуция семилучовых височных колец" он пишет о типе колец, к которому относится хотомельское (группа II, вариант В), что они равномерно распространены по чрезвычайно широкой территории, причем встречаются единичными находками, найдены исключительно на поселениях, сопровождаются однородным и невыразительным инвентарем, что в совокупности делает практически невозможной их культурную атрибуцию.
Так что никаких оснований делать из этого выводы о замкнутости хотомельцев нет - находка совершенно типичная для этого типа височных колец.

Мне нравится

8 окт в 18:33 Анне

Анна Рябоконь

Галина, интересное дополнение. Я понимаю, что распространение лучевых колец на большой территории обитания славян имеет место быть. То есть получается, что это хотомельское кольцо не этнический маркер дулебов как проволочное, а просто было распространено на территории, может это уже явления моды? Просто я почитала ссылки на височные кольца именно дулебов как носителей обсуждаемых культур - Лука-Райковецкой и Пражско-Корчакской - и там про лучевые не сказано)

Мне нравится

8 окт в 18:50 Галине

Галина Клиперт

Анна, ммм, не то чтобы моды... но вроде того. Это самый ранний тип семилучевых височных колец, они, видимо, не местного производства, а попадали сюда с торговлей. Это "прадедушка" семилучовых. Причем без какой-либо "родословной".
В общем, будущие находки или раскроют эту тайну, или не раскроют:)

Мне нравится

8 окт в 18:53 Анне

Анна Рябоконь

Галина, интрига)) У меня вообще возникла мысль о том, что у дулебов как-то исторически не сложилась судьба, судя по прочитанным источникам - постоянные нападения, скромный быт, непритязательный внешний вид. Даже само название дулебы - как написано в обсуждениях в теме группы " от герм. daud-laiba - дословно "имущество, наследство умершего", "выморочная земля". Хотя они как наследники двух культурных образований имеют длинную родословную, и должны были сохраняться и развиваться традиции, не смотря на миграции по широкой территории.

Мне нравится

8 окт в 19:47 Галине

Вадим Велитченко

Анна, если вы прочитаете источники про все племена Восточной Европы, жившие в с VI по Xвв. (славянские, балтские, финские), то вам тоже покажется, что у них "исторически не сложилась судьба". Ситуация кардинально меняется когда приходят в X веке варяги-викинги, которые приносят активную торговлю и как следствие материальное развитие. Это изменение фиксируется археологически, когда с X века происходит резкое увеличение в памятниках археологии (поселения, погребения) предметов материальной культуры, связанных со всем сферам жизни населения: ремесла, вооружения, быт, украшения и т.д. Стереотип, что у дулебов "исторически не сложилась судьба" складывается из-за того, что сравнивается с населением более позднего и развитого времени - населением Древней Руси. Это тоже самое как сравнить население России XVIII и XIX вв., которые кардинально отличались друг от друга. Именно поэтому я поставил себе цель взять этот не изученный реконструкторами (принцип научной новизны) и самый наполненный мифами (что славяне - могущественные гипербореи-арии или что славяне вели пещерный образ жизни) предгосударственный период жизни славян, чтобы показать его с точки зрения археологии, т.к. я сам археолог по образованию. Второе не затронутое реконструторами направление я взял костюм и инвентарь земледельцев-славян (у реконструкторов в основном реконструкция вооружение и ремесел), поэтому я не акцентировал внимание на одежду знати того времени, т.к. больше всего хотелось восстановить как выглядели обычные землепашцы. В связи с этим знать у меня получилась серовато, хотя на мой взгляд она и не должна выглядеть так ярко как знать Древней Руси, т.к. это совершенно разные уровни благосостояния за счет появлении мощной торговли в X веке и эволюции технологий, которые происходят на протяжении всей человеческой истории.

Инородные происхождения названия племен были широко распространены для многих народов всего Средневековья и не только славянских. Чаще всего это случалось когда племя, которое жило на одной территории уходило, а название этого племени переносилось соседями на новый народ который занимал эти территории, как в случае с германским названием «дулебы» (скорее всего название возникло когда славяне выделились из балто-славянской общности в Прибалтике и спустились к Дунаю грабить по соседству с германскими племенами Византию), иранским названием «северяне», балтским названием «кривичи», финским названием «вятичи».

Я не очень понял наследниками каких «двух культурных образований» являются дулебы, но то что они с X века являются предками полян, древлян, волынян и археологически существуют (меняется только название) до XIII века (времени когда перестают существовать все славянские и не славянские племена) – это факт.

Мне нравится 1

9 окт в 12:46 Анне

Анна Рябоконь

Вадим, в прочитанных мной источниках, как я поняла говорилось, что лука-оайковецкая культура является преемницей пражско-корчагской, исходя из этого возникает впечатление, что дулебы это прямые потомки этих культур.
Вы ничего не сказали за височное кольцо, я выше спрашивала - это была единичная находка и в каком слое оно было найдено. Если вас не затруднит - подскажите по вашим источникам.

Мне нравится

9 окт в 13:00 Вадиму

Вадим Велитченко

Анна, пражско-корчакская - это одна культура. Семилучевое кольцо встречено в слое Лука Райковецкой культуры городища Хотомель. Оно является единственным не только в Хотомеле, но и вообще на территории Лука Райковецкой археологической культуры (территория южной Белорусии, северной и центральной Украины, западной России). Скорее всего импорт, а импортные украшения любили не только современные девушки, но и древние дулебы)

Мне нравится

9 окт в 13:19 Анне

Анна Рябоконь

Вадим, вот теперь всё стало предельно ясно))) Я так в принципе и предположила, а вы подтвердили мою мысль. В таком случае, было бы (на мой взгляд) уместно сделать к выставочному образцу именно такой комментарий - что найденное лучевое височное кольцо это импорт, а не этнический маркер дулебов. То есть получается на экспозиции представлен женский головной убор некой жительницы Хотомеля, у которой по случаю оказалось такое кольцо, или гостьи Хотомеля. Потому как оно одно (и ещё достоверно не ясно как оно туда попало - куплено или подарено, или кем-то потеряно))). А конкретно для женщин из племени дулебов этническим маркером будут проволочные височные кольца и S-образные.

Большое спасибо за разъяснения, Вадим. Хочется пожелать Вам и вашей группе удачи в дальнейшем изучении и реконструкции этой культуры древних славян. Всего доброго!))

Мне нравится 1

9 окт в 14:01 Вадиму

Вадим Велитченко

Анна, Вам спасибо за интересные вопросы!)

Мне нравится 1

10 окт в 6:57 Анне

Вадим Велитченко

Анна, поясню неясности насчет височных колец. Проволочные и S-образные височные кольца в слоях Лука Райковецкой археологической культуры не встречаются. S-образные височные кольца изредка встречаются в древностях более ранних (VII-VIII вв.) археологических памятников среди славянского населения в Среднем Подунавье (другая территория) и у более поздних (X-XII вв.) древностей – т.е. памятников полян, древлян и волынян (http://xpomo.com/rusograd/sedov1/sedov5.html). Маркером (т.е. уникальным массовым признаком) для полян, древлян и волынян являются проволочные кольца в полтора оборота - именно этим "однообразием курганных древностей" В.В. Седов объясняет, что эти три племени "имеют в своей основе единую культуру типа Лука-Райковецкой" (Седов В.В. Восточн…С.93),), а для пражско-корчакской и Лука Райковецкой культуры маркером является керамика (Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. // Археология СССР. Т. 14 / Отв. ред. Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1982. — С.10, 90 - https://vk.com/wall-3341271_1126).
А насчет подписи в экспозиции, то целью выставки было показать материальную культуру памятника Хотомель, а не реконструкцию дулебов (про них на выставке не говорится).
Семилучевое кольцо становится этническим признаком радимичей только со вт пол. X века (Седов В.В. Восточн…С.219) когда Хотомель прекращает свое существование, но при этом височное кольцо (и другие маркеры) в археологии это не жесткий показатель этнической принадлежности. Например в погребениях у тех же радимичей на одном человеке могли сочетаться как семилучевые так и перстнеобразные височные кольца (Седов В.В. Восточн…С.156)

  Русоград: В.В.Седов xpomo.com

Мне нравится

сегодня в 12:14 Анне

Анна Рябоконь

Чё-то вы меня окончательно запутали..
То есть Лука-Райковецкая культура не относится к дулебам? Или в Хотомеле жили не дулебы? В ваших обсуждениях по теме: "Кто такие дулебы?" http://vk.com/topic-3341271_31528839 Представлена именно эта фотография и складывается впечатление, и судя по комментариями не у меня одной, что на вашей выставке представлены жители Хотомеля, относящиеся к племени дулебов. Во Теперь оказывается что материалы выставки и вашей реконструкции не про дулебов..
Височные кольца как этнические маркеры племён славян не могут сравниваться с керамикой - они сравниваются с другими височными кольцами.
Вот здесь подробнее про височные кольца http://nyka-huldra.livejournal.com/3626932.html

nyka-huldra.livejournal.com

Височные украшения древних славян - хронология, типология, символика

Существует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним..

Мне нравится 1

сегодня в 12:52

Вадим Велитченко

Анна, я имел ввиду, что у меня не было целью собрать среднестатистического виртуального дулеба исключительно на основе маркеров Лука Райковецкой археолгической культуры, а целью было показать конкретных людей, живущих в конкретном поселении (так более научно). Тем более в археологии все сложнее, чем кажется. Историческая наука в отличие от точных наук (где теорема Пифагора, придуманная 2,5 тыс. лет назад действует до сих пор) имеет свойство эволюционировать по мере появления новых источников, которые в большей степени дает археология. Так выводы, которые делали историки 50 лет назад корректируются новыми данными. В свое время В.В. Седову партия поставила задачу любыми способами найти археологическое подтверждение летописных племен, что он и сделал. А сейчас ученые (круглый стол "Этничность в археологии или археология этничности?" на конференции Этнические взаимодействия на Южном Урале-V) пришли к выводу, что культурный слой, остающийся после людей и их самоиндентификация к определенной этнической группе может не совпадать и археологическая культура может географически не совпадать с носителями самоназвания народа. Поэтому на выставке представлена реконструкция населения памятника Хотомель из слоя Лука Райковецкой археологической культуры, а для людей не связанных с археологией и друзей-реконструткторов (им нравится смешное название племени) - это выставка, посвященная дулебам
.
Не у всех археологических культур (в том числе и у славян) височные кольца являются маркером. Где-то этим маркером может служить где-то форма погребений или жилищ, где-то орудия труда или украшения, но чаще всего это керамика.

Мне нравится

сегодня в 14:31 Анне

Анна Рябоконь

Ну вот.. я поняла, что вы на выставке представили именно дулебов как жителей Хотомеля - раз вы так серьёзно и углублённо ими увлекаетесь. Это было бы как раз очень интересно - собрать все детали этого племени, потому как мне встречались весьма подробные реконструкции быта и комплекса одежды средневекового Новгорода, а там был весьма мультикультурный центр, и группы по конкретным племенам, в частности по вятичам, и по скандинавам, отдельно группы по костюмам и быту знати, жителей сельской местности и др, а вот дулебы как-то не попадались.
Понятно и несомненно, что маркерами культуры являются не только височные кольца в головном уборе милых дам, но и иные предметы и детали. Однако речь зашла в данном случае именно о представленном головном уборе с указанными височными кольцами, которые и вызывали неопределённость. Во всяком случае для себя я уже всё прояснила)))

Мне нравится

сегодня в 14:50


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: