Парадигма предложения как система его форм

Формальная организация предложения

Грамматика - 80 В.А. Белошапкова, 1989
N1Vf Лес шумит N1Vf Грачи прилетели
N1 N1 Брат – учитель. N1 CopAdjf1/5 Ночь была тиха (тихая, тихой); Через час был объявлен привал
N1Adjкр крат.ф. Ребенок умен        
N1Adj полн.ф. Ребенок умный N1CopfNl/5 Он был студент (студентом)
N1Partкр крат.ф. Дом построен NlCoPfN2...p/Advpr Этот дом будет без лифта; Все были начеку
N1N2/Adv Дом – у дороги; конец близко InfVf Курить воспрещалось. Друзьям раз­решалось быть вместе
N1Inf Задача учиться        
N1Advо Экскурсия [это] интересно Inf Cop Adjfl/5 Промолчать было бы разумно (разумнее, самое (ым) разумное (ым)
Inf N1 Трудиться – доблесть        
InfAdvо Кататься – весело Inf CopfN1/5 Дозвониться – проблема (было про­блемой)
Inf cop Inf Руководить – значит проверять InfCopfN2...pr /Advpr Промолчать было не в его правилах; Молчать некстати
N2(neg)Vf3S Воды прибывает. Времени не хватает        
Нет N2 Нет времени Inf Cop Inf Отказаться было обидеть
Vf3/sInf Следует продолжать Vfs3/n Смеркается. Дохнуло свежестью.
Praed Inf Пора ехать: нельзя оставаться Vfpl3 За столом зашумели
Praed (neg) N4/N2 Видно следы; не видно следов Cops3/nAdjfsn Было темно
Praed part N2 Наготовлено запасов Cops3/nN2... pr /Advpr Было уже за полночь; Ей было невдомек
Adv quant (N1 quant) Много дел Cop pl3Adjfpl Ему были рады
Hи N2 Ни облачка CopplN2...pr/Advpr Дома были в слезах; С ним были запросто
Никого (ни­чего) N2. Никого знакомого; ничего нового Copf N1 Тишина
Pron (neg) Inf Некому работать; не о чем спорить Inf Стоять!
Vf3/s Светает    
Vf3pl Стучат    
N1 Ночь. Тишина    
N2 Народу! Цветов!    
Adjpl крат.ф. [Ему]рады    
Inf Не пройти. Стоять!    
Praed Холодно    
Praed part Закрыто    

Парадигма предложения как система его форм

Модальные значения – синтаксические наклонения Двусоставные предложения Односоставные предложения
глагольные именные глагольные именные
Реальная модальность. Синтаксический индикатив
Реальность сообщаемого Дочь учится. Дочь училась. Дочь будет учиться Дочь послушна Дочь была послушна Дочь будет послушна Рассветает. Рассвело Будет рассветать Ни души Не было ни души Не будет ни души
Ирреальная модальность. Синтаксические ирреальные наклонения
Возможность Дочь училась бы Дочь была бы послушна Рассветало бы Не было бы ни души
Желательность Училась бы дочь! Если бы (хоть бы, лишь бы...) дочь училась! Была бы дочь послушна! Если бы (хоть бы, лишь бы...) дочь была послушна! Рассветало бы! Если бы (хоть бы, лишь бы...) рассветало! Не было бы ни души! Если бы (хоть бы, лишь бы...) не было ни души!
Побудительность Пусть дочь учится! Чтоб дочь училась! Пусть дочь будет послушна! Чтоб дочь была послушна! Пусть рассветает! Пусть не будет ни души! Чтоб не было ни души! Пусть ни души! Чтоб ни души!
Долженствование Дочь, учись (...)      
Условное встречается только в составе придаточного предложения

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: