Эффективность следственной деятельности по конкретному
уголовному делу существенно зависит от того массива кримина-
листически значимой информации, которым располагает следо-
ватель и лица, привлекаемые им к взаимодействию.
Информационно-аналитическая работа лиц, расследующих
преступления, состоит в собирании, хранении, систематизации и
анализе доказательственной и ориентирующей информации в
целях принятия оптимальных тактических решений. Источниками
такой информации являются:
а) заявления и сообщения о преступлениях;
б) результаты следственных действий и оперативно-розыск-
ных мероприятий;
в) выводы экспертов и заключения специалистов;
г) данные криминалистических и иных учетов;
д) сведения, предоставляемые различными участниками уго-
ловного судопроизводства;
е) сообщения средств массовой информации;
ж) материалы уголовных дел и отказные материалы;
з) сводки оперативных данных, ориентировки;
и) информация, поступающая от различных организаций, уч-
|
|
реждений, предприятий и др.
Следователь должен переработать огромный массив инфор-
мации, вычленить из него криминалистически значимую, не до-
пустив при этом ошибок, связанных как с недостатком этой ин-
формации и трудностями ее получения, так и с дефицитом вре-
мени, а часто и невысоким профессиональным уровнем. При
этом весьма значительное время тратится на рутинную работу по
составлению различных документов процессуального характера:
протоколов, постановлений, запросов и др. С принятием УПК РФ
эта задача существенно упростилась (см. Приложения к УПК РФ).
Следует с сожалением отметить, что методам информацион-
но-аналитической работы в криминалистике уделяется недоста-
точно внимания, хотя их значение все более возрастает, особен-
но при расследовании групповых и многоэпизодных преступле-
ний, связанных с проявлениями организованной преступности. В
ходе информационно-аналитической работы следователь решает
основные тактические и познавательные задачи, встающие в
Глава 5. Компьютеры как средства криминалистической техники 66
ходе раскрытия и расследования преступлений. Такие непростые
задачи, как выявление серийных преступлений, особенно в сфе-
ре реформируемой экономики, международных и межрегиональ-
ных преступных связей, вообще не могут быть решены без хоро-
шо поставленной информационно-аналитической работы.
Основные познавательные операции следователя: выдвиже-
ние версий, принятие тактических решений, планирование рас-
следования, оценка следственных ситуаций, организация произ-
водства серии криминалистических операций — имеют в своей
|
|
основе те же методы.
Актуальность использования информационно-аналитических
методов возрастает и в связи с интенсивным внедрением в дея-
тельность правоохранительных органов средств компьютерной
техники. Этот процесс затрагивает организацию расследования
преступлений, методическое обеспечение следственной, опера-
тивно-розыскной, экспертной, судебной деятельности, способст-
вует научной организации труда, оптимизирует собирание, хра-
нение, систематизацию и анализ доказательственной и ориенти-
рующей информации. Можно констатировать появление своеоб-
разных человеко-машинных систем, удачно сочетающих жест-
кость формальной логики компьютера с гибкостью и эвристично-
стью человеческого мышления.
С помощью компьютерной техники не только рационализируют-
ся информационные процессы, но и внедряются компьютеризиро-
ванные системы поддержки принятия следователями, экспертами,
оперативными сотрудниками, судьями соответствующих решений.
За последние годы в России разработано несколько десятков сис-
тем, по существу моделирующих деятельность следователей-
методистов, которые помогают расследовать наиболее сложные
преступления, формулируя по результатам изучения уголовных
дел конкретные рекомендации.
При расследовании конкретного дела в компьютер в диалого-
вом режиме вводятся сведения о составе и способе преступления,
предмете преступного посягательства, потерпевшем и др. После
обработки на экран выдаются рекомендации, которые могут быть
использованы в планировании расследования, позволяют сгруп-
пировать данные по эпизодам и по участникам, подсказывают,
как осуществить конкретное следственное действие, произвести
поиск и сопоставление эпизодов, фамилий, кличек, дат и пр.
Применение средств компьютерной техники даже в наиболее
сложных формах, основанных на использовании методов «искус-
ственного интеллекта», отнюдь не означает, что следователь или
§ 1. Значение информационно-компьютерного
обеспечения криминалистической деятельности
эксперт становятся бездумными исполнителями решений, прини-
маемых компьютером. Во-первых, компьютерный «интеллект»
является в данном случае обобщенным передовым опытом след-
ственной (экспертной) деятельности, а во-вторых, речь идет ис-
ключительно о рекомендациях, не имеющих обязательного ха-
рактера.
Как свидетельствует практика, чтобы компьютеризированная
информационная система была работоспособной, необходимо
соблюдать следующие правила:
1) вся вводимая информация должна записываться с исполь-
зованием специальной терминологии на языке, исключающем
различное толкование;
2) переработка информации должна производиться в соответ-
ствии с алгоритмом — точно определенной последовательностью
операций, позволяющей решить любую конкретную задачу из
некоторого класса однотипных задач, причем исходные данные
могут в определенных пределах изменяться.
Все вышесказанное с необходимостью подчеркивает, что
современные компьютерные системы должны широко исполь-
зоваться и в процессе преподавания криминалистики в высших
учебных заведениях, а также повышения квалификации судей,
следователей и оперативных работников. С этой целью уже
создан ряд имитационных обучающих систем, в которых моде-
лируются как отдельные следственные действия (например,
осмотр места происшествия), так и ход расследования в целом:
программы-тренажеры «Убийство», «Следователь», «Рэкет»,
«Мираж».
Эффективное использование компьютеров в учебном процес-
се связано с тем, что их способность воспринимать, обрабаты-
вать и передавать студенту учебную или управляющую инфор-
|
|
мацию обеспечивает усвоение студентами соответствующего
материала и управление их деятельностью в этом процессе по
заранее разработанной программе.
Определяя перспективы применения компьютеров при изуче-
нии криминалистики, можно выделить следующие:
1) использование средств вычислительной техники и автома-
тизированных информационно-справочных систем;
2) освоение разработанных на компьютерной базе систем
поддержки принятия решений, автоматизированных рабочих мест
(АРМ) сотрудников различных служб и подразделений правоох-
ранительных органов;
Глава 5. Компьютеры как средства криминалистической техники 68
3) применение компьютеров в ходе практических занятий по
криминалистической технике, тактике и методике;
4) использование компьютеров для приобретения практиче-
ских навыков раскрытия и расследования отдельных видов пре-
ступлений (на базе имитационных обучающих систем);
5) применение компьютерного контроля знаний по различным
разделам и отраслям криминалистики.
Примером третьего направления могут служить автоматизи-
рованные информационные системы «Оружие» и «Холодное
оружие». При обращении к системе «Холодное оружие» можно
получить информацию о назначении, устройстве, способах удер-
жания и действия различных видов холодного оружия, способе
изготовления и методике его испытания на соответствие крими-
налистическим требованиям. Система «Оружие» содержит необ-
ходимые учебные сведения о современном огнестрельном ору-
жии и боеприпасах к нему.
Использование ЭВМ для приобретения практических навыков
раскрытия и расследования отдельных видов преступлений эф-
фективно при проведении занятий по криминалистической мето-
дике расследования. Имитационные обучающие системы («Сле-
дователь», «Убийство», «Убийство без трупа», «Рэкет», «Рассле-
дование изнасилований») созданы на основе успешно расследо-
ванных реальных уголовных дел, поэтому формируют у студен-
тов навыки принятия решений при раскрытии и расследовании
|
|
отдельных видов преступлений, обучают выдвижению следст-
венных версий, планированию расследования.
Так, сетевое планирование имеет перед обычным календар-
ным планированием неоспоримые преимущества. Цель его при-
менения — повысить качество планирования, сократить сроки
расследования за счет рационального использования времени и
постоянного контроля исполнения намеченных в плане действий.
Расчет параметров сетевого графика на персональном компью-
тере помогает выбрать вариант деятельности, оптимальный с
точки зрения затрат времени и средств. Этот метод способствует
четкому формулированию всех промежуточных целей и задач,
ведущих к достижению основного результата следственной дея-
тельности, помогает наглядно проследить преемственность меж-
ду первоначальным и последующими этапами расследования
преступления, заранее выявить «узкие» места в работе, свое-
временно обеспечить следователей исчерпывающей информа-
цией о фактическом положении дел на каждый день расследова-
ния. Освоение приемов сетевого планирования уже в период
§ 2. Компьютеризация процесса расследования преступлений 69
обучения — одна из важных задач преподавания криминалистики
в вузе.
Обучение, как известно, предполагает постоянную обратную
связь со студенческой аудиторией, контроль качества и глубины
усвоения знаний, умения использовать их при решении практиче-
ских задач следственной деятельности. Поэтому одной из основ-
ных форм использования компьютеров в учебном процессе явля-
ется внедрение программ контроля знаний студентов.