Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых
(ст. 425 УПК РФ), свидетелей и потерпевших (ст. 191 УПК РФ) име-
ет специфику, обусловленную их возрастом и социально-
демографическими характеристиками.
Специфика допроса несовершеннолетних обусловливается:
а) меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного
опыта;
б) слабой способностью к сосредоточенному вниманию;
в) повышенной внушаемостью;
г) меньшим развитием аналитических навыков при восприятии
и оценке воспринятого;
д) тенденцией к смешению реально воспринятого и вообра-
жаемого;
е) эмоциональностью суждений и действий.
Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осоз-
нать событие в целом, не всегда могут выделить главное. Они
чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, интер-
валов времени, последовательности действий и событий. Несо-
вершеннолетние быстрее забывают воспринятые события, одна-
ко весьма точно передают те факты, которые их заинтересовали.
Они обладают повышенной возбудимостью, неуравновешенно-
|
|
стью характера, им присущи быстрые смены настроения и пове-
денческих реакций, что заметно отражается на их показаниях.
Поскольку названные и некоторые другие особенности психо-
физического развития несовершеннолетних проявляются в про-
цессе формирования показаний и в поведении на допросе одина-
ково, их допрос имеет общие черты независимо от процессуаль-
ного положения допрашиваемого.
В соответствии со ст. 424 УПК РФ вызов несовершеннолетних
на допрос производится, как правило, через их родителей или
иных законных представителей. Несовершеннолетний, находя-
щийся под стражей, вызывается через администрацию места
пребывания. При необходимости участия в допросе законного
представителя или близкого родственника несовершеннолетнего
в повестку включается предложение о его явке вместе с вызы-
ваемым.
При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователь
должен выполнить комплекс мероприятий, направленных на
обеспечение оптимальных условий производства допроса:
§ 4. Особенности тактики допроса отдельных категорий лиц 431
1) Решить вопрос о месте допроса. По общему правилу несо-
вершеннолетние допрашиваются в месте производства следст-
вия, а по усмотрению следователя — в месте нахождения несо-
вершеннолетнего (чаще всего малолетнего). Иногда допрос це-
лесообразно производить на месте, где подросток наблюдал пре-
ступное событие, по поводу которого ему предстоит давать пока-
зания. Несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) доп-
рашивается в рабочем кабинете следователя либо в изоляторе
|
|
временного содержания, если он задержан или заключен под
стражу.
2) Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолет-
него свидетеля (потерпевшего) должен быть произведен как
можно быстрее после события преступления, чтобы исключить
запамятование обстоятельств произошедшего. Кроме того, акту-
альность безотлагательного допроса состоит в том, что несовер-
шеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются
внушению, в результате чего могут незаметно для себя подме-
нить собственное восприятие высказываниями других лиц, с ко-
торыми они разговаривали до начала допроса.
3) Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для
установления психологического контакта и определения тактики
допроса необходимо выяснить:
а) отношение несовершеннолетнего к сверстникам (чувство
товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения
и т.п.);
б) черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.);
в) круг интересов и увлечений, а также иные данные, относя-
щиеся к его социально-демографической и нравственно-
психологической характеристикам. Для этого необходимо тща-
тельно изучить материалы уголовного дела, допросить родителей
или законных представителей, педагогов и других лиц.
4) Определить круг участников допроса (педагог, родители, за-
конные представители несовершеннолетнего, защитник). При-
глашать для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняе-
мого (подозреваемого) его родителей следует лишь тогда, когда
следователь, несмотря на предпринимаемые усилия, не может
установить с допрашиваемым психологический контакт.
Подход к приглашению педагога для участия в допросе несо-
вершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос
малолетних целесообразно производить с участием педагога,
работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или
преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших
Глава 22. Допрос и очная ставка 432
и старших классов — с участием соответствующих педагогов. В
каждом случае решается вопрос о том, какого педагога — знако-
мого или не знакомого допрашиваемому — следует пригласить.
По делам о половых преступлениях рекомендуется принять
меры к тому, чтобы в допросе участвовал педагог того же пола,
что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несо-
вершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого
пола, может отрицательно отразиться на полноте даваемых по-
казаний.
Педагогу, законному представителю и защитнику, которые
участвуют в допросе, следует разъяснить их права (задавать
вопросы с разрешения следователя; знакомиться с протоколом
допроса и ходатайствовать о внесении в него дополнений и по-
правок) и обязанность подтвердить по окончании допроса своей
подписью правильность записи показаний.
5) Побеседовать с участниками предстоящего допроса для разъ-
яснения их роли в следственном действии, определения особен-
ностей психологии допрашиваемого, характера взаимоотношений
несовершеннолетнего с другими лицами, проходящими по делу.
6) Составить план допроса несовершеннолетнего. При этом необ-
ходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые
предстоит задать. Вопросы должны быть понятными и точными.
Порядок допроса несовершеннолетних в основном не отлича-
ется от порядка допроса взрослых, за исключением того, что сви-
детели (потерпевшие), не достигшие 16-летнего возраста, не
предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или
уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показа-
ний. Перед началом допроса следователь разъясняет допраши-
ваемому необходимость правдиво рассказать все известное ему
|
|
по делу.
На подготовительной стадии следователь должен установить
с допрашиваемым психологический контакт. Некоторые особен-
ности имеют последующие стадии допроса: свободный рассказ и
ответы на вопросы.
Обычно свободный рассказ несовершеннолетнего бывает от-
рывочен, сбивчив и непоследователен. Поэтому рекомендуется
применять тактические приемы, помогающие допрашиваемому
выдерживать нить изложения. Для этого следователь с макси-
мальной осторожностью должен направлять его рассказ в нужное
русло.
§ 4. Особенности тактики допроса отдельных категорий лиц 433
Задавая вопросы, важно убедиться в том, что допрашивае-
мый правильно понял их содержание, а при необходимости раз-
делить вопрос на несколько более конкретных и простых.
Важную роль в получении от несовершеннолетнего полных и
правдивых показаний имеет стадия ответов на вопросы. Содер-
жание и направленность вопросов здесь зависят от характера
полученных показаний и процессуального положения допраши-
ваемого.
Несовершеннолетнему, который дал правдивые, хотя и не-
полные показания, следователь задает уточняющие вопросы.
При этом они должны быть четкими и доступными для понимания
подростка. При постановке детализирующих вопросов нужно учи-
тывать, что несовершеннолетние запоминают информацию вы-
борочно, поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях
удается не всегда. Слишком настойчивые попытки добиться же-
лаемого результата могут привести к тому, что недостающие де-
тали окажутся вымышленными.
В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпев-
шего) нужно обращать внимание на соответствие сообщаемых
сведений уровню его психического развития. Гладкость, заучен-
ность показаний, употребление формулировок и оборотов, не
свойственных возрасту подростка, противоречия между показа-
ниями, данными в ходе свободного рассказа и при ответах на во-
просы, а также некоторые другие признаки могут свидетельство-
вать о том, что он находится под чьим-то влиянием. Тогда необхо-
|
|
димо выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он обсуж-
дал обстоятельства, о которых был допрошен, не подсказывал ли
ему кто-либо ответы на вопросы следователя.
Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или
дает заведомо ложные показания, важно выяснить причины (чув-
ство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников
и т.п.) и с этим учетом применить тактические приемы, направ-
ленные на изменение его позиции. Применяемые при этом такти-
ческие приемы должны быть основаны только на методах убеж-
дения.
При допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозре-
ваемого), впервые совершившего преступление, эффективно
применение такого тактического приема, как опора на положи-
тельные свойства его личности. Практике известно немало слу-
чаев, когда следователи, умело используя решительность, чест-
ность, стремление быть первым и другие хорошие качества несо-
Глава 22. Допрос и очная ставка 434
вершеннолетних правонарушителей, получали от них полные и
правдивые показания.
Акцент же на отрицательных сторонах жизни несовершенно-
летнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к
тому, что он замыкается и вообще отказывается давать показа-
ния.
Допрос эксперта. Следователь вправе допросить эксперта,
статус которого определен ст. 57 УПК РФ, чтобы он разъяснил
или дополнил свое заключение. Допрос производится, когда нет
необходимости в дополнительном исследовании объектов, пред-
ставленных эксперту. Цель допроса:
а) разъяснить терминологию и отдельные формулировки;
б) уточнить данные, характеризующие компетенцию эксперта
и его отношение к делу;
в) уяснить ход исследования представленных материалов и
примененных экспертом методик;
г) установить причины расхождения между объемом постав-
ленных вопросов и ответов эксперта или между исследовательской
частью заключения и сформулированными выводами;
д) выяснить причины расхождения выводов членов эксперт-
ной комиссии;
е) проверить полноту использования экспертом представлен-
ных ему материалов и др.
Эксперта, работающего в экспертном учреждении, целесооб-
разно вызывать через руководителя данного учреждения. Если для
получения ответов на возникшие вопросы необходимо, чтобы экс-
перт продемонстрировал научно-технические средства, применяв-
шиеся в ходе исследования, или методику исследования, его до-
прос целесообразнее произвести в экспертном учреждении.
Допрос эксперта проводится по правилам, установленным ст.
205 УПК РФ, которые обусловлены процессуальным положением
допрашиваемого.
Следователь выясняет основные данные о личности, специ-
альности, компетенции эксперта, его взаимоотношениях с потер-
певшим, обвиняемым (подозреваемым). Допрос эксперта всегда
имеет форму постановки вопросов. Ответы на них эксперт дает
только в пределах своей компетенции и в связи с произведенны-
ми исследованиями. При этом он разъясняет:
а) избранные методики исследования; характер выявленных
идентификационных признаков;
б) критерии, которыми он руководствовался при определении
идентификационной совокупности признаков;
§ 5. Тактика производства очной ставки 435
в) какие научно-технические средства применялись в ходе ис-
следования;
г) причину противоречий между исследовательской частью за-
ключения и выводами и др.
Вопросы, поставленные при этом перед экспертом, нужно
фиксировать дословно. Эксперт вправе изложить свои ответы
собственноручно. Если в результате допроса будет установлена
необходимость дополнительно исследовать представленные
материалы или выяснится некомпетентность допрошенного, то
следователь обязан назначить, соответственно, дополнительную
или повторную экспертизу.