Глава II 1 страница

1 В Приуралье, в Кулевчи есть дома площадью до 170 кв. м.

2 Аналогичный ров выявлен на абашевском Шиловском поселении [ПряхиЯ.
1976, с. 23-24]. Ширина рва 2,2-2,8 м, глубина 0,4-0,5 м, вдоль него шла
стена, от которой сохранился двойной ряд столбовых ям, отстоявших на 2 м
друг от друга в ряду; ширина главного въезда 4 м, проход к реке - 1,5 м. На


абашевском Малокизыльском поселении ров шириной 1,4 м, глубиной 0,8 м проходит между домами внутри поселка [Сальников, 19546, с. 67-68]. Ров и вал зафиксированы с напольной стороны срубного поселения Сускан [Мерперт, 1958, с. 104]. С.С.Березанская [1974, с. 69] приводит данные о сооружении неглубоких рвов вокруг загона на поселении унетицкой культуры в Польше и предполагает наличие ограды вокруг тшинецкого поселения Пустынка, имевше­го кольцевую планировку с загоном для скота в центре. Оборонительные ров и валы хорошо известны на поселениях бронзового века Подунавья в культурах монтеору и фюзешабонь и особенно на позднебронзовых центральноевропей-ских поселениях культур полей погребальных урн и гальштатт [Монгайт, 1974, с. 68, 86, 180].

3 Сооружение зольников безусловно связано с культом домашнего очага.
Этот культ по археологическим материалам фиксируется у скифов [Граков,
1971].

4 В Центральном Казахстане наземная часть жилища делалась из смеси
глины и песка с включением камней [Маргулан, 1959, с. 21—22], на поселении
Ушкатта II бруствер покрыт слоем утрамбованной глины [Кузьмина, 19626].

5 На некоторых андроновских поселениях (Спасский Мост, Камбулат, Но-
вобурино, жилище 2) столбовые ямы отсутствуют или их мало. В этих жилищах
мог применяться сруб. Ямы отсутствуют и в некоторых срубных домах, напри­
мер, в Максютово [Синицын, 1949, с. 198].

6 По наблюдениям в Еленовском микрорайоне и на р. Джарлы каменолом­
нями служили естественные выходы слоящегося и легко откалывающегося
плитняка, расположенные вблизи поселков.

7 Судя по деревянным конструкциям в погребениях, были известны различ­
ные системы перекрытий жердями, бревнами или плахами, уложенными вдоль
продольной оси ямы; поперек нее; на продольное бревно, положенное на вбитый
в центре могилы столб (Синташта I, II, Синеглазово, Турсумбай) или на два-
четыре столба по краям могилы (Синташта II, Сосновка, Верхнеозерное, Фе-
дорово); встречаются перекрытия в два наката, в том числе настланные взаи-
моперпендикулярно (Алакуль, Кинзерский).

8 Последний прием получил развитие в эпоху поздней бронзы в конст­
рукции мавзолеев вождей Бегазы и Сангру [Маргулан, 1979, табл. 15, рис.
70, 71, 76, 94].

9 М.П.Грязнов [1965, с. 99—102] предполагает появление этой системы пе­
рекрытия уже в эпоху неолита в доме на стоянке кельтеминарской культуры
Джанбас-кала. А.В.Виноградов [1981, с. 148] выступает против такой реконст­
рукции, с чем можно согласиться: сложное сооружение чорхона предполагает
наличие бронзовых орудий для рубки дерева, длительное знакомство с деревян­
ным зодчеством и высокий уровень архитектурного планирования, которые
могли быть достигнуты только в эпоху бронзы. Даже у современных памирцев
возведение чорхона считается самым сложным и важным этапом домострои­
тельства и требует участия специалиста-плотника [Андреев, 1958, с. 436, 437,
441].

1 1 0 Для перекрытия дома площадью 20x10 кв. м требуется по системе чор-


хона 20 балок длиной 7 м, пирамидальным накатом — 7 бревен длиной больше 10 м и не меньше 30 бревен от 7 до 10 м, по реконструкции А.Х.Маргулана — 8 балок по 10—20 м и большое количество опорных столбов и слег [Кузьмина, 19646, с. 104].

11 Жерди от перекрытия выявлены на тазабагьябском поселении Байрам-
Казган 2 [Итина, 1977, с. 201], срубном Максютовском [Кривцова-Гракова,
1955, с. 75]; на кобяковском поселении выявлены ряды обугленного тростника
кровли [Кривцова-Гракова, 1955, с. 100] и камыша [Шарафутдинова, 1973]; в
погребениях евразийских степей найдены остатки камышовых и тростниковых
перекрытий.

12 М.П.Грязнов [1953, с. 147, 148] полагает, что входом в жилище зимой
служило свето-дымовое отверстие. Это не убедительно, так как конструкция
входа весьма продумана и совершенна и сохранялась в скифское время.

13 Деревянный порог зафиксирован на тазабагьябской стоянке Кокча 15
[Итина, 1977, с. 201].

14 В Шандаше толщина обмазки всего 0,05—0,07 м [Кузьмина, 19646, с. 103],
в Атасу — до 0,3 м [Маргулан, 1959, с. 23]. Глиняная обмазка пола известна
на поселениях приказансксй культуры Атабаевском и Балымском [Халиков,
1969, с. 31, 36, 37] и тазабагъябских Кокча 15, 15А, Байрам-Казган 2, Джин-
гельды 10 [Итина, 1977, с. 201]. На тшинецком поселении Пустынка пол
вымощен глиняными вальками [Березанская, 1972, с. 47; 1974, с. 57, 53, 63,
рис. 18].

15 Этот тип многочисленен, например, на поселениях по р. Вахте [Сальни­
ков, 1954а, с. 217, 246].

16 По этнографическим параллелям двухчастность можно объяснить делени­
ем дома на летнюю и зимнюю или на мужскую и женскую половины, что
отмечено у многих ираноязычных народов.

17 Не являются ли эти очаги прототипом кана - перекрытых отопительных
каналов среднеазиатских жилищ [Писарчик, 1982, с. 82]?

18 Аналогичные длинные очаги известны на срубном поселении у Ляпичева
Хутора [Грязнова, 1953, рис. 59, 60] и на тазабагъябских поселениях Кокча 15,
Джанбас 30, Кават 3, 6, 7 [Итина, 1977, с. 202]. Особенно интересен очаг на
абашевском Соколовском поселении: яма размером 3,7x1,4 м и глубиной 0,4 м
заполнена глиняными комьями и имеет восемь попарно расположенных отвер­
стий диаметром 0,15—0,23 м. Судя по находке деформированного при обжиге
сосуда, очаг предназначен для обжига керамики [Пряхин, 1976, с. 57, рис. 12].

19 На кирпичиках пальцем нанесены ямки, прямые линии, крест или круг
[Сальников, 19516, с. 131, рис. 17,4]. Интересно, что традиция метить кирпичи
знаками сохранилась в Средней Азии до кушанской эпохи [Толстое, 1948, с.
95, 105, 112; Кузьмина, Певзнер, 1956, с. 80-82, рис. 33].

20 Глинобитные печи со сводом, сложенным из глиняных вальков, известны
на тшинецком поселении Пустынка [Березанская, 1974, с. 58, 61, 62]. Наличие
такой печи, судя по находкам шлака имевшей производственное назначение,
предполагается на срубном Успенском поселении [Кривцова-Гракова, 1955, с.


76] и на срубных поселениях Украины, например, в Сабатиновке [Кривцова-Гракова, 1955, с. 123]. Позже их сооружали скифы.

21 Скопление кальцинированных костей над полом, вымощенным кирпича­
ми, выявлено в Камышном I.

22 В большом доме памирцев в день расходуется 12—24 лепешки кизяка
[Андреев, 1958, с. 459].

23 Нары в виде останца земли или возвышения из глины или вальков изве­
стны на тшинецких поселениях Пустынка и Попова Левада [Березанская, 1972,
с. 47; 1974, с. 58], на тазабагьябских поселениях Джанбас 21, Кокча 15, 16
[Итина, 1977, с. 200, 202], на срубных Успенское, Максютовское, Зимница
[Кривцова-Гракова, 1955, с. 75], Ляпичев Хутор [Синицын, 1949, с. 199].

24 Столбики от стола зафиксированы в центре абашевского жилища на Ши-
ловском поселении [Пряхин, 1976, с. 16].

25 Он подобен силон — сидению патриарха в памирском доме [Андреев,
1958, с.461].

26 Возможно, часть колодцев использовалась для водосбора, как обхин в
современном памирском доме [Андреев, 1958, с. 453].

27 Жилища центральной Европы отличаются от степных тем, что они, как
правило, наземные и имеют меньшую площадь.

28 Этот тип перекрытия зафиксирован и в срубных погребениях Камышева-
ха, Кайбелы, Царицын [Городцов, 1907, с. 134; Круглов, Подгаецкий, 1935, с.
134; Мерперт, 1958, с. 117-118].

29 Прямоугольный дом с двускатной крышей был распространен вплоть до
Греции: модель его найдена в неолитическом слое Сескло [Чайлд, 1952, с. 93,
99, 103, 104].

30 Происхождение длинного заглубленного в землю жилища с двускатной
коньковой крышей в Восточной Европе некоторые исследователи относят еще
к эпохе верхнего палеолита [Рогачев, 1970, с. 69; Сергин, 1975, с. 41].

31 В степной Средней Азии и Восточном Казахстане у носителей кельтеми-
нарской и устьнарымской культур в эпоху неолита был представлен принципи­
ально другой тип жилища — большой прямоугольный или овальный наземный
шалаш из дерева и жердей: кельтеминарские стоянки Джанбас 4, Толстова,
Кават 7, Лявлякан 26, Дарбазакыр, Учащи 131, восточноказахстанские — Пень­
ки I, II, Усть-Нарым [Толстов, 1948, с. 61; Гулямов, Исламов, Аскаров, 1966,
с 26-28, 97-98, рис. 8, 9; Виноградов, 1968, с. 68-71, рис. 25, 26, 1981, с.
148-150, рис. 59, табл. 14; Черников, 1970, с. 12-14; Чалая, 1971, с. 7].

32 Стены обычно делались из глиняных комков аморфной формы. В неко­
торых районах фундаменты или стены возводились из уложенных горизонталь­
ными рядами каменных блоков (например, Телль-Арпачия, Телль-Сотто, Бей-
Да).

33 Планировочные решения и строительные приемы, сложившиеся в Пере­
дней Азии в эпоху энеолита, в почти неизменном виде доживают в архитектуре
Рядового жилища вплоть до современности [Амирьянц, 1981].

34 Жилища земледельцев энеолита Греции, Балкан и Подунавья генетически
Принадлежат к центральноевразийскому типу и, как правило, сохраняют кар-


касно-столбовую конструкцию и двускатную кровлю, но дома здесь наземные глинобитные с закрытыми печами.

35 Этот тип представлен в некоторых районах Турции, ранее заселенных
индоевропейскими народами.

36 Наличие в осетинском доме сложенного из камня цокольного этажа и
иногда открытой веранды - результат адаптации к экологическим условиям и
влияния грузинской архитектуры.

37 Вне среднеазиатско-афганского ареала этот тип перекрытия известен на
Кавказе у ираноязычных осетин, а также в районах Грузии и Нагорного Кара­
баха и в Армении, где конструкция свода и план жилища имеют существенные
локальные отличия. М.И.Ильина [1946], специально занимавшаяся этим типом
жилища на Кавказе, не решает вопрос о его происхождении. М.САндреев [1958,
с. 267, 273] предполагал наличие "одной общей древней культуры, выработав­
шей когда-то этот потолок», отмечал связи таджиков с народами Кавказа, осо­
бенно осетинами, прослеживаемые в фольклоре и материальной культуре. В
настоящее время установлено, что в грузинском и армянском языках строитель­
ные термины, связанные с жилищами дарбази, заимствованы из иранского [Ма-
матназаров, Якубов, 1985, с. 199].

38 В долинах с теплым климатом далидз устраивают в виде открытой ве­
ранды с колоннами, как в осетинских домах.

39 Этот тип имеет варианты и подтипы, характерные для отдельных областей
или для представителей разных каст и подкаст и этнических групп [Гусева,
1981].

40 Установка опорных балок и конька (пашита) у индуистов представляет
религиозный акт и сопровождается жертвоприношениями и молитвой. Этот
обряд сопоставим с осетинским и таджикским.

41 Маленькие хижины Ахара и Навдатоли не могут быть прототипом боль­
шого дома с опорными столбами и коньковой кровлей. Их реконструкция
[Sankalia, 1974, фиг. 131, 149] как жилищ с двускатной кровлей не верна, так
как отсутствуют опорные столбы для конька. Вероятно, квадратные хижины
перекрывались легкой кровлей, подобной конической кровле круглых хижин.

42 Авестийское dmana (Ясна XXXI, 16, 18; Яшт V, 38, 62, 63; X, 28, 30;
XVII, 6, 8).

43 Т.Я.Елизаренкова переводит термин чала — " хижина», но мы принимаем
перевод Л.Рену - «жилище», поскольку речь в тексте идет о большом мону­
ментальном доме.

44 А.А.Формозов впервые указал [19516, с. 18], что локальные варианты
андроновской культурной области являются подлинными культурами отдель­
ных племен.

45 Сходные цифры независимо получены при сопоставлении данных о сред­
ней продолжительности жизни и численности погребений на родовом кладбище
[Кузьмина, 1974в] для андроновских домов.

46 Реконструкция шалаша хунну археологических оснований не имеет. Ту
же конструкцию считает прообразом юрты Б.Х.Кармышева [1956, с. 23], но она
полагает, что протоюртой были жилища карлуков.


47 Характер примесей в тесте определялся визуально. О.Ю.Круг проделала
специальные анализы состава керамики поселений и могильников Еленовского
микрорайона [Кузьмина, 1962а, с. 93; 1965а, с. 49-50].

48 Техника формовки определялась визуально при помощи лупы. Способ
наложения лент и подлепки дна устанавливается по характеру раскола сосуда
по горизонтальным лентам и виден на вертикальном разломе и внутренней
поверхности сосуда.

49 Учитывался также цвет обжига сосуда. В мировой практике цвета и
оттенки керамики устанавливаются по таблицам A.H.Munsell [1949]. Нами эта
работа не проводилась, поскольку андроновские горшки обожжены неравномер­
но и на одном сосуде цвет обжига может меняться от серо-черного до буро-
красного.

50 М.Н.Комарова [1962] выделила основные элементы андроновских орна­
ментов и установила их распределение по зонам в различных локальных вари­
антах; С.В.Зотова [1964; 1965] показала, что андроновцы использовали два
разных принципа построения декора: по прямой сетке (так называемая группа
ромбической орнаментации) и по косой сетке, по которой составлены так на­
зываемые ковровые орнаменты.

51 В свете открытий новых памятников петровского типа на Урале и выде­
ления комплексов потаповского типа в Волго-Донском регионе очевидна пол­
ная несостоятельность попытки Т.М.Потемкиной [1982, с. 156; 1983а; 19836;
1985, с. 148—156] пересмотреть генетическую преемственность и хронологиче­
ское соотношение петровского и алакульского типов. Т.М.Потемкина исполь­
зовала не всю совокупность андроновских материалов, а лишь незначительную
часть периферийных комплексов, при классификации которых были допущены
методологические ошибки, что уже отмечалось исследователями. Возражение
специалистов вызывает и классификация Т.М. Потемкиной керамики эпохи поз­
дней бронзы [Зданович, 1983, с. 64, 65; Васильев и др., 1992; Кузьмина, 1985а;
19866; 19876; 1988].

52 В Центральном Казахстане эта особенность иногда сохраняется позже:
сосуды с ребром по венчику представлены в атасуских комплексах Бес-Оба и
Тас-Булак (Карагандинский музей, инв. N 10/16, 1026).

53 По отношению диаметра венчика к максимальному диаметру тулова вы­
деляются варианты А и Б, по соотношению высоты верхней части сосуда к
высоте тулова - подтипы. Для позднеалакульских комплексов, видимо, харак­
терны горшки вытянутых пропорций с отношением 1:3.

54 Исследователи отмечали неточность ее классификации.

55 Экспедиция В.И.Матющенко открыла алакульский могильник Ермак.

56 Хорошо прослеживается только место спайки ленты плечика по горизон­
тальным штрихам заглаживания, проходящим на уровне каннелюр, отделяющих
плечико (например, у горшков из Борового; Канаттаса — ограда 1; Бугулы —
ЦМК 52 N 4/9).

57 . Такой способ спайки лент известен в Восточной Европе [Зеленин, 1927,
с 93] и характерен для афанасьевской культуры Западной Сибири. У афанась­
евских яйцевидных и круглодонных сосудов края лент и край дна всегда ско­
шены наружу [Иванова, 1968, с. 251-253].


58 ЛАИванова полагает, что у афанасьевских горшков сначала формовалось
тулово, затем венчик и после этого подлеплялось дно. Более вероятно, что у
всех круглодонных горшков применялся донный начин: в ямке вылеплялось
круглое дно и затем кольцевым налепом наращивались стенки. В.И.Матющенко
[1973в, с. 30] отмечает, что самусьская посуда сформована техникой ленточного
налепа. В.И.Молодин [1985, с. 37] полагает, что керамика кротовской культуры
изготовлялась техникой кольцевого налепа с последующей подлепкой дна. Гон­
чарство этих культур представляет особый интерес в связи с тем, что на са-
мусьских и кротовских памятниках обнаружена типичная федоровская посуда
[Матющенко, 1973в, рис. 8; Молодин, 1985, рис. 14, 12], влияние же керами­
ческих традиций самусьской, кротовской и особенно окуневской культур отчет­
ливо прослеживается на андроновской посуде Сибири, проявляясь в распрост­
ранении сосудов квадратной формы и специфических мотивах орнаментации
(см., например [Максименков, 1978, табл. XLIII, 2, 3, 13, XLV, 14-16, XLVII,
4, 5, XLVIII, 9, LV, 2, 3; Молодин, 1985, рис. 43,1, 44,6, 49,3; Матющенко,
1973в, рис. 15, 18]).

59 Например, Биырек-Коль (ГЭ ОИПК, инв. № 2217/10).

60 Например, Боровое (ГЭ ОИПК 2000/44), Бегазы, ограда 3 (ЦМК (6-
104)/924, Ланин Лог, Пристань [Максименков, 1978, табл. XLII, 8, XLIV, 5]

" Л.А.Иванова [1968; 1970] показала отличие афанасьевской и окуневской традиций друг от друга и от андроновской.

62 У современных финно-угорских народов применяется ленточная техника
кольцевого налена [Зеленин, 1927, с. 99].

63 У современных угорских народов андроноидный орнамент применяется
не на керамике, а на одежде и бересте [Чернецов, 1948, с. 139; Иванов, 1963,
с. 161, рис.100].

64 у современных таджиков керамика лишена декора или покрыта росписью,
но в узорах одежды сохранились многие элементы андроновского орнаменталь­
ного комплекса [Бобринский, 1900].

65 Однако нельзя не учитывать, что в андроновской и других культурах
евразийских степей бронзового века абсолютно господствовала богато орнамен­
тированная штампами керамика, в ведической же литературе орнаментация не
описывается, штамп упоминается редко. Правда, в позднеандроновских комп­
лексах Средней Азии орнаментация выходит из употребления и большой про­
цент составляют горшки без декора.

66 Содержание меди и олова в андроновских металлических изделиях Ка­
захстана и Семиречья по данным А.Д.Дегтяревой [1985, с. 18, 21, 22] (%)

Регион Медные изделия Бронзовые издеяия Из них с типичным содержанием олова Типичное содержание олова
Восточный Казахстан нет     12-26
Семиречье мало 88,8   1-12
Центральный Казахстан       6-18
Северный Казахстан   61,4   1-12

67 Изделия Шамшинского клада Киргизии, сходные по составу с другими
бронзами Семиречья [Рындина и др., 1980, с. 156,158], принадлежат к широко
представленной в западно-андроновском металле химической группе ВУ, руд­
ный источник которой Е.Н.Черных [1970, с. 111] ищет на востоке. Мнение
А.Д.Дегтяревой [1985, с. 7] о невозможности разработки полиметаллических
рудников в Семиречье ввиду малочисленности в них меди представляется чрез­
мерно осторожным.

68 Несомненно, был известен и войлок. В пользу этого свидетельствуют: 1)
высокий уровень скотоводства; 2) совершенство войлочных изделий Пазырыка,
предполагающее многовековую традицию производства [Руденко, 1953, с. 244];
3) знакомство с производством войлока у народов Западной Европы; 4) наличие
древнеиранского термина, заимствованного в финно-угорские языки; 5) нали­
чие в андроновских, срубных и катакомбных могилах бурых органических под­
стилок, вероятно - остатков прямоугольных войлочных полотнищ.

69 Различные способы плетения шерстяной тесьмы сохранились на Памире
[Писарчик, 1958, с. 375, рис. 82].

70 Примитивный вертикальный ткацкий станок без грузил сохранился в
Таджикистане [Писарчик, 1958, с. 372-373, рис. 80-81].

71 На Памире платье шьют из домотканной шерсти тем же покроем, спереди
вдоль разреза иногда нашивают сплетенную из шерсти тесьму шерозе с наши­
тыми бронзовыми бляхами [Писарчик, 1958, с. 408, рис. 87].

72 Крашение мареной практикуют памирцы [Писарчик, 1958, с. 375].

73 Единичность этих богатых захоронений объясняется, во-первых, древним
разграблением андроновских могил; во-вторых, социальными и ритуальными
факторами.

74 Такую же одежду из домотканной шерсти — штаны, распашной кафтан
или куртку носят памирцы [Андреев, 1958, с. 243, 244, рис. 49] и осетины
[Калоев, 1971, с. 176].

75 Сапоги такого же покроя из сыромятной кожи подвязанные на подъеме
цветной тесемкой с металлическими бусами, носят мужчины и женщины на
Памире [Андреев, 1958, с. 246, рис. 50] и в Осетии [Калоев, 1971, с. 179].

76 Шапки типа кулоха из овчины мехом внутрь и вязаные шерстяные ша­
почки носят памирцы [Андреев, 1958, с. 250], башлыки - осетины [Калоев,
1971, с. 179].

77 Колпаки, отличающиеся от сакско-андроновских только деталями кроя,
были известны и у других индоевропейских народов — фракийцев и фригийцев.
Хетты носили головной убор другого фасона с круглым околышем, но тоже
островерхий.

78 Все сохранившиеся ранние повозки — четырехколесные. Однако наличие
в ряде могил пары колес и глиняные модели одноосных повозок Калмыкии
позволяют, вопреки мнению Е.В.Избицер [1993], предполагать существование
в степях двухколесной повозки. Важной инновацией катакомбной эпохи было
Появление колес с вырезами. Такая конструкция зафиксирована и в Передней
Азии.

79 Древнейшие изображения запряженных не конями, а эквидами повозок




на колесах со спицами известны в Анатолии в Канише (Кюль-Тепе), а мо-дель — в Ачемэйюк. Они датируются первой-второй четвертью II тыс. до н э [Ozgus, 1959, табл. LXIV; Моогеу, 1969, с. 431-432; Nagel, 1966, рис. 15—l7; Iittauer, Crouwel, 1936а, рис. 1]. В Месопотамии и Сирии повозки на колесах со спицами появляются в XVIII—XVII вв. до н.э., но изображения боевых конных колесниц в Передней Азии известны не раньше конца XVII—XVI в. до н.э. [Моогеу, 1986].

В индоевропейских, семитских, китайском и других языках есть отдельные термины для обозначения повозки и колесницы. Колесница — это военный легкий экипаж с двумя колесами со спицами и конной запряжкой. Так же определяют колесницу исследователи транспорта [Childe, 1951; Plggott, 1968; Iittauer, Crouwel, 1979]. М.В.Горелик [1985] не учел многочисленные исследо­вания по истории колесниц, ошибочно трактовал изображения повозок с коле­сами с брусьями, с прорезями и со спицами, признав появление последних временем распространения колесниц; не проанализировал эволюцию псалиев в Старом Свете; не выявил арийскую лексику в переднеазиатских коневодческих трактатах и, не проведя классификации транспортных средств, не смог отделить колесницы от грузовых и дорожных повозок и тяжелых военных квадриг, за­пряженных не лошадьми, а эквидами, что привело его к ложным заключениям о времени и месте происхождения колесниц в Старом Свете. На приведенной им табл. 2 колесницы представлены только на изображениях второй половины II тыс. до н.э. Дата изображения колесниц на сирийских печатях (табл. 3) определяется по аналогии с двумя экземплярами из архива Нузи, датируемыми второй половиной XV в. до н.э. (ср. статью П.М.Кожина [1985]). Тем же временем датируется коневодческий трактат с арийской лексикой из Нузи.

80 Это согласуется с европейскими данными, изображение колесницы из
Кивика датируется эпохой бронзы по комплексу кургана [Glob, 1974], ряд
изображений нанесен на сосуды эпохи бронзы [Vizdal, 1972, с. 233, рис. 1;
Чередниченко Н., 1976, с. 139, рис. 4—6; Смирнов, Кузьмина, 1977, с. 54-55;
Piggott, 1978, рис. I]. На Кавказе есть изображения повозок в плане, в том
числе — на сосуде эпохи бронзы из Дилижана в Армении [Есаян, 1976, табл.
97,1], а также бронзовая модель двухколесной колесницы на колесах с десятью
спицами в Гохеби в Грузии, найденная в комплексе с бронзовым копьем и
керамикой конца II тыс. до н.э. [АО. 1976, с. 478,479]. Кавказские экземпляры
важны в связи с тем, что некоторые названия колесного транспорта общи в
индоевропейских и кавказских, в том числе — нахско-дагестанских языках.

81 Китайская узда иньского времени, как и андроновская, включала мягкие
кожаные удила и щитковые псалии с центральным отверстием, но в отличие,
от андроновских, не круглые, а квадратные бесшипные [Dewall von, 1964;
Shaughnessy, 1988].

82 Согласно ведическим текстам, в Индии для хранения колесниц устраива­
ли заглубленные в землю сараи, в полу которых копали канавки для установки
колес [Rau, 1986; Renou, 1939, с. 491, 492].

83 Гипотеза о египетском происхождении колесниц Микен была высказана
Ф.Шахермейером, но не может быть принята, так как в Египте не найдено ни


прототипов, ни аналогов микенских псалиев, греческие колесницы не имеют близких аналогов в Египте [Кожин, 1966, с. 78-79], а вся обширная коневод­ческая терминология в ахейском языке не несет никаких следов египетских или переднеазиатских заимствований и является индоевропейской [Callavotti, 1958]. В микенских документах линеарного письма В упоминаются псалии из рога и реже - из меди [Ventris, Chadwick, 1956, с. 365-368].

84 У псалиев из Алакуля, Новоникольского, Казангулова и Ватины есть
дополнительные отверстия в диске в другой плоскости.

85 Х.Г.Хюттель [Hiittel, 1978; 1982] относит все дисковидные псалии к
раннебронзовому времени, не разделяя их на классы и типы.

86 Р.Бемер [Boehmer, 1972, с. 201] считает, что дата псалиев Алишара и
Аладжа Эйюк не может быть уточнена, а псалии из Богазкая — не раньше 1450
г. до н.э.

87 Скептицизм Х.Г.Хюттеля [1982] относительно связи анатолийских и ду­
найских стержневидных псалиев не обоснован, но он правильно подчеркивает,
что их малоазийское происхождение не доказано.

88 Реконструкции системы крепления разных типов псалиев CM.:[Iittauer,
1969, рис. 7; Горбунов, Обыденнов, 1976; Пряхин, 1992].

89 Предположение об использовании в качестве псалиев роговых предметов
с отверстиями, высказанное П.М.Кожиным [1970, с. 189-192] относительно
афанасьевской культуры Сибири и Д.Я.Телегиным [1973], В.Н.Даниленко и
Н.Н.Шмаглием [1972] относительно энеолитической среднестоговской культу­
ры Украины оспорено.

90 Известна одна находка такого псалия в Мегиддо в Палестине.

91 Самые древние на земле металлические псалии найдены не в Передней
Азии, а на Кавказе [Мунчаев, 1973; Ковалевская, 1976] и датируются III тыс.
до н.э.

92 Прямоугольные псалии с шипами доживают вплоть до ассирийской эпохи.
Усовершенствованием их формы является изобретение второго малого отвер­
стия, обеспечивающее прочную фиксацию псалия и использование раздвоенно­
го нащечного ремня.

93 Дисковидные псалии с шипами в Луристане применяются вплоть до
железного века [Potratz, 1966]. В других областях распространяются дисковид­
ные бесшипные псалии, нижняя дата которых устанавливается по находке в
Амарне 1413—1377 гг. до н.э.

94 Классические псалии типа Борияш имеют дополнительное малое отвер­
стие, пересекающее основное.

95 Возможно, обломок костяного предмета с Алексеевского поселения
[Кривцова-Гракова, 1948, рис. 22, 2] происходит от псалия этого типа. На
поселении Атасу найден также другой псалии с квадратным отверстием [АО.
1975; с. 522-523].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: