Вопросы для самопроверки

1. Государственный аппарат Киевской Руси.

2. Феодальные государства на территории Руси.

3. Государственность монголо-татар: влияние Золотой Орды на отечественную государственную традицию.

4. Формирование единого Московского государства (XIII - ХV вв.)

5. Боярская Дума в ХV - ХVII вв.: состав, полномочия, роль в государственном управлении.

6. Эволюция Земских соборов в Московском государстве ХVI - ХVII вв.

7. Приказная система в России.

8. Управление в абсолютистском государстве первой половины XVIII века: центральный и местный аппарат, правовые принципы.

9. Система государственного управления в период "просвещённого абсолютизма".

10. Административная реформа 1775 г. и ее итоги.

11. Сословный строй в ХVIII - первой половине XIX века.

12. Система центральных и местных учреждений в первой половине XIX века.

13. Государственный аппарат в период перехода к буржуазной монархии (вторая половина XIX века).

14. Земская и городская реформы Александра II и формирование всесословного самоуправления.

15. Реорганизация судебной системы на основе Судебных уставов 1864 г.

16. Контрреформы в государственном управлении (80-е - 90-е гг. XIX века).

17. Оформление конституционной монархии в России в начале XX века.

18. Государственное управление в период Февральской революции.

19. Октябрьская революция и становление советской системы управления.

20. Конституция РСФСР 1918 г.

21. Изменения в государственном аппарате Советской России в годы гражданской войны.

22. Государственное управление в период НЭПа (20-е годы).

23. Создание СССР и Конституция СССР 1924 года.

24. Утверждение административно-командной системы управления в годы сталинской модернизации (30-е - начало 40-х гг.).

25. Конституция СССР 1936 года.

26. Государственный аппарат в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

27. Советское государство в условиях кризиса социализма.

28. Конституция СССР 1977 года.

29. Особенности государственного управления в СССР в период "перестройки»

30. Конституция РФ 1993 года и государственное управление на современном этапе.

ЛЕКЦИИ

Тема 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

1. Понятие государства. Его признаки и функции

2. Форма государства

3. Государственный аппарат и государственное управление

4. Историографический обзор

1. Понятие государства. Его признаки и функции

Государство представляет собой сложное социальное явление. Историки полагают, что как социальный институт государство существует более 5 тыс. лет. Возникнув в глубокой древности, оно проделало значительную эволюцию от первых примитивных госу­дарственных образований до современных форм правового и со­циального государства. В науке нет общепринятого определения государства. В самой общей форме под государством с ледует пони­мать политическую организацию общества, обладающую власт­ными полномочиями, аппаратом управления и принуждения, выражающую преимущественно интересы доминирующего соци­ального слоя и выполняющую социально значимые для всего об­щества задачи.

Признаки государства. Государство как социальный институт характеризуется рядом признаков, позволяющих отличить его от организации власти и управления в первобытном обществе, а также от иных политических организаций современного общества. К та­ким признакам относятся:

1)наличие публичной власти, поставленной над обществом и оформленной в особую структуру по управлению его делами — государственный аппарат, состоящий из различных органов и должностных лиц;

2)территориальная организация власти и населения, предпо­лагающая распространение властных полномочий государства на всех людей, населяющих его территорию;

3)государственный суверенитет, то есть верховенство государствен­ной власти внутри страны и ее независимость в отношениях с другими государствами;

4)организация сбора налогов с населения, которые идут на содержание государственного аппарата и осуществление функций государства;

5)монополия на правотворчество, подразумевающая исклю­чительное право государства издавать законы и иные акты, обязательные для населения страны;

6) монополия на легальное применение физического и иного насилия, включая возможность лишения граждан жизни и свободы.

Функции государства. Основные направления деятельности го­сударства по решению стоящих перед ним задач называются фун­кциями государства. Их принято подразделять на внутренние и внешние.

Внутренние функции представляют собой основные на­правления деятельности государства внутри страны. Они, в свою очередь, также подразделяются на две группы — охранительные и регулятивные. К охранительным функциям относятся охрана существующего государственного и общественного строя и защита прав и свобод граждан, законности и правопорядка. Регулятивные фун­кции государства:

а) экономическая фун­кция — разработка экономической политики, установление пра­вовых основ хозяйственной и финансовой деятельности, управ­ление государственными предприятиями и т.д.;

б) социально-культурная функция — определение политики в области здраво­охранения, образования, науки, культуры, социальная защита населения, жилищное строительство и т. п.

Внешние функции заключаются в основных направлени­ях деятельности государства на международной арене. Это, в пер­вую очередь, оборона страны от внешнего нападения и междуна­родное сотрудничество.

2. Форма государства

Форма государства указывает на способы организации государственной власти в стране. Она включает в себя два взаимо­связанных элемента: форму правления и форму государствен­ного устройства.

1. Форма правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их формирования и взаимоот­ношения друг с другом. Известны две основные формы правле­ния: монархия и республика.

При монархической форме правления верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу — мо­нарху — и передается, как правило, по наследству. Монархии под­разделяются на неограниченные, когда верховная власть всецело принадлежит монарху, и ограниченные, когда мо­нарх разделяет власть с другими государственными орга­нами.

Неограниченная монархия бывает деспотической и абсолютной. Деспотическая монархия зародилась в странах Древнего Востока и отличается обожествлением верховного правителя и полным бесправием подданных. Абсолютная монархия появилась в эпоху разложения феодализма и зарождения буржуазных отношений и сохранилась до настоящего времени. В отличие от деспотической монархии, при абсолютной монархии воля главы государства связана издаваемыми им законами.

Основными историческими формами ограниченной монархии являются: сословно-представительная (монарх делит власть с сословно-представительными учреждениями; существовала в эпоху образования централизованных государств), дуалистическая (мо­нарх сохраняет в своих руках исполнительную власть, а законодательную разделяет с выборным представительным органом; воз­никла в переходную эпоху от феодализма к капитализму и сохра­нилась до настоящего времени в некоторых азиатских и африканс­ких государствах) и парламентская (монарх лишь формально обла­дает верховной властью, «царствует, но не правит»; представлена в большинстве монархических государств современности).

При республиканской форме правления верхов­ная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением. Хотя республиканские фор­мы правления встречались в древности (греческие поли­сы, Римская республика) и в средневековье (Новгородская рес­публика, Венеция, Генуя), доминирующими в мировом масш­табе они становятся лишь в XX веке.

В зависимости от того, кто в республике формирует прави­тельство — президент или парламент, современные республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

2. Под формой государственного устройства понимается поли­тическое и административно-территориальное деление государ­ства, взаимоотношения между его составными частями. Из исто­рии известны три основные формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство — это единое государство, со­стоящее из административно-территориальных единиц, не имею­щих политической самостоятельности. Действуют единая система высших государственных органов и единые законодатель­ная, судебная, налоговая и денежная системы.

Федерация — союзное государство, состоящее из несколь­ких государственных образований — субъектов, обладающих от­носительной самостоятельностью. В федеративном государстве со­существуют федеральный государственный аппарат и государствен­ный аппарат субъектов, федеральная правовая система и право­вая система субъектов, федеральное гражданство (подданство) и гражданство (подданство) субъектов, двухканальная система на­логов. За субъектами может быть сохранено право выхода из федерации.

Конфедераци я — союз суверенных государств, обра­зованный для обеспечения их общих интересов. Конфедерация не имеет единых высших органов, вооруженных сил, правовой системы, гражданства (подданства), территории и т.д. Вместе с тем государства — члены конфедерации могут договориться о создании общих структур для решения конкретных задач. Конфе­дерации обычно недолговечны и со временем трансформируются в более прочные государственные образования или распадаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: