Две Логики Философии

Благодаря историческому развитию философии Человечество получило, как закономерный результат - ДВЕ ЛОГИКИ:

  1. Логику ПРОСТРАНСТВА.
  2. Логику ДВИЖЕНИЙ.

Первую мы будем называть МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКОЙ, а вторую - ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКОЙ. Выделение математической логики стало возможным лишь в двадцатом веке: до этого НИКТО НЕ ЗНАЛ (да и в настоящее время это знают далеко не все даже крупные математики), что мир математики - это весьма специфический мир объектов, на которые НЕ ДЕЙСТВУЕТ ВРЕМЯ. Не хочется называть весьма крупного математика, лицо которого не могло скрыть ИЗУМЛЕНИЯ, когда он услышал об этом от одного из авторов.

Если последнее утверждение верно, то оно должно быть справедливым для всех философий независимо от их материалистической или идеалистической окраски. Исходным постулатом материализма является несотворимость и неуничтожимость ВСЯКОГО ДВИЖЕНИЯ. Научной основой этого постулата является принцип сохранения и превращения материи из одной формы в другую. Следствием принятого постулата является фундаментальное положение материализма: "В мире нет ничего, кроме движущейся материи и она не может существовать вне пространства и времени".

Из этого положения следует, что:

  1. За пределами пространства и времени движущаяся материя не существует.
  2. Нет "ничего", что могло бы существовать вне пространства и времени.

Таковы следствия из основного постулата материализма. Но, может быть, что-то существует вне пространства и времени? Может, есть "АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ", покрывающаяся собой все пространство и время?

Мы не собираемся за философов решать основной вопрос своей науки. Мы хотим обратить внимание на то: "КАК философы его решали?". По-разному. И поэтому делились на материалистов и идеалистов. Однако каждый из них, рисуя картину мира, использовал определенный метод познания. Вопрос: был ли у философов образ идеального метода, метод-идеал? Да, был. И этот метод имел конкретного выразителя. Им был древнегреческий математик, живший за 3 века до нашей эры. Звали его Евклид. Он первым из греков подвел итог 300 годам их (и не только их) математики и систематически, что указывает на качество, изложил элементарную геометрию, алгебру квадратных уравнений, общую теорию отношений и пропорций. Он также, говорят, занимался оптикой, теорией музыки. Так вот, предложенный им АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД прожил ни много ни мало, а целую пару тысяч лет. Чем не идеал для любого ученого, дарующего современникам и потомкам свой вариант описания мира? Его работы впитали и питали идеи Фалеса, Пифагора, Платона, Демокрита, Архимеда. Большое влияние на самого Евклида оказал, видимо, Аристотель. У последнего мы находим попытки вывести "аксиомы науки".

2. Аксиоматический метод

Что в нем привлекало? Прежде всего, он облегчает организацию и систематизацию научного знания, вычленяет исходные положения и следствия, получаемые из аксиом, приучает к строгости и точности суждений, что обеспечило ему долгую жизнь. Однако вначале И.Кант, а в 1931 году австрийский логик и математик К.Гедель, положили на лопатки и метод, и основанные на нем теоретические системы. (Еще раньше к этому делу "прикладывался" наш Лобачевский.)

Hо, прежде чем это случилось, Рене Декарт (1596-1650) оставил нам прекрасную работу "Рассуждение о методе" (1637), где он впервые предложил МЕТОД РАЦИОHАЛИЗМА. Приведем все четыре правила этого метода, чтобы было ясно, как аксиоматический метод спрятали под новым названием.

  1. Допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности.
  2. Расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи.
  3. Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.
  4. Hе допускать никаких пропусков в логических звеньях.

Была ли польза от "рассуждений" Картезия? Конечно. Так например, объяснения Галилея о падении тел и движении Земли, при обработке их геометрическим (аксиоматическим) методом оказались неполными.

Барух Спиноза (1632-1677) был уверен и успел заразить других своей уверенностью в том, что природа являет собой математическую систему и может быть до конца познана геометрическим способом. Кстати, Спиноза первым разработал категорию целого и части, что легло в основание его целостного истолкования природы.

3. Антитетический метод

Но пойдем дальше. Фихте, крестьянский сын, ректор Берлинского университета, ушедший добровольцем на войну против Hаполеона и умерший от тифа в 1814 году. Он тоже стремился создать строго научную теоретическую систему. В центре его философии лежит платоновская интуиция, или "Я" как данный факт. Вот ее три основные положения, его АHТИТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД.

  1. "Я" первоначально полагает самого себя - ТЕЗИС.
  2. "Я" с равной необходимостью противополагается некоторое "не-Я" - АHТИТЕЗИС.
  3. "Я" (подразумевается абсолютное "Я") противополагает делимому - СИНТЕЗ.
    Очень красиво, не подкопаешься, однако - чего-то не хватало. Чего? Фихте отвечать и не собирался.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: