Проблема архитектурного художественного синтеза формулируется следующим образом: как возможно создание организованного художественного единства облекающей массы и облекаемого пространства, с одной стороны при полной противоположности и полярности пластически-статического и пространственно-динамического содержания, с другой — при фактической ориентации художественной воли !, рассматриваемой в конкретно-историческом своем развитии, попеременно, то в сторону пластического, то в сторону динамического мирочувствия.
И так, исследование стоит перед двумя апориями2, одно чисто идеального, другое конкретного свойства, коренящихся в каком-то противоречии, которое, видимо, заложено в самом понятии архитектурного синтеза. Применительно к первой из них мнимость этого противоречия доказывается анализом самой структуры архитектурного содержания как такового и в связи с этим исследованием архитектурных форм в чисто идеальном разрезе независимо от их исторической эволюции3, применительно же ко второму недоумению антимония снимается путем сравнительного рассмотрения и отграничения отдельных ступеней и типов архитектурного творчества в порядке их конкретно-исторического осуществления.
|
|
Первое есть не что иное, как систематическая морфология зодчества, второе представляет собой его историческую морфологию. Само собой разумеется, что и то и другое далеко выходит за пределы нашей задачи: ни исчерпывающей систематики, ни истории архитектуры мы в дальнейшем дать не можем, а лишь наметим руководящие принципы и основные подходы к разрешению двух этих проблем.
Обратимся к первой.
ИДЕАЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТУРНОГО СИНТЕЗА И СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ
Как возможна взаимная организация архитектурной массы и архитектурного пространства, когда художественное переживание массы, по-видимому, исключает пространство как художественную ценность и как формообразующее начало и когда динамическая концепция протяженности воспринимает массу не как начало автономное, а как случайную оболочку, лишь как материал, на котором отпечатывается органическое движение.
Одним из самых основных, специфических и, пожалуй, наиболее ярких и неоспоримых свойств нашего сознания — это его дуализм4, поскольку всякое сущее мыслится им либо в категориях духовности, становления, про-цессуальности, изменчивости, либо в категориях материальности, бытия, устойчивости, постоянства и неизменности. Двойственность эта присуща не только каждому среднему, индивидуальному сознанию, проводящему резкую грань между духом и материей, но и создает как бы предельные типы двух основных мирочувствий, которые мы назвали пластическим и динамическим и монументальным символом которых могут служить Парменид и Гераклит. Мало того, вся история человеческого духа есть история борьбы этих двух начал, а все творения его суть
|
|
либо фанатические проповедники одного из них, либо памятники ожесточенной схватки между ними, либо, наконец, следствия героических попыток к их примирению. Особенно показателен в этом отношении XIX в., раздираемый этим конфликтом: иначе не объяснить кризис научного мировоззрения, изверившегося в статичности своего схематизма5, не объяснить, с другой стороны, безудержного разгула нашего импрессионизма6 и, наконец, полное бессилие нашего времени в создании своего архитектурного языка. Чувство синтеза утратилось — человек либо заковывает себя в псевдонаучную броню позитиви-стической статики, либо самоуничтожающе погружает себя в Великую Стихию, переживая всякую форму как жестокое насилие сухого рассудка, как беспощадные кристаллические оковы, уродующие и сдавливающие трепетную ткань Духа.
Однако независимо от духовной эволюции как таковой во всякое время, а теперь, быть может более чем когда-либо, любое проявление того, что мы называем жизнью, любое явление органического, а потому и художественного творчества каждый раз с новой остротой ставит перед нами проблему дуализма. Ведь тайна организма, тайна индивидуации, тайна живого формообразования неминуемо воспринимается нами как взаимодействие живого и мертвого, организованного и аморфного, духа и материи, но в то же время тайна эта не только не может быть разгадана, но заводит мысль в безвыходный тупик, лишь только мы подходим к ней с односторонне монистической онтологией7, будь то, например, онтология материалистической статики 8 или виталистической динамики. Пусть сознание наше иначе не может, как перескакивая из одной категории в другую, ее исключающую, объяснять себе жизнь либо как взаимодействие двух иначе непримиримых стихий или как необъяснимые превращения и перерождения одной из них; творчество есть предельная сущность, неразложимое и необъяснимое единство. Об этом говорит недвусмысленно и настойчиво интуиция художественного творчества и предостерегают нас от гипостазирования9 на основании нашего гносеологического дуализма10 выделяемые и фиксируемые нами динамические и статические элементы, в особые самостоятельные субстанциии. Духовное творчество, поскольку конкретным источником его является человеческая раздвоенная психика»12, как раз примиряет и преодолевает этот дуализм, но поскольку оно есть творчество вообще, сущность онтологическая, оно едино и элементарно.
Точно также и философия искусства обязана, с одной стороны, анализировать продукты художественной деятельности, феноменологически фиксируя и выделяя их13, но, с другой стороны, оно должно своеобразным интуитивным актом обнаружить синтетическое, вернее априорное единство художественного создания и этим преодолеть дуализм, чтобы не погрязнуть в беспредметной антропологии или гносеологии.
Это-то мы и должны проделать на архитектурном содержании. Но здесь опять-таки, поскольку мы не творим нового художественного произведения, нам придется
идти путем дискурсивным и основываться на нашем предыдущем анализе массы и пространства.
Всякая живая трехмерная форма в природе, наша собственная личность, наконец всякое произведение зодчества разлагаются нашим дуалистическим сознанием на материальную более или менее субстанциальную оболочку и на облекаемую ею более или менее субстанциальное духовное ядро, причем центр тяжести переносится то на одно, то на другое в зависимости от двух основных уклонов миропонимания. Один видит в форме нечто устойчивое, основное, как бы вылепленное снаружи, не необходимо заключающее в себе еще нечто, другой — некоторую динамическую сущность, создающую в процессе своего развития адекватную себе в данный момент оболочку. Однако в нас есть глубокое интуитивное знание, выражающее самую суть творчества как такового и гласящее словами гетевской мудрости [...].
|
|
Это знание и раскрывает нам глубочайший смысл архитектуры как искусства: творческое сознание, концеп-тирующее архитектурное произведение, полагает свою двойственную, человеческую природу в антитезе, с одной стороны, оформляющего духа в аспекте облекаемого пространственного объема, с другой — оформляемой материи в качестве сооружаемой оболочки из материальных масс; но в том же самом акте антитеза эта снимается этим же созданием, которое есть новое единство оболочки и ядра; оболочка отдельно от ядра и ядро отдельно от оболочки не существуют, данное ядро предполагает и требует данной оболочки, данная оболочка предполагает и требует данного ядра, настолько, что, собственно говоря, нет больше ни ядра, ни оболочки, так как представления эти были адекватны лишь в процессе творчества, в процессе раздвоения и негации 14 этого раздвоения,— остается лишь целостный, индивидуальный и неделимый организм. Но здесь мы именно и сталкиваемся с первым из указанных нами недоумений. Ведь масса и пространство, эти специфические элементы художественного творчества, были нами уже охарактеризованы как типичные модусы [...] «двух полярных и взаимно исключающих друг друга формообразующих начал динамического. Само собой разумеется, что в чистом, непримиримом виде они не могут явиться тезисом и антитезисом в анализируемом произведении архитектуры15 как своеобразного художественного синтеза. Однако намеченные нами типы «неорганической скульптуры»16 и «негативного зодчества» 17, относительно которых художественное.сознание особенно резко раздвоилось и утвердилось в своем распаде, показали на конкретном своем развитии по пути к синтезу, через какие компромиссные и смешанные формы протекает идеальный генезис архитектуры как искусства. Но и независимо от исторического, хотя бы и идеального процесса, можно в самом составе архитектурного содержания, в самом факте взаимоопределения ядра и оболочки усмотреть те видоизменения и перерождения, которые наблюдаются как в динамическом, так и в пластическом элементах зодчества, поскольку творческая воля в новом синтезе уже негировала положенную ею самою антитезу. Содержания пластического и пространственного, поскольку они уже не самодовлеющие ценности, а две стихии, всецело взаимно проникающие, обусловливающие друг друга, как бы обменявшиеся своими признаками и созидающее новую архитектурную ценность, обладают особыми специфическими чертами, непосредственно не выводимыми ни из понятия пластической массы, ни из понятия динамической протяженности. Каковы же эти черты?
|
|
Начнем с пространства. Динамическое пространство есть протяженная стихия всякого живого движения. Рассматриваемое как таковое, выделенное анализом из цельного, по существу своему неделимого, творческого акта, оно - - вечное, непрерывное движение и динамика по преимуществу. Но в ту меру, в которую оно — лишь смена творческих состояний духа, поскольку состояния эти нами фиксируются и статизируются, а оно воспринимается нами как начало формообразующее — оно уже насквозь оплетено и сращено с содержанием пластическим. Поэтому пространственное начало, как один из компонентов художественного синтеза, являет собой особые, специфические для зодчества свойства. Прежде всего облекаемое в архитектуре пространство индивидуализовано, т. е. замкнуто, отграничено и противостоит всему остальному, а этот момент, индивидуация переживается как ценность положительная, как нечто устойчивое и увековеченное. И то и другое, как мы видим, типично для пластического содержания.
Всякий художественно-творческий акт, будучи разложен на свои статические и динамические компоненты, есть не что иное, как определенный момент движения,
выхваченный вследствие своей ценности для творящего субъекта из общего неделимого, непрерывного, стихийного потока. Оно индивидуализовано, поскольку оно исходит от индивидуального субъекта, поскольку оно обособилось, увековечилось из своей уже состоявшейся пластической замкнутости в себе, противостоит породившей его текуче-сти. В архитектуре выделяется и фиксиРУется не само движение, а то количество динамически переживаемой протяженности, которое им предполагается и которое оценивается в зависимости от его ценности в ряду приспособительном — в зависимости от его полезности для человека, в ряду художественном — автономно 18.
Процесс выявления и фиксирования в искусствах пластических, в живописи, скульптуре и архитектуре осуществляется тем, что живое движение воспринимается как оставляющее за собой след или отпечаток на неорганизованной, аморфной материи, причем отпечатывается та часть его, которая переживается как ценная. Грубо, дуа-листично, но образно это можно было бы выразить так: индивидуализованный жизненный поток творит ценную форму тем, что, устремившись к косной массе, задевает ее, касается ее, оставляя на ней след или отпечаток в течение определенного периода времени. В архитектуре отпечатка собственного говоря, нет, если не считать архитектурную форму пещерного зодчества, — скорее на лицо след, идеально оставленный за собой в пространстве живым жестом движущегося организма. След этот как бы фиксируется сооружением материальной оболочки, отграничивающей объем пространства, вернее количество динамической протяженности необходимого для этого движения, которое подлежит увековечению, сохранению и которому обеспечивается таким образом повторение и выделение из самоуничтожающегося временного потока. Итак, пространственное начало в архитектуре динамично, поскольку оно есть среда и символ органического движения, но поскольку оно оставило за собой след, притом след материальный, утверждающий, отграничивающий и увековечивающий некоторую ценность, оно уже статично и причастилось к началу пластической массы.
Мало того, архитектурное пространство переживается нами в известной мере антропоморфно, что опять-таки сближает его с пластическими содержаниями. Динамическое пространство в своем абсолютном, стихийном аспекте не как начало формообразующее, а как иррациональное протяжение, становление, всегда переживалось и переживается человеческой психикой как нечто враждебное личности, как нечто поглощающее и нейтрализующее всякую индивидуацию, которая в свою очередь оценивается как беспомощное отпадение или жалкий вызов, причем безразлично, проявляется ли это чувство в концепции страшного зияющего, и непременно протяженного хаоса древних космогонии или в том грозно-сладостном ужасе и замирании человека перед пустотой, который столь свойствен нашему бессознательному, когда мы стоим на краю пропасти на яву или во сне. Нечего и говорить, что это переживание беспомощности и поглощаемости личности, это стремление отдаться и раствориться в могучей стихии, не поддающейся нашей формующей воле, •— обычный мотив художественного творчества, особенно характерный для динамического мирочувствия, которое, как мы увидим впоследствии, чрезвычайно адекватно и полно осуществляет этот мотив в колоссальности, необозримости архитектурных масс и объемов.
Однако с того момента, как динамическая стихия вступила на путь индивидуации, с того момента, как она обособилась и разбилась на отдельные формообразующие ядра, создающие вокруг себя оболочки, отграничивающие от иррационального, всякая протяженность неминуемо делается антропоморфной как среда, оцениваемая в отношении двигательных ценностей движущегося человека. Таким образом человеческое тело есть не только центр и критерий статически-пространственного, но и динамически-протяженного мира. Только в первом случае пластическое переживание кубически закмнутого в себе своего и чужого тела отрицает субстанциальное бытие и ценность пространства, которое воспринимается лишь как негативная пустота, во втором же тело переживается как двигательный центр, который отвоевывает себе слой за слоем19 облекающую его протяженность, как среду, необходимую для своих движений. Человек, по мере того как растет его приспособительное могущество и по мере того, как дифференцируется его внешняя функция, закрепляет за собой ценные для себя пространственные объемы, как бы окружая себя последовательными слоями, которые отграничиваются им от остального, иррационального еще пространства соответствующими оболочками. Живой человек заключен в целую систему таких обо-
лочек, которые в меру своей художественности являются более или менее адекватным отпечатком, запечатленным жестом изначального подвижного субстанциального ядра. Архитектурное творчество является как бы последним слоем в этой системе, первым же можно считать уже само физическое тело, кожу или мускульную оболочку, поскольку таковые воспринимаются как внешнее по отношению к внутренней душевно-духовной сущности. Далее, например, первобытный человек, покрывающий свое тело татуировкой, не только подчеркивает этим его пластическую самоценность, но и создает вокруг него магическую оболочку, ограждающую его от злых сил, как бы особую атмосферу, в пределах которой действительны начертанные на коже колдовские знаки. Такой же смысл имеет отчасти и всякая одежда, уже потерявшая свой приспособительный и ритуальный оттенок и воспринимается чисто эстетически - - она символически фиксирует известный художественный комплекс самоценных двигательных образов, непосредственно связанных с нашим телом; в этом смысле от нее ведет прямая идеальная линия к архитектуре с той только, конечно, принципиальной, но в данном случае не столь важной разницей, что одежда всюду сопутствует человеку и сопровождает каждое движение, а архитектура, прикрепленная к определенному участку земной поверхности, имеет самостоятельное бытие и независимо от физического присутствия человека, так как, облекаемый ценностью, является не столько сам человек и его движение, как то пространство, которое ему необходимо. Переходные формы можно усмотреть хотя бы в латах или далее в переносной палатке или в экипаже, как, например, в карете, в вагонах, лодках, пароходах. Другой ряд форм, более статических, ведет свое начало от облекания неподвижного тела: таковы саркофаг, который нередко и трактуется всецело антропоморфно, как, например, в Египте, погребальная камера в области «отрицательного зодчества», деревенские постели — шкафы, ванны, альковы и т. д. Одна ветвь уводит нас от этих форм, главным образом погребальных (мы помним роль культа мертвых в развитии представлений об ядре и оболочке), к памятнику и мавзолею, где оболочка получает преобладающее значение в сравнении с облекаемым пространственным ядром, т. е. к тому типу, который мы назвали неорганической скульптурой; другая создает целый ряд пространственных образований, свойственных архитектуре в собственном смысле этого слова, в которых облекаемое пространство переживается в наиболее статическом своем аспекте. Такие формы особенно излюбленны в эпохах преобладания элемента пластического зодчества, когда оболочка создается для покоящейся, замкнутой в себе пластической единицы — будь то статуя божества, как в античном мире, или идеальный индивидуум, как во времена раннего Возрождения. Сюда относятся всякие центральные сооружения20 независимо от их тесной связи и, по-видимому, происхождения из форм неорганической скульптуры; это одинаково относится как к плану, взятому в целом, поскольку в основе его лежит окружность или правильный многоугольник, так и к отдельным частям, построенным центрально. Сюда же относятся большинство купольных сводов в противоположность коробовым, а также, например, ниши, предназначенные для статуй и т. п.
Антропоморфно-двигательное пеоеживание архитектурного пространства сказывается также на всех членах пространственной формы, которые так или иначе имеют непосредственную связь с человеческим телом, как-то: двери, окна, лестницы и особенно винтовая лестница в башнях и в массивных частях, переживаемая прямо-таки в плоскости «отрицательного зодчества», которое осуществляет пространственную динамику в наиболее чистом и исключительном виде. Итак, облекаемое в архитектуре пространство имеет как бы два оттенка: один более статический, поскольку облекаемая ценность мыслится покоящейся, другой, более динамической, поскольку оболочка переживается как след живой субстанции. И то и другое содержание антропоморфно и тем самым своею связью с трехмерным человеческим соприкасается с переживаниями чисто пластическими. Это особенно касается первой группы, вторая же легко теряет свой антропоморфный хаоак-тер, поскольку граничит и постоянно потенцируется21 до чувства абсолютной стихийной протяженности, враждебной по существу пластической индивидуации. Мы уже указывали на те случаи, когда внутренность здания своими размерами заставляет переживать нас иррациональную пустоту как таковую.
Есть, однако, еще ряд архитектурно-пространственных моментов, которые еще теснее связаны с пластическими переживаниями, но разбор их приведет нас уже к про-
блеме массы, к анализу которой мы этим самым и перейдем, исследуя те специфические свойства, которые характеризуют ее как вторую основную компоненту архитектурного синтеза.
Архитектурная оболочка может быть рассматриваема с трех точек зрения, вернее из трех различных способов восприятия, в зависимости от того, подходим ли мы к ней изнутри, снаружи или мы переживаем массу как таковую. В первых двух случаях мы будем иметь своеобразную модификацию пространственно-динамических содержаний в их встрече с пластическими образами, в третьем, наоборот, специфичные модификации пластических переживаний, насколько в архитектуре таковые суть переживание не самодавлеющей, а облекающей массы, ориентируемой нашим художественно-творческим сознанием к облекаемому пространственному ядру. Исчерпывающее исследование всех возможных при этом оттенков и комбинаций завело бы нас слишком далеко и притом в область конкретно-исторической морфологии22. Поэтому нам приходится ограничиться выяснением самых общих принципов.
Как относится внутренняя, облекаемая динамическая сущность к облекающей ее массе? Вспомним «негативную» архитектуру: живой организм, прокладывая себе путь сквозь косную, аморфную материю, переживает ее прежде всего как нечто иррациональное, враждебное, ежеминутно грозящее его сдавить, удушить, уничтожить подтачивающего ее червя индивидуации, который нарушает ее безразличную и бесконечную непрерывность. И так процесс формообразования изнутри неминуемо и изначально носит характер борьбы, масса же негируется как сущность и воспринимается чисто отрицательно. Но архитектурное создание, как искусство пространственное дает не процесс, а результат, известную степень примирения обеих стихий, определенное взаимоотношение их, момент равновесия, зафиксированный и выкристаллизовавшийся этап этой борьбы. Выбор момента и характер взаимоотношения двух сил определяются типом творческого ми-рочувствия, общим направлением художественной воли, степенью ее динамичности или статичности. Предвосхищая историческую морфологию, можно в грубых чертах установить, что динамическое переживание пространства подчеркивает процессуальность во взаимоотношении обеих стихий, фиксирует борьбу в самом разгаре ее, в момент высшего напряжения борющихся сторон, когда облекаемая протяженная субстанция ярче всего проявляет формообразующее свое устремление, а сопротивляющаяся масса уже активно ей противостоит, то агрессивно выставляя грозные и неприступные свои грани и ребра, то, наоборот, превращаясь в покорный и эластический материал, как бы дразня и распаляя этим творческий пыл противника. Такова, например, каотина внутренности идеально-барочного здания23. Но в этом критическом состоянии конфликта кроется для творческого ядра великий соблазн: податливая материя может пробудить в нем чисто пластические инстинкты и увлечь его в область скульптуры; формующая протяженность забывает тогда о том, что она творит в себе лишь оболочку и начинает видеть в противостоящем и недавно еще враждебном ей инобытии положительную ценность, которую она теперь разбивает на индивидуальные пластические единицы и этим самым нейтрализуется, превращается в пустоту и перестает существовать как самостоятельная субстанция. Это падение и самоуничтожение ядра произошло, например, как мы уже видели, на ступени пещерного зодчества. Творец статического склада никакой борьбы между массой и пространством не знает и как будто о ней и не подозревает; там, где динамика оставляла мучительный след своей живой протяженной плоти на грубой массе или отпечатывала на ней свой нервный и напряженный след, статика видит не более как нейтральную оболочку для спокойной, великолепной уравновешенности совершенного индивидуума. Масса ему покорна, уже больше не противостоит ему как косная и страшная тяжесть, не претендует на самостоятельное бытие и лишь часто отвлеченным антропоморфизмом своих конструктивных пропорций намекает на свое служение организованной личности. Такова внутренность классической постройки.
Подойдем теперь к зданию снаружи. Организм встречается с противостоящей ему сплошной аморфной массой: мы уже знали, что он либо будет ее пробивать и врабатываться в нее, как это делает пещерный зодчий, либо хотя бы частично, пластически подчинит себе, высекая рельеф или статую по образу своему и подобию. Архитектурного творчества извне не бывает24. Поэтому нам здесь приходится говорить о пространственных и пластических переживаниях как бы второго порядка, поскольку
мы имеем дело с восприятием готового здания, некоторого трехмерного материального объема уже обособившегося и индивидуализировавшегося. Все дело в том, какой вопрос будет поставлен зданию пространственными и пластическими инстинктами подходящего к нему человека и каков будет ответ.
Архитектура как искусство остается немой для пластически антропоморфизирующего подхода к ней. Идеальная пластика вытравляет пространственную динамику вокруг себя, а если зритель и обходит статую кругом, то это не более как идеальное ощупывание и обнимание25. Вавилонская башня ждет, чтобы к ней стекались народы, а Парфенон, чтобы вокруг него обвивалась Панафи-нейская процессия. И так уже одними своими размерами архитектурная единица снаружи и взятая в целом противится пластической антропоморфизации и это естественно — ведь она — оболочка, и оболочка больше облекаемого. Мало того, она всегда в большей или меньшей мере неприступна, безразлично умалчивает ли она о своем содержимом как пирамида или как средневековый замок лишь намекает о своем грозном нутре — оболочка, по своей сущности, есть защита, ограда от внешнего, иррационального — будь то люди или природа. Конечно, момент неприступности может быть сведен на нет, как в сквозной беседке, или таких, можно сказать сквозных образованиях, которые, как, например, триумфальная арка или вокзал предполагают исключительно вхождение и выхождение или, наконец, как в больших магазинах, где стены почти целиком растворились в окна, впитывающие свет,— но облекание и отграниченность всегда так или иначе налицо. Чем, однако, больше размеры здания и чем стереометричнее его формы, тем неприступней оно будет казаться и тем чаще может внешний вид его вызывать у подступающего к нему зрителя своеобразное переживание динамического пространства.
Колоссальные вертикальные массы, гладкие и нерасчлененные, пробуждают специфическое чувство притягивающего ужаса, близкое к отмеченному уже нами бессознательному переживанию, динамической пустоты, к тому, что в порядке психопатологическом называется агорафобией, боязнью пространства. Подобно гладким скалам и горным террасам, всякое высокое здание со стереометрически подчеркнутыми формами, ясно отграниченными гранями и как бы скользкими гладкими плоскостями являет материальность в самом ее неприступном виде, даже не аморфном, а именно в кристаллическом, т. е. таком, который уже никак и никогда не сможет быть антро-поморфизован и ничем не ответит чувствующим пластическим стремлениям, кроме жестокого беспощадного отпора. Человек охотно представляет себя падающим с высоты этих колоссов, бесконечно скользящим и летящим вдоль граней их, беспомощно карабкающимся вверх в полном бессилии ухватиться за какой-нибудь выступ или, наконец, брошенным об их ребра, истерзанным и изрезанным ими. Такие формы чаще всего встречаются в области неорганической пластики, как, например, в пирамидах, обелисках, зикуратах и т. п. Когда масса утверждается в качестве отрицательной ценности и в то же время является единственным содержанием сооружения, которое есть сплошная материя до зарождения в недрах ее внутреннего пространственного ядра.
Однако во внешности здания есть еще элементы, которые делают его неприступным для пластической антропоморфизации, а именно те внешние формы, которые указывают на внутреннее и этим самым отрицают самостоятельность материи, подчеркивая в ней оболочку. Таковы всякие отверстия, как двери и окна, через которые устанавливается сообщение между внешним и внутренним, а видимая так или иначе толщина стен дает непосредственное переживание оболочки; такое же значение имеют, например, наружные членения стены, поскольку они отражают структуру внутреннего пространства. В динамическом зодчестве и на оболочке опять таким образом проявляется процессуальность и конфликтность в отношении между косностью массы и формирующей жизнью организма, причем либо стена переживается как нерасчлененная неприступная масса с пробитыми отверстиями и втиснутыми обрамлениями их, ибо покорно поддается напору протяженной стихии, которая кое-где, как, например, в дверях и окнах, как бы вырывается наружу, дробясь, закручиваясь или вздуваясь кружевной пеной. Классическая же статика выражает и вовне счастливую гармонию сдерживающих и распирающих сил.
Нечего и говорить, что для пластического инстинкта, как бы он ни был слаб, остается всегда широкое проявление в наружных частях здания и главным образом конечно в частях орнаментальных и служебных. Сущест-
вует, однако, целый ряд типов, близких к «неорганической скульптуре», как, например, многие индусские центральные храмы, которые задуманы творцом исключительно пластически, снаружи, как если бы не отвлеченность их структуры и орнаментальность их форм.
Однако основным моментом при восприятии архитектурной оболочки следует признать тот факт, что она почти без исключения воспринимается как нечто построенное, что увековечение динамического содержания выражается в прочности внешней структуры, что механические законы строительства получают смысл законов эстетических. Этим мы подходим к проблеме архитектурной массы, которая в чистом ее виде все же является пластической и притом специфичной для архитектуры ценностью.
Протяженное ядро, создающее себе оболочку, есть безусловное и исконное формующее начало зодчества, но это лишь в порядке идеальном, лишь в первичном замысле художника в переживании законченного произведения. Самый же процесс конкретного архитектурного творчества, художественного строительства как такового, если отвлечься от негативной пещерной архитектуры, заключается в создании оболочки, в процессе его сооружения, в акте стройки. Здесь получает решающее значение совершенно своеобразное переживание материи, которое можно было бы описать следующим образом. Мы видели, что динамическая индивидуализирующая энергия, творящая себе оболочку, по существу своему, а главное в своем архитектурном аспекте антропоморфна и потому насквозь пропитана пластическими потенциями, которые и проявляются в большей или меньшей мере при встрече ее с аморфной массой. Если бы обычно эта энергия, грубо говоря, дала волю этим потенциям, то творимая оболочка получила бы самодовлеющее значение, сделалась бы круглой пластикой26 и превратила бы живую протяженность в статическую пустоту; поэтому антропоморфизующие тенденции, неразрывно связанные с органической динамической стихией, должны найти себе другой исход и соблюсти служебную роль облекающей массы. Исход этот она находит в себе в момент строительства, и это тем естественнее, что конкретно-эмпирически оболочка создается не путем лепки или рубки аморфной пластической массы, не прямо из глины или камня, а из отдельных материальных элементов, которые должны быть специально приспособлены исходя из наличия более или менее аморфного материала, данного в природе. Материал же этот, начиная с первоначального добывания и приспособления его и кончая заключительными моментами стройки, проходит через целый ряд фаз чисто приспособительного оформления, которое однако, насквозь одухотворяется перенесенными на него антропоморфными тенденциями, а созданные из него формы делаются выразителями этих тенденций, застывшими жестами самого процесса формообразования, формообразования таким образом чисто художественного. Элемент структурности и делается художественно ценным; материя преодолена в своем косном сопротивлении, она одухотворена, но не до конца, не по образу и подобию человека, как в скульптуре, а лишь в меру своей облекающей функции, поскольку она символизирует самый процесс сооружения этой оболочки и ее прочное стояние в согласии с механическими своими свойствами, которые как бы воплощаются в абстрактных формах строительных элементов и переживаются как некие силы, имманентные самому материалу. Таково антропоморфное вчувствование27 в архитектуру, как в постройку. Приспособление и подготовка материала, размер и формы его элементов, их расположение, соблюдающее механические принципы равновесия, функции подпирания и нагружения, их наиболее устойчивое взаимоотношение и т. д. — вся- эта механическая динамика переводится на язык организма, сохраняя при этом весь свой рационалистический и математический характер, вытекающий из нашей приспособительной, схематической концепции материи. Отдельные части, как-то колонны и ее элементы, архитравы, фронтоны, арки, аркбутаны и т. п., суть символически жестикулирующие члены нового материального организма, органичного, поскольку функции его членов, самое его бытие и прочность его стояния доступны нашему антропоморфизирующему вчувствованию и истолковываются нами как имманентные ему силы, материального же поскольку, взаимоотношение этих членов, их пропорции и гармония могут быть от них абстрактированы, в качестве извне привнесенных в материю рассудочных форм нашего статизирующего приспособительного инстинкта, поскольку искусство может быть сведено к числу28. Материя идет навстречу художнику, который и не требует от нее большего, чем в ней заложено. Мертвые ее закономерности оживают новой жизнью. Разум художника
есть разум Божий. Абстрактное число делается космической сущностью, как в музыке. В этом смысл пифаго-рического мифа об Орфее, под игру которого сами камни складывались в здание. В этом смысл изречения: «архитектура -- застывшая музыка, ведь и то и другое искусство -- отзвук музыки сфер». Эта абстрактная рассудочная сторона архитектурного творчества по природе своей, конечно, чрезвычайно статична и потому преобладает в произведениях классически пластического типа, которые трактуют строение как отвлеченную и все же органичную оболочку для живого, современного индивидуума, в то время как динамическая художественная воля охотнее трактует внешнюю оболочку либо как косную, непокорную аморфность, либо, наоборот, как послушную эластичную массу, соблазняющую к скульптурной антропоморфизации.
Мы не станем делать характеристики отдельных архитектурных форм с этой точки зрения, так как раз эта сторона давно уже стала общим местом эстетики, [...] для нас важнее было указать на это своеобразное двойственное отношение к массе, столь типичное для категории конструктивности в зодчестве.
Итак, архитектурная оболочка, с одной стороны, поскольку она оболочка и не обладает самостоятельной ценностью, в большой или меньшей мере отражает внутреннюю организацию живого ядра, с другой стороны, она обладает своеобразной пластически автономной организацией, выражающейся в категории структурности, поскольку органическая динамика преодолевает массу не путем полной антропоморфизации ее как в скульптуре, а поскольку динамика эта идеализирует себя в символах механической динамики путем потенцирования физико-математических закономерностей материи в закономерности эстетические и органического истолкования ее механических свойств в акте вчувствования.
КОНКРЕТНОСТЬ АРХИТЕКТУРНОГО СИНТЕЗА И ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ
Обратимся теперь ко второму затруднению, которое как будто связано с понятием архитектурного синтеза, и постараемся показать, что в ряду конкретно-историческом противоречивость этого понятия мнимая.
Проблема такова: осуществляется ли вообще когда-нибудь органическое взаимопроникновение массового и пространственного элемента в архитектуре, раз история человеческого духа убеждает нас в постоянных колебаниях художественной воли то в сторону динамики, то в сторону статики и в чередовании резких преобладаний то одного, то другого момента.
Это недоумение разрешимо сравнительно просто после того, как нами уже рассмотрен идеальный, заложенный в самом понятии архитектуры как искусства синтез. Все дело в том, что понятие синтеза в ряду конкретном имеет совершенно иной субъективный смысл, который следует строго отличать от художественно-творческого, объективного синтеза вообще. Мы видели, что всякое творчество, в частности же художественное, характеризуется для нашего сознания прежде всего определенным взаимоотношением моментов статических и динамических, что в творчестве архитектурном динамика выражается в элементе облекаемого пространства, а статика — в элементе облекающей массы. Каждое произведение зодчества в этом смысле синтетично совершенно независимо от конкретного характера взаимоотношения между обоими элементами; синтез же этот будет художественно значим и эстетически ценен в той мере, в какой художественная воля остается верна себе до конца, верна той, если так можно выразиться, пропорции между динамикой и статикой той индивидуально творческой формуле, которая наиболее ей свойственна и выражает самую ее сущность; в той мере, в какой формула эта является живым смыслом, проникающим собой малейшую деталь созданного образа, а образ этот в целом является ее адекватным воплощением. Нахождение этой формулы безразлично — для каждого отдельного произведения, для каждого мастера или для целой эпохи творчески -- интуитивное воспроизведение ее -- вот альфа и омега, исходный пункт и конечный результат всякого художественного исследования. Феноменологическое добывание формулы может явиться исходным пунктом, если исследователь сразу уловит специфичную для данного художественного содержания конфигурацию статических и динамических элементов и сумеет затем проследить эту специфическую природу произведения в малейшей его черточке; оно же может явиться и конечным этапом, венцом анализа, если критик, смутно предчувствуя и симпатически29 сопереживая специфич-
ность данной индивидуальности, пойдет от формальной детали к творческой сущности, от частного к общему. И тот и другой путь одинаково законны и плодотворны и, в сущности, сводятся к тому же самому, а именно к интуитивному погружению в самые глубины бессознательного и умению понять и растолковать его подчас смутную символику и жестикуляцию.
Каждая творческая индивидуальность по-своему фиксирует и статизирует свою душевную динамику, имеет свои законы индивидуации и формообразования, свою специфическую и неповторимую манеру синтезировать, поэтому об эстетической оценке может быть речь лишь постольку, поскольку синтез этот действительно состоялся, поскольку то, что обычно называется формой, есть адекватный и покорный отпечаток органической стихии, а не выдуманная, абстрактная схема, маскирующая отсутствие творческой энергии или дисциплины. Хорошая и прочная в этом смысле форма есть уже не только индивидуальная манера или болезненный тик, а определенный этап в жизни духа, который присутствует и живет всюду, где синтез состоялся, т. е. там, где настоящее творчество.
Итак, всякая эпоха, любой мастер может дать свое, синтетическое в этом смысле, а поэтому и прекрасное произведение. Однако понятие синтеза имеет для истории человеческого творчества особый смысл, который отчасти и оправдывает наше недоумение. Мы уже отмечали, что дуалистический и в то же время синтетический характер жизни и творчества постоянно сознательно и бессознательно переживается самим творящим человечеством, причем основными глубочайшими интуитивными откровениями являются, с одной стороны, как раз уверенность в том, что всякое творчество по природе своей синтетично, т. е. изначально элементарно, до распада на духовное и материальное, с другой - - чувство реальности постоянной борьбы и антагонизма между статикой и динамикой, индивидуумом и слепым роком. Этим определяется трагизм и неудовлетворенность всякого одностороннего и крайнего мирочувствия, как статического, так и динамического: первое в самых ярких своих проявлениях есть не что иное, как ужас перед иррациональной стихией и заковывание себя и мира в латы неприступной и неподвижной пластики, второе же переживание всякой индивидуации как греховного отпада от первостихии и отдачи себя ее потоку при чувстве полной беспомощности совладать с ней, понять и зафиксировать ее грозные и причудливые переливы. Но в основе всего этого и как раз в душе, наиболее раздираемой загадкой бытия и жизни, глубоко теплится сознание синтетического акта творчества как мировой сущности, и сознание это для такой натуры может сделаться мучительным, недосягаемым, но милым сердцу идеалом, в котором бывает даже страшно признаться. Однако для других типов творчества сознание это является руководящим принципом, началом формообразующим— такие организации инстинктивно, а иногда и совершенно сознательно избегают крайности излишней: пластичности и статики с одной стороны и чрезмерной динамичности с другой. В области мысли они одинаково далеки от рассудочного позитивизма и трансцендентального идеализма как от крайнего феноменализма30 или мистики всякого рода; в области слова им одинаково чужды как мертвый парнас и натурализм, так и зыбкий импрессионизм;1 в области же творчества пространственного они одинаково сторонятся как пластической статики и пустого пер-спективизма31, так и нервно-жестикулирующего подлинным органическим бытием призрачного, абстрактного существа числа, массы и пространства. Такое мирочувствие одним словом вернее всего было бы назвать классическим и напомнить об именах Аристотеля и Гегеля, Гете, Пушкина, Моцарта, Браманте или Палладио, Фидия и Рафаэля, если бы это давно уже не стало общим местом и если бы вообще призрак классицизма не был бы все еще столь одиозен всякой односторонней или редко дуалистической эпохе, как та, которую мы, по-видимому, к счастию уже оставили за собой.
Мысль о том, что классический канон может быть априорно построен или апостериорно выведен, что можно формально охарактеризовать классическое мирочувствие,— сущее безумие, исследователь же должен уловить те почти неуловимые оттенки творчества, когда оно начинает осознавать имманентный всякому искусству синтез как положительный идеал, как формообразующую энергию. Столь же бесплодной была бы попытка установить какую-либо абсолютную закономерность в смене пластического, динамического и классического мирочувствия. Исторический процесс есть процесс во времени, и поэтому каждая его фаза, безусловно, индивидуальна и неповторяема. Однако целый ряд аналогичных явлений, несомненно, на-
блюдаем и намекает на типичность известных эволюционных ритмов. Исследователю приходится считаться с этими аналогиями, поскольку бессознательное наше да и вообще элементарные творческие процессы известны нам лишь для человека исторического, а в этих пределах оно является фактором почти что постоянным. Так, трехмерный ритм «пластическое, синтетичное, динамичное» не раз уже отмечался в схеме: «зарождение, расцвет, упадок» или «примитив, реализм, классицизм, барокко, импрессионизм»; которую столь легко подметить в искусстве античном и готическом и в эпоху Возрождения.
Чем же характеризуются в области архитектуры три основных типа творчества, в чем заключается сущность архитектурной эволюции и как. отражается жнзнъ духа в форме зодчества. Ответить на этот вопрос — значило бы написать историю архитектуры. Мы же ограничимся лишь некоторыми намеками, тем более что в предшествующем изложении нам уже нередко приходилось останавливаться на отдельных фазах конкретно исторического процесса. Так как архитектура статична, поскольку она есть оболочка из масс, и динамична, поскольку живое ядро создает себе эту оболочку, очевидно, что главный нерв исторической проблемы лежит именно в анализе взаимоотношений между облекающим и облекаемым. Эти взаимоотношения будут выражать самую сущность, самые глубокие формообразующие инстинкты мастера и эпохи. Истинно-художественное зодчество предполагает как бы идеального творческого субъекта, изолирующего ценную для себя часть пространства; этим субъектом, который и есть формообразующее, пространственное ядро, является божество в творчестве религиозном, индивидуум или семья в частной постройке, коллектив или государство в общественном здании. История архитектурных форм есть таким образом в то же время и история человеческого самосознания и самочувствия.
Мы видели, что пластика и пространство, взятые в абстрактной идеальности и как бы в крайне обостренном своем проявлении, давали формы «неорганической скульптуры» и негативной архитектуры», которые, однако, нашли себе и чисто конкретное воплощение в древнейшем зодчестве и сохранились до наших дней в качестве действенных рудиментов. Резко пластическое направление художественной воли, в сущности говоря, отрицает архитектуру как таковую, так как масса переживается не как оболочка, а как самоценность: антропоморфно-положительная или стереометрично-отрицательная. Такова, например, архитектура Египта. Естественно, что в дальнейшем пластические эпохи охотнее выражаются в терминах структурности: оболочка воспринимается как таковая, но уже чисто отвлеченно, а весь центр тяжести переносится на облекаемую, притом конечно, пластическую ценность; самым ярким примером может служить греческий храм, который в сущности не дает ни самоценного, формообразующего, пространственного ядра, ни материальной оболочки, а лишь сквозной навес для статуи божества; этот навес в своей органической статике и механической динамике есть организм, но не самоцель.
Резко выраженная динамичность художественной воли должна была бы, собственно говоря, искать не твердой постоянной оболочки, а чего-то подобного плащу, развевающемуся вокруг пляшущей фигуры и как бы подчеркивающему след, оставляемый ею в пространстве; на самом же деле в динамическом зодчестве главным мотивом является конфликт между творящим и расторгающим свои материальные узы пространством и массой, сопротивляющейся ему и проявляющей своеобразную одухотворенность в этой борьбе. В качестве примеров достаточно вспомнить о Риме барокко и о трагическом гении Микеланджело.
Классика же, конечно, структурна по преимуществу, так как в этой категории, как мы видели, как раз и сказывается синтетический характер архитектуры как искусства. Но уже эти несколько намеков должны были показать, сколь шатки и даже произвольны строгие разграничения эпох и мастеров согласно только что выставленным нами трем типам творчества. Действительно, как уловить, где кончается структурность пластического склада и где начинается структурность классики, и это хотя бы в пределах греческого искусства? Как установить в итальянской архитектуре момент, символизируемый в истории живописи явлением Рафаэля? Его приходится нащупывать в том неуловимом и все же столь ощутительном переходе от статики Кватроченто к динамике барокко. А между тем почти каждый индивидуальный процесс, будь то готика, Византия или Рим, имели свой момент классики, когда творческая воля находила наиболее примиренное и гармоническое взаимоотношение между внут-
ренним и внешним. Как будто один XIX в. и наше время, по крайней мере в архитектуре, лишены этого счастливого и сияющего богатства; за этот период времени архитектура не только не имела своей классики, но и вообще не создала себе своего языка. Этой эпохе одинаково чужды и зодчество, и скульптура, так как материя для нее нечто мертвое, чужое и в лучшем случае нечто пригодное, находящееся, впрочем, в исключительном ведении механической науки, которая со всей своей атомистикой и энергетикой отпугнула среднее сознание от материи как таковой. Даже художник уже не видит потенциально заложенную в нее живую стихию, а силы, имманентные материалу, взаимно не складываются в живую структуру архитектурного организма. Разлад между статикой и ди-намикой обострился настолько, что статические инстинкты удовлетворяются точной наукой и техникой, а художественное творчество, поскольку оно не погрязает в сухом формализме, грубом натурализме или плоском эклектицизме, носит резко иррациональный характер и ищет более податливого и заранее одухотворенного материала в слове, в звуке, в мазке32.
Большое синтетическое искусство классицизма в лучшем истинном смысле этого слова, в частности, новая живая архитектурная форма, осуществится лишь тогда, когда чувство божественности и органичности творчества ляжет в основу того миросозерцания, которое снимет антиномию и антагонизм между духом и материей, человеком и природой.
А. Габричевский
* Статья А. Габричевского, бывшая, вероятно, одним из докладов подготовленных для ГАХНа, может датироваться примерно серединой 1920-х гг.
1 Понятие «художественной воли» указывает на эстетические идеи
венского философа и историка искусства Алоиза Ригля (1858—
1905).
2 Апория — затруднение, безвыходное положение, неразрешимое
противоречие.
3 Имеется в виду теоретическое, взятое вне конкретных материаль
ных или исторических обстоятельств, логическое воспроизведение
основных моментов явления в его мысленной и чувственной дан
ности. (•-.-!
4 «Дуализм» следует понимать как указание на диалектичность со
знания, природы, творчества.
5 Критика науки как статической схемы в философии XIX в. пред
принималась С. Кьеркегором, Ф. Ницше и ранними вариантами
«философии жизни», противопоставляющими рассудочным схемам
живое движение органического начала в природе и духе.
6 Здесь «импрессионизм» нужно понимать как всякое умонастрое
ние, чувствительное к изменчивости жизненных впечатлений.
7 Онтология — учение о бытие, о его фундаментальных основах.
Раздел философии и, с другой стороны, обозначение самого бы
тия в его наиболее фундаментальных свойствах, рассматривае
мого с философской точки зрения.
8 Имеется в виду представление о мире как о системе механиче
ских процессов, поддающихся рациональному описанию, учету
и расчету.
9 Гипостазирование (от ипостась) — наделение самостоятельным бы
тием какого-либо отвлеченного понятия, свойства, идеи.
10 «Гносеологический дуализм» — принцип, разделяющий единое бы
тие на противоположности и исследующий бытие как проявление
борьбы этих противоположностей.
11 В понятии субстанции обычно различаются два смысла. Пер
вый — вещество, элементарная стихия бытия; второй — автоном
ная субстанция, подчиненная только внутренним законам своего
бытия.
12 Раздвоение психики следует понимать скорее как выражение в
психике «гносеологического дуализма», но не как патологическое
явление.
13 Под «феноменологической» фиксацией здесь понимается описание
фактов художественной жизни, не дающей объяснения их причин.
14 Негация, негировать — отрицание, снятие двойственности и про
тивопоставления.
15 Имеется в виду возможность сведения массы и пространства к
независимым логическим категориям.
16 «Неорганической скульптурой» А. Габричевский называет архи
тектурные сооружения, лишенные интерьерного пространства.
17 «Негативным или отрицательным зодчеством» А. Габричевский
называет сооружения, в которых пространство образуется путем
освобождения какого-либо массива от породы, типа пещер.
18 Под «приспособительным рядом» имеет в виду, в частности, все
многообразие свойств архитектурных сооружений, которое сего
дня мы называем «функцией».
19 Концепция последовательности слоев — одна из важных онтоло
гических схем, используемых в органицистских учениях и в эсте
тике, в частности у Н. Гартмана, Р. Ингардена.
20 Имеются в виду «центрические» сооружения, т. е. с центральной
симметрией.
21 «Потенцируется» — т. е. наделяется энергией, чувством, смыслом.
22 «Конкретно-исторической морфологией» А. Габричевский называет
собственно историю архитектуры.
23 Здесь «идеальность» нужно понимать как обобщенный тип, а не
как указание на качественное совершенство.
14 А. Габричевский постоянно противопоставляет скульптурное творчество архитектуре. Скульптура творится «извне», архитектура же, но мысли автора, всегда предполагает внутреннее пространство.