Р. Е. Левина

О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи

(ЖУРНАЛ: «ВОПРОСЫ ЛОГОПЕДИИ». - М., 1959, - С. 207-252.)

Р. Е. Левина

Для разработки научно обоснованных путей преодоления речевых нарушений большое значение имеет анализ их возникновения.

Требование историчности в подходе к психическим явлениям хорошо выражено в следующих словах И. М. Сеченова: «Я стану следить исторически за психическим развитием человека (конечно, единичного) с его рождения на свет и постараюсь подметить главнейшие фазы его (т. е. развития) в том или другом периоде и вывести последующую фазу из предыдущей»[1]. Только при детальном и последовательном раскрытии звеньев развития возможно построение теории речевых нарушений на позициях подлинного детерминизма.

Многолетнее изучение нарушений письма у детей привело нас к убеждению, что оно тесно связано с недостаточной готовностью процессов, формирующихся в ходе развития устной речи. Именно в период овладения устной речью создаются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, которые впоследствии, при переходе ребенка к обучению грамоте и правописанию, способствуют осознанному их усвоению.

Задача данной статьи — подтвердить высказанное положение фактами нормального и аномального развития речи ребенка.

Подходя к этой задаче, мы должны прежде всего наметить линию анализа материала. Наиболее целесообразным оказывается такой путь анализа, который позволяет видеть системное строение речевой функции. Основными компонентами речевой системы являются, как известно, фонетика, лексика и грамматика. В реальном развитии эти компоненты всегда находятся в состоянии подвижного взаимодействия, в процессе которого происходят переходы с одной ступени речевого развития на другую.

Правомерно ли предполагать, что готовность к письму формируется в недрах только одного какого-либо компонента, в частности, компонента, составляющего содержание фонетической стороны речи? Можно ли изолировать его рассмотрение от лексико-грамматического развития?

Приводимые ниже факты убеждают нас в том, что формирование фонетической стороны речи находится в глубокой зависимости от лексико-грамматического развития, взаимодействует с ним и вне этого взаимодействия правильно понято быть не может.

К сожалению, конкретное соотношение между произносительными процессами, с одной стороны, и развитием словарного запаса и грамматического строя — с другой, не были выявлены и проанализированы в психологических исследованиях, хотя в общем виде связь между фонетикой, лексикой и грамматикой отмечается многими авторами. Формирование произношения чаще всего рассматривается независимо от лексического и грамматического развития ребенка. Существующие попытки связать фонетическое развитие с усвоением значений слов, к сожалению, не исчерпывают вопроса, так как не затрагивают процессов, связанных с формированием грамматического строя, имеющих, как мы увидим ниже, очень существенное значение.

В настоящей статье мы пытаемся, хотя бы в самом общем виде, наметить возможные подходы к анализу взаимодействия всех трех компонентов речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: