Связь методики обучения ИЯ с другими науками

План.

1. Методика обучения ИЯ как самостоятельная наука.

2. Лингвистические основы обучения ИЯ

3. Психологические основы обучения ИЯ

4. Дидактические основы обучения ИЯ

1.Вопрос о научной самостоятельности методики как теории обучения на разных этапах её развития решался по-разному. В 30-е годы 20 века методика считалась приложением сравнительного языкознания затем прикладной отраслью общего языкознания, в 50-е годы её считали прикладной психологией.

В настоящее время научная самостоятельность методики общепризнана в виду выделения основных факторов, важнейшим из которых является закономерность процесса обучения ИЯ

Методика обучения ЯИ связана с другими науками и использует факты и разработанные ими закономерности. Существенными для развития методики являются базисные и смежные науки, данные базисных наук используется для формирования собственных исследовательских и обучающих концепций.

Базисные науки: лингвистика, психология, психолингвистика, педагогика.

Данные смежных наук используются методикой как средства обеспечения эффективности и достоверности в своих исследованиях (кибернетика, теория информации, дефектология, нейропедиология, статистика и др.)

2. Методика опирается на данные и закономерности лингвистики, поскольку язык - предмет обучения исследуется лингвистикой

Лингвистика изучает языки как определённые кодовые системы, принятые в том или ином коллективе людей и служащие этим коллективам для осуществления коммуникаций.

Методика изучает проблемы обучения языку и проблемы развития речи учащихся, то есть тому феномену, который изучает лингвистика.

2.1. Для методики существенно разграничение понятий языка и речи. язык – это система языковых средств необходимых и достаточных для общения и правил их использования. Речь представляет собой реализацию языковой системы в конкретных актах коммуникации, то есть включает как сам процесс общения, так и речевые произведения – продукты этого процесса.

Изучение языка по мнению академика Л.В.Щербы обеспечивает лишь знание системы языка, но не ведёт пользование этой системой как средством общения

Для овладения речью необходимо не только знание языковых средств и правил их использования, но и автоматизированное их применение в общении, следовательно в процессе обучения необходимо предусмотреть не только запоминание и закрепление в памяти языковых средств, формирование навыков пользования ими, но и практику в коммуникации

Различают единицы языка и речи, единицы языка: фонемы, морфемы, слова предложения. Единицы речи – это ситуативно обусловленные высказывания разной протяжённости, в которых элементы языка организованны по семантико-коммуникативному признаку.

Лингвистика текста (отрасль лингвистики) в качестве основной единицы речи выражающей законченное высказывание считает текст – микротекст и макротекст.

Академик Л.В. Щерба считал наименьшей единицей речи – синтагму – кратчайший отрезок речи неделимый далее.

Подобные разграничения таких единиц важно для методики, так как для усвоения единиц языка необходимо знать их особенности и возможные трудности, а этот материал даёт лингвистика

Для обучения РД и организации речевой практики важно знать особенности единиц речи, что позволяет произвести отбор необходимого материала из живой речи

2.2. С развитием структурной лингвистики особое значение приобретает моделирование. Различают 2 вида моделей – базисные и статистические, для их построения используются математические методы. Разработка моделей в лингвистике значимая для методики, так как методика использует лингвистические модели для создания речевых образцов

Статистические модели помогают выяснить особенности текстов разлчных разновидностей книжно-письменного стиля,

следовательо:

· даёт материал для построения учебных текстов

· Определяет набор языковых средств необходимых для обучения

· Устанавливает допустимый процент незнакомого материала

Ещё большее значение имеют базисные модели, так как из них выводятся бесконечное количество реально существующих предложений. Базисные модели представляет собой абстракцию, характеризующая структуры на уровне предложения S+P+O

He is reading a book

Подобные предложения, отражающие ту или иную модель называют и речевыми образцами. Речевой образец – это исходная единица при обучении устной речи

2.3.При овладении ИЯ навыки и умения формируются в условиях существования у учащихся сложившейся системы родного языка, который оказывает двоякое воздействие – положительное и отрицательное.

Положительное влияние РЯ называется переносом и сводится к тому, что ряд умений сформированных в РЯ переносится на овладения на обучения ИЯ

РЯ оказывает отрицательное влияние на овладение ИЯ, который называется интерференцией, при котором учащиеся переносит привычные нормы РЯ на ИЯ. Интерференция проявляется на лексическом, грамматическом, фонетическом уровне. Она может быть межъязыковой и внутриязыковой ПРИМЕР

Учитывая явления интерференции и переноса методика должна основывать образовательный процесс на учёте особенностей изучаемого ИЯ по сравнению с РЯ, чтобы обеспечить широкое использование переноса и предотвращении явления интерференции.

Другие отрасли общей лингвистики:

Паралингвистика – изучает языковые средства, сопровождающие речь: ритм, интонацию, распределение пауз, особенностей мимики и жестикуляции в процессе общения.

Экстролингвистика (внешняя лингвистика) – отрасль лингвистики, изучающая совокупность этнических, исторических, социальных, географических и др факторов.

Математическая лингвистика изучает применение математических методов в изучении речи.

3. Методика связана с психологией:

1.по линии использования данных психологией речи.

2. по линии педагогической психологии, которые исследует пути формирования знаний, навыков и умений, так и осуществление высших психических функций в процессе обучения

Анализ первого направления

Психологи дают характеристику речи с разных сторон:

1.1 Отмечают различие между устной и письменной речью:

· Каналами передачи информации: звуковой и графический

· Происхождением: звуковой канал является первоначальным (устная речь) по отношению к графическому (письменная речь)

· Структурным отношением: для устной речи характерны свои грамматические и лексические средства – и это стиль устной речи. Для письменной речи свои особенности - и это стиль письменной речи

· Самим процессом выдачи устных и письменных сообщений.

Различие между устной и письменной речи существенно для методики. Они требуют, чтобы обучение различным видам РД строилось по-разному, это касается отбора материала и составление специальных систем упражнений.

1.2. Важно различение внешней и внутренней речи. Внешняя речь характеризуется полным языковым оформлением, внутренняя – фрагментарностью и свёрнутостью. Она выступает как предварительно свёрнутое проговаривание, фаза планирования практической и теоритической деятельности. Эти положения важны, поскольку процессы чтения, говорения. аудирования и письма связаны с функционированием внутренней речи отличающиеся проговариванием, поэтому при обучении любому виду РД необходимо формировать слухомоторные образы языкового материала, без чего невозможно проговаривание, а это означает обязательность выполнения учащимися устных упражнений.

1.3. Разграничение репродуктивной (продуктивной) и рецептивной речи

Говорящий или пишущий на основе внутренних побуждений или внешних стимулов оформляет мысли с помощью языковых средств, то есть кодирует их,

при кодировании нужно:

· Подобрать необходимые ЛЕ

· Оформить сообщение грамматически и правильно озвучить

Слушающий или читающий получив информацию декодирует её, для этого нужно:

· Узнать грамматические средства и слова, сравнить их с имеющимися в сознании образами и на основе этого понять информацию.

· Деятельность по кодированию информации применительна к бучению ИЯ называется репродуктивной речью.

· Деятельность под декодированием информации применительна к обучению ИЯ называется рецептивной речью.

Различий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: