Вопросы и задания. 1. Что включает профориентационная работа со школьниками при обучении экологии?

1. Что включает профориентационная работа со школьниками при обучении экологии?

2. В чем состоит сущность профессионального просвещения?

3. Каково значение профессионального воспитания?

4. Дайте обоснование методам профориентации при обучении экологии.


Список литературы

Алексеев С. В. Изучаем экологию — экспериментально / Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды / С.В.Алексеев, А. М. Беккер. - СПб., 1993.

Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования сту- дентов-биологов в педагогическом вузе. — СПб., 2000.

География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области: учеб. пособие для 8 — 9 классов общеобразовательной школы / под ред. С.В.Васильева, О.В.Гаврилова. — М., 2006.

Глазачев С.Н. Экологическая культура / С.Н.Глазачев, О.Н.Козлова. - М, 1997.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. / С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин. - Ростов - н/Д., 1996.

Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. — М., 2001.

Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. — М., 1997.

Концепция школьного экологического образования / под ред. И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной. — М., 1994.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1997.

Моисеев Н.Н. Экология и образование. — М., 1996. Назарова Т. С. Средства обучения: технология создания и использования / Т.С.Назарова, Е.С.Полат. — М., 1998.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / [Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др.]. — М., 2003.

Петунии О. В. Изучение экологии в школе. — Ярославль, Владимир, 2008.

Пономарева И. Н. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика: / И.Н.Пономарева, В.П.Соломин; под ред. А. П.Соломина. - СПб., 2004.

Практикум по химии окружающей среды / [О.Г.Роговая, Л.В.Алексеева и др.]. — СПб., 2007.

Практикум по экологии / [Н.Д.Андреева, В.П.Соломин и др.]. — СПб., 2000.

Райков Б. Е. Зоологические экскурсии / Б. Е. Райков, М. Н. Римский- Корсаков. — М., 1994.

Роговая О. Г. Экологическое моделирование: практика. — СПб., 2007.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.

Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания /под ред. В.А.Сластенина. — М., 2000.

Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных педагогических систем. — М., 1999.

Соломин В. П. Экскурсии в природу / В. П. Соломин, И. Я. Ланина. — СПб., 1999.

Третьяков П. И. Технология модульного обучения в школе. — М., 1997.

Уроки экологии в 10—11 классах /под ред. М.А.Якунчева. — Саранск, 1998.

Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — М., 1998.

Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М., 1986.

Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М., 1997.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие. 3

Глава 1. Теория и методика обучения экологии: ее место и значение в области педагогических наук 4

1.1. Источники формирования теории и методики обучения экологии. 4

1.2. Принадлежность теории и методики обучения экологии к педагогическим наукам.. 6

1.3. Требования к профессиональной деятельности педагога-эколога. 9

Глава 2. История экологического образования в российской школе. 12

2.1. Экологические аспекты в истории методики преподавания естествознания. 12

2.2. Естественно-научное образование в начале XX в. 18

2.3. Развитие экологического образования школьников во второй половине XX в. 21

Глава 3. Система экологического образования. 23

3.1. Непрерывное экологическое образование. 23

3.2. Формальное и неформальное экологическое образование. 26

3.3. Экологическое образование в общеобразовательной школе. 30

Глава 4. Цели и содержание экологического образования в общеобразовательной школе. 35

4.1. Цели экологического образования школьников. 35

4.2. Содержание экологического образования в общеобразовательной школе. 37

4.3. Принципы отбора содержания экологического образования. 41

4.4. Содержание школьного курса экологии. 44

Глава 5. Формы обучения экологии. 50

5.1. Формы обучения в учебно-воспитательном процессе по экологии. 50

5.2. Урок — основная форма обучения экологии. 53

5.3. Подготовка учителя к уроку экологии. 56

5.4. Планирование урока экологии. 60

5.5. Экскурсия как форма обучения экологии. 63

5.6. Внеклассная работа по экологии. 68

5.7. Внеурочная работа и элективные курсы по экологии. 72

Глава 6. Методы обучения экологии. 74

6.1. Общая характеристика методов обучения экологии. 74

6.2. Особенности словесных методов обучения экологии. 78

6.3. Наглядные методы обучения экологии. 82

6.4. Практические методы обучения экологии. 84

6.5. Выбор методов при обучении экологии. 89

Глава 7. Средства обучения экологии. 92

7.1. Классификация средств обучения экологии. 92

7.2. Натуральные средства обучения. 95

7.3. Изобразительные средства обучения экологии. 102

7.5. Вербальные средства обучения экологии. 112

Глава 8. Материальная база обучения экологии. 118

8.1. Кабинет экологии в школе. 118

8.2. Уголок живой природы.. 121

8.3. Экологический отдел учебно-опытного участка. 125

Глава 9. Методика формирования и развития знаний, умений, навыков в процессе обучения экологии 128

9.1. Методика формирования и развития экологических понятий. 128

9.2. Методика формирования умений в процессе обучения экологии. 132

9.3. Методика развития исследовательской деятельности в условиях внеклассной работы по экологии 136

Глава 10. Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения экологии. 140

10.1. Понятие о педагогических технологиях. Развивающее обучение. 140

10.2. Технологии проблемного обучения. 143

10.3. Технологии модульного обучения. 146

10.4. Технология проектного обучения экологии. 150

10.5. Технологии игрового обучения. 152

Глава 11. Контроль знаний и умений по экологии. 155

11.1. Этапы и функции контроля знаний и умений. 155

11.2. Принципы контроля знаний и умений в процессе обучения экологии. 159

11.3. Методика контроля знаний и умений в процессе обучения экологии. 161

Глава 12. Воспитание школьников в процессе экологического образования. 166

12.1. Экологическое воспитание учащихся: сущность и принципы.. 166

12.2. Формирование научного мировоззрения. 170

12.3. Профессиональная ориентация при обучении экологии. 176

Список литературы.. 180

Учебное издание

Андреева Наталья Дмитриевна, Соломин Валерий Павлович, Васильева Татьяна Васильевна

Теория и методика обучения экологии

Учебник

Редактор Н. А. Соколова Технический редактор Н. И. Горбачева Компьютерная верстка: Н. А. Рогоза Корректоры В.А.Жилкина, А.Б.Глазкова

Изд. № 101113029. Подписано в печать 30.06.2009. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 13,0. Тираж 2000 экз. Заказ № 28621.

Издательский центр «Академия», www.academia-moscow.ru

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495) 334-8337, 330-1092.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных издательством электронных носителей в ОАО «Саратовский полиграфкомбинат». 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. www.sarpk.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: