Занятие 2. Введение в предмет «Методика преподавания специальных дисциплин» (1 час)

Машинный цикл с косвенной адресацией

Многие команды предполагают чтение операндов из памяти или запись в память. В простейшем случае в адресном поле таких команд явно указывается исполнительный адрес соответствующей ячейки основной памяти ОП. Однако часто используется и другой способ указания адреса, когда адрес операнда хранится в какой-то ячейке памяти, а в команде указывается адрес такой ячейки. Как уже отмечалось ранее, подобный прием называется косвенной адресацией. Чтобы прочитать или записать операнд, сначала нужно извлечь из памяти его адрес и только после этого произвести нужное действие (чтение или запись операнда), иными словами, требуется выполнить два обращения к памяти. Это, естественно, отражается и на цикле команды, в ко­тором появляется косвенная адресация. Этап косвенной адресации можно отнести к этапу вычисления адресов операндов, поскольку его сущность сводится к определению исполнительного адреса операнда.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ – это совокупность рациональных методов и приемов обучения и воспитания; специальный раздел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.

Методика может быть:

1. Общей – в ней рассматриваются способы и приемы обучения, присущие всем предметам;

2. Частной – здесь имеют в виду способы обучения, применяемые к какому-нибудь одному учебному предмету.

Методика обучения всегда целенаправленна. В ней надо видеть практическую и теоретическую стороны дела, понимать роль и значение каждой из них.

Методика преподавания может рассматриваться как наука, как практика и как искусство.

Как наука она занимается выработкой наиболее целесообразных методов обучения и воспитания, устанавливает правила и законы построения учебного процесса и с помощью психолого-педагогических методов экспериментальных исследований предлагает новые методы преподавания. Объектами научных исследований могут быть учащиеся, преподаватели, содержание и объем учебных заданий, учебные программы. Методика преподавания как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты.

Методика преподавания основывается на научных данных педагогики, психологии, физиологии, эргономики, эстетики, искусствоведения и других отраслей наук, тесно связанных с деятельностью человека.

(ПЕДАГОГИКА – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.

ПСИХОЛОГИЯ – наука о явлениях душевной жизни, о закономерностях развития и функционирования психики.

ФИЗИОЛОГИЯ – наука о жизнедеятельности организма, его клеток, органов, функциональных систем.

ЭРГОНОМИКА – наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, оборудования и компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

ЭСТЕТИКА – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ - теория искусств.

Как практика методика преподавания требует известных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является трудным, сложным и очень ответственным делом. Можно быть прекрасным художником, но плохим педагогом. Методика требует от педагога живого, эмоционального, творческого подхода к делу, не терпящего работы по трафарету.

Методика преподавания изобразительного искусства в свою очередь является искусством, искусством сложным, многогранным и очень ответственным. Преподавание требует от педагога творческого подхода к делу, вдохновения, интуиции.

Многие художники искренне убеждены, что для успешной педагогической работы никакой особой методической подготовки не нужно, главное — знать свой предмет. Если художник овладел вершинами своего искусства, то он и преподавать будет успешно. Однако жизнь и практика доказывают, что это не всегда так. Еще П. П. Чистяков писал: «Не в пику я это говорю, а в доказательство того, что не всякий, кто работает порядочно, может быть и учителем хорошим».

Помимо знания своего предмета, помимо опыта творческой работы для успешной педагогической деятельности необходимо еще знание основных дидактических принципов, правил и законов обучения и воспитания. Педагогический процесс требует также многолетней педагогической практики, а для этого преподавателю приходится затрачивать многие годы, а иногда и десятилетия. Кроме того, не всякий может это выдержать, и мы знаем, что большинство хороших художников бросает педагогическую деятельность, по сути дела, и не приближаясь к ней. Педагог без специальной подготовки часто бесплодно тратит свои силы, мучает себя и своих учеников.

Быстрое и прочное усвоение основ изобразительной грамоты обусловливается, прежде всего, правильным методическим подходом. Еще в XVII веке великий французский энциклопедист Дени Дидро говорил, что страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах.

Программа по методике преподавания специальных дисциплин рассчитана на 122 учебных часа и включает в себя шесть разделов:

1. Методика преподавания изобразительного искусства как наука.

2. История развития методики обучения изобразительному искусству.

3. Изобразительное искусство как учебный предмет в общеобразовательной и художественной школе.

4. Психолого-педагогические основы обучения изобразительному искусству.

5. Содержание обучения и основные дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства в художественной школе.

6. Организационные формы построения учебной деятельности по изобразительному искусству в школе.

Рекомендуемая литература:

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.

2. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью. М.: Просвещение, 1997.

3. Кузин В.С. Психология. М.: Агар, 1999.

4. Ли Н.Г. Основы учебного академического искусства: Учебник. М.: изд-во «ЭКСМО», 2005.

5. Рисунок: Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. Под ред. А.М. Серова. М.: Просвещение, 1973

6. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва, 2000.

7. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981.

8. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка. М.: Просвещение, 1982.

9. Шорохов Е.В. Композиция. 2-е изд. перераб. и доп. М.: 1986

10. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». М.: «Высшая школа», 1989


1.

Раздел 2. История развития методики обучения изобразительному искусству.

1.1. История методов преподавания изобразительного искусства (зарубежные методы)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: