Фундамент любого научного исследования составляет теория, т. е. система достоверных научных знаний об определенной области действительности, дающая целостное представление о закономерностях ее функционирования и развития и ее существенных характеристиках.
Теоретическое обоснование темы — это раскрытие ее связи с объективными законами функционирования и развития теории, социологии и психологии управления. Важной составляющей теоретического обоснования темы курсовой работы является определение ее актуальности и научно-практической значимости.
Актуальность означает насущность, остроту исследовательской проблематики для современного общества и для науки.
Научно-практическая значимость — это те аспекты и выводы исследования, которые расширяют научные представления об объекте исследования и могут быть использованы в практике управления. В полной мере научно-практическая значимость выявляется после основательного изучения литературы, документальных источников и социальных технологий управления по выбранной теме.
|
|
С теоретическим обоснованием темы тесно связано методологическое обоснование.
Методология — это система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих исследовательское основание для данной науки.
Методологическое обоснование курсовой работы предполагает определение основных методологических принципов и путей научного поиска.
Теоретическое исследование по теории, социологии и психологии управления опирается на следующие методологические принципы:
1) Принцип кадрового менеджмента, означающий целенаправленную деятельность по разработке концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
2) Принцип объективности, предполагающий изучение объективных закономерностей и факторов (как позитивных, так и негативных), определяющих функционирование и развитие организации.
Объективность научных знаний означает, что они соответствуют объективной социальной реальности и законам познания, не зависящим от познающего субъекта. Объективность научных выводов определяется их доказательностью и аргументированностью.
3) Принцип системности, основанный на анализе сложного объекта (например, системы управления персоналом) как системы целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.
Данный принцип предполагает рассмотрение отдельных частей какого-либо явления или процесса в неразрывном единстве с целым. Одна и та же система может изучаться с различных точек зрения. отношений между ними, ее структуру. Так как любая система находится в определенной среде, то необходимо учитывать ее связи и отношения с окружением. Следует иметь в виду, что, с одной стороны, каждая система является подсистемой иной, большей системы, а с другой стороны, в каждой системе имеются меньшие подсистемы, которые тоже могут рассматриваться как системы.
|
|
Согласно системному подходу, факторы успеха профессиональной организации находятся как во внутренней, так и во внешней средах, а анализ системы управления персоналом является компонентом комплексного анализа деятельности предприятия.
4) Принцип детерминизма, определяющий выявление объективной закономерной взаимосвязи явлений и процессов.
Современный детерминизм включает разные формы взаимосвязи явлений и процессов, не имеющие непосредственного причинно-следственного характера (пространственные и временные корреляции (взаимные соответствия), функциональные зависимости и т.д.).
Совместно с научным руководителем выбирается методика исследования, т. е. совокупность методов — сознательно и последовательно применяемых способов достижения цели.
К методам теоретического исследования относятся:
▪ дедуктивный метод — способ получения нового знания на основании умозаключений от общего к частному, единичному;
§ индуктивный метод — способ обобщения частных, единичных фактов;
▪ сравнительный метод — способ выяснения сходства и различия между рассматриваемыми процессами управления с целью установления общих и специфических для них характеристик и закономерностей;
▪ причинный (каузальный) метод — способ изучения причинно-следственных отношений в системе управления;
▪ типологический метод — совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых фактов по каким-либо признакам. В результате типологии получаются статистически устойчивые группы признаков — типы, которые задают модель типологической общности для определенных предметов, явлений (стиля управления, управленческих решений, состояния субъекта и объекта управления и др.);
▪ метод структурно-функционального анализа — метод изучения объектов управления, представляющих собой системы, раскрытия их строения и функционирования. Его результатом является выделение элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой в целом, выяснение их взаимосвязей. Такая же процедура может быть выполнена и над каждым выделенным элементом, который в свою очередь представляет собой систему (или подсистему);
▪ метод анализа документов — изучение информации, содержащейся в документе, с точки зрения задач, поставленных в исследовании.
Документом в управленческих науках называют материальный объект, содержащий любую информацию в зафиксированном виде (в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке, на электронных носителях) и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве.
Анализ документов — это их оценка с помощью специальных методов анализа. Одним из них является контент- анализ, определяемый как: 1) метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления тенденций развития социальных факторов; 2) формализованный метод исследования содержания социальной информации посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений);
▪ метод анализа статистических данных – изучение и обработка (группировка) статистических данных, характеризующих процесс управления.
Также в курсовой работе могут быть применены социологические методы: анкетирование, интервьюирование, опрос экспертов, наблюдение, фокус-групповое исследование. Их выбор определяется темой курсовой работы и спецификой объекта исследования.
Наряду с указанными методами могут использоваться и другие.
Шестой этап: