Глава 1. Вводные замечания

Часть 1. ПСИХОЛОГИЯ ОТОБРАЖЕНИЯ: ЗНАК И ЗНАЧЕНИЕ

Соотношение знания и действия (образа и действия) не явля­ется предметом анализа только психологической науки, но и — быть может, даже в большей мере — предметом философского анализа. С другой стороны, его собственно психологическая трак­товка уходит корнями в философскую мысль не только Нового времени или Просвещения, но и античности, и средневековья. Чтобы понять до конца, например, ход мысли А.Н.Леонтьева, не говоря уже о В.В.Давыдове, следует соотнести его с позициями Э.В.Ильенкова и раннего М.К.Мамардашвили. В свою очередь, чтобы правильно интерпретировать этих авторов, необходимо знать не только Маркса, но и Гегеля, и Канта. А мысль Гегеля или Кан­та останется нераскрытой без обращения к Платону, Аристоте­лю, Фоме Аквинскому.

Настоящий раздел книги, во всяком случае, его первые главы, как раз и посвящен историко-генетическому анализу трактовки знака и значения (в их соотношении с деятельностью и личнос­тью). Это ни в коей мере не история понятия значения или подхо­дов к языку в мировой науке, а тем более — не история семиоти­ки. Мы берем из истории философской, семиотической, лингви­стической мысли только те основные вехи, без знания которых нельзя понять внутреннюю логику того подхода к проблеме соот­ношения знака и деятельности, который связан с именами Л.С.Вы­готского и А.Н.Леонтьева. Поэтому множество ученых и вообще мыслителей, без которых невозможно представить себе общую картину истории учения о языке, о знаке, даже о значении, со­знательно отсутствуют в нашем обзоре. Читатели, желающие со­ставить себе более широкую картину эволюции трактовки знака и

значения в мировой научной мысли, могут обратиться к соот­ветствующей литературе. Из наиболее ярких книг этого рода назо­вем следующие: Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М. Наука, 1985; Семиотика. М.: Радуга, 1983; Чертов Л. Ф. Знаковость. СПб.; Изд-во СПб ун-та, 1993; Портнов А.Н, Язык и со­знание: основные парадигмы исследования проблемы в филосо­фии XIX—XX вв. Иванове, 1994; Кузнецов В.Г. Герменевтика и гу­манитарное познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

Обозначим основные направления нашего исторического ана­лиза, Он начнется с истоков — античной философии и продол­жится средневековой философией. Из более поздних философс­ких направлений мы остановимся на английской материалисти­ческой философии XV11 века (Бэкон, Гоббс, Локк). Естественно, особо рассматриваются (хотя и весьма выборочно) идеи Канта, Гегеля, В. фон Гумбольдта, Маркса. Дальнейшее философское раз­витие будет только обозначено, хотя, например, такие мыслите­ли, как Кассирер, Хайдеггер, Ясперс, Бубер, не говоря уже о Гуссерле, вполне заслуживали бы подробного рассмотрения. Из лингвистов мы ограничимся школой Гумбольдта (Штейнталь, Потебня), Бодуэном де Куртенэ и, естественно, Ф. де-Соссюром. Будет дан также предельно краткий очерк истории семиотики от Ч.С-Пирса до Ю.М.Лотмана. В главе о Выготском мы остановим­ся, кроме его собственных идей, на некоторых позициях его заме­чательных современников — в особенности Бахтина и Шпета. (Мы лишь попутно упоминаем А.Ф.Лосева, ибо его взгляды никак не соотносятся с интересующей нас в первую очередь психологичес­кой проблематикой знака и значения.)

Хотелось бы предупредить читателя-психолога, особенно сту­дента, что чтение исторических глав этой части — дело не прос­тое, но они, эти главы, направлены, помимо всего прочего, на решение важной дидактической задачи — задачи поднятия фило­софской культуры молодых психологов. Ради этого, как нам кажет­ся, стоит и потрудиться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: