Часть 1. ПСИХОЛОГИЯ ОТОБРАЖЕНИЯ: ЗНАК И ЗНАЧЕНИЕ
Соотношение знания и действия (образа и действия) не является предметом анализа только психологической науки, но и — быть может, даже в большей мере — предметом философского анализа. С другой стороны, его собственно психологическая трактовка уходит корнями в философскую мысль не только Нового времени или Просвещения, но и античности, и средневековья. Чтобы понять до конца, например, ход мысли А.Н.Леонтьева, не говоря уже о В.В.Давыдове, следует соотнести его с позициями Э.В.Ильенкова и раннего М.К.Мамардашвили. В свою очередь, чтобы правильно интерпретировать этих авторов, необходимо знать не только Маркса, но и Гегеля, и Канта. А мысль Гегеля или Канта останется нераскрытой без обращения к Платону, Аристотелю, Фоме Аквинскому.
Настоящий раздел книги, во всяком случае, его первые главы, как раз и посвящен историко-генетическому анализу трактовки знака и значения (в их соотношении с деятельностью и личностью). Это ни в коей мере не история понятия значения или подходов к языку в мировой науке, а тем более — не история семиотики. Мы берем из истории философской, семиотической, лингвистической мысли только те основные вехи, без знания которых нельзя понять внутреннюю логику того подхода к проблеме соотношения знака и деятельности, который связан с именами Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева. Поэтому множество ученых и вообще мыслителей, без которых невозможно представить себе общую картину истории учения о языке, о знаке, даже о значении, сознательно отсутствуют в нашем обзоре. Читатели, желающие составить себе более широкую картину эволюции трактовки знака и
|
|
значения в мировой научной мысли, могут обратиться к соответствующей литературе. Из наиболее ярких книг этого рода назовем следующие: Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М. Наука, 1985; Семиотика. М.: Радуга, 1983; Чертов Л. Ф. Знаковость. СПб.; Изд-во СПб ун-та, 1993; Портнов А.Н, Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX—XX вв. Иванове, 1994; Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
Обозначим основные направления нашего исторического анализа, Он начнется с истоков — античной философии и продолжится средневековой философией. Из более поздних философских направлений мы остановимся на английской материалистической философии XV11 века (Бэкон, Гоббс, Локк). Естественно, особо рассматриваются (хотя и весьма выборочно) идеи Канта, Гегеля, В. фон Гумбольдта, Маркса. Дальнейшее философское развитие будет только обозначено, хотя, например, такие мыслители, как Кассирер, Хайдеггер, Ясперс, Бубер, не говоря уже о Гуссерле, вполне заслуживали бы подробного рассмотрения. Из лингвистов мы ограничимся школой Гумбольдта (Штейнталь, Потебня), Бодуэном де Куртенэ и, естественно, Ф. де-Соссюром. Будет дан также предельно краткий очерк истории семиотики от Ч.С-Пирса до Ю.М.Лотмана. В главе о Выготском мы остановимся, кроме его собственных идей, на некоторых позициях его замечательных современников — в особенности Бахтина и Шпета. (Мы лишь попутно упоминаем А.Ф.Лосева, ибо его взгляды никак не соотносятся с интересующей нас в первую очередь психологической проблематикой знака и значения.)
|
|
Хотелось бы предупредить читателя-психолога, особенно студента, что чтение исторических глав этой части — дело не простое, но они, эти главы, направлены, помимо всего прочего, на решение важной дидактической задачи — задачи поднятия философской культуры молодых психологов. Ради этого, как нам кажется, стоит и потрудиться.