Подготовка VII7
Подготовка VII7 возможна тонической гармоней: Т, Т6, обращения VII7 могут следовать после VI ступени. Обороты: VI — VII65, VII43, VII2. В соединении VI – VII65 в миноре бас должен идти вниз на ум.5. При соединении VI — VII2 в медианте обязательно удвоение терции.
VII7 — промежуточное звено между S и D. Обороты: II2 — VII7 — D65
II7 — VII65 — D43 (D7-5)
II65 (S, II6) — VII43 — D2
II43 (S6) — VII2 — D7
При переходе S53, S6, II6 в обращения VII7 прима S движется на терцию вниз (в терцовый тон вводного септаккорда). Естественны скачки в басу, типа:
S — VII7, II6 — VII7, S, II6 — VII56
Разрешение VII7 в Т. Внутрифункциональное разрешение VII7
Естессвенное разрешение неустоев в VII7 приводит к удвоению терции в тонике. VII7 — T, VII65 — T6, VII43 — T6, VII2 — T46 (применияется редко). Благодаря субдоминантовому басу, VII43 иногда разрешается в Т53, образуя особую форму плагального каданса.
Соединение обращений VII7 с доминантовыми аккордами происходит по типовому плану: VII, II, IV ступени лада — общие звуки, VI — плавно переходит в V. Правило круга, отражающее закономерность разрешения: 7
2 65
Такие переходы удобны в случаях ритмического продления VII, II, IV ст. в партии сопрано. Так происходит гармоническая переокраска выдержанных звуков.