Е. Данбар и его последователи исследовали особенности личности психосоматических больных, в результате чего была описана, помимо «язвенной» и «коронарной», так называемая «артритическая» личность.
Неразрешимый конфликт мотивов, неустраненный стресс порождают отказ от поискового поведения, что и создает предпосылку для развития психосоматических реакций.
«Артритическая» личность характеризуется:
- неуравновешенностью и отсутствием полюсов мягкости и жесткости;
- стремлением к господству и в то же время — к самопожертвованию;
- сдерживанием чувств;
- сверхсовестливостью, обязательностью, уступчивостью, склонностью подавлять агрессию и вражду (злобу и ярость);
- сверхнравственным поведением и склонностью к депрессиям;
- выраженной потребностью в физической активности до заболевания.
Псевдоревматические расстройства (ПРР) проявляются более или менее выраженным суставным синдромом (болями в суставах, чаще крупных: коленных, локтевых, голеностопных, тазобедренных; хрустом в них при движении и пр.). В отличие от ревматизма, при ПРР отсутствуют признаки острого воспаления, температура тела нормальная, отсутствуют воспалительные изменения в других органах и анализах крови. Длительно существующее хроническое системное заболевание суставов, такое, например, как ревматоидный артрит, изменяет развитие личности.
|
|
Л. В. Яковлева, сотрудница Башкирского государственного медицинского университета, обследовала детей с ревматоидным артритом с использованием различных психологических опросников и установила, что больные дети:
- флегматичны;
- недоверчивы;
- эмоционально уравновешенны, сдержанны;
- благоразумны;
- рассудительны;
- осторожны;
- чувствительны;
- более зависимы от других;
- их отличает повышенный самоконтроль;
- более приспособляемы к условиям окружающей среды.
По сравнению со здоровыми детьми они:
- более замкнуты и менее общительны;
- неторопливы;
- спокойны;
- исполнительны;
- менее склонны к риску (как мальчики, так и девочки).
Длительное течение заболевания делает детей более:
- практичными;
- реалистичными;
- более полагающимися на себя;
- не обращающими внимания на физические недостатки.
Это все свидетельствует о процессе психической адаптации к своей болезни.
Психосоматические расстройства дыхательной и мочевыводящей систем
Одышка
Функция дыхания — это снабжение организма кислородом, выделение углекислого газа, поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Любая эмоция — страх, гнев, ярость, волнение, радость — приводит к учащению дыхания. Ужас, внезапное потрясение могут вызвать кратковременную остановку дыхания. Приятная ситуация, уравновешенное настроение обеспечивают спокойное дыхание. Вздох иногда может указать на состояние человека: вздох при вдохе — «горестный», при выдохе — «облегченный», как при снятии тяжести (Е. Straus, 1954 г.).
|
|
Заболевание, при котором кардинальным симптомом является одышка, — это бронхиальная астма — типичное психосоматическое расстройство.
«Астматическая» личность характеризуется:
- скрытым желанием нежности, любви, поддержки при всей видимости агрессии;
- повышенной чувствительностью к запахам;
- повышенной реакцией на непорядочное поведение окружающих;
- стремлением к чистоте во всем (в поведении, помыслах, быту).
Энурез
Энурез — это непроизвольное мочеиспускание, как во время ночного, так и дневного сна. Ночной энурез представляет собой сложный синдром, включающий в себя непроизвольное мочеиспускание во сне, нарушение процессов сна, изменение двигательной активности днем, нарушения поведения, неадекватное отношение к своему дефекту, терапевтическую резистентность к самопроизвольному излечению.
В развитии нормального мочеиспускания у детей выделяют несколько периодов:
- новорожденные мочатся автоматически;
- между 1-м и 2-м годами жизни появляется чувство наполненного мочевого пузыря;
- к 3-му году развивается способность удерживать мочу в течение короткого времени, когда мочевой пузырь полон или почти полон;
- к 4—5-и годам дети начинают мочеиспускание при полном мочевом пузыре;
- в 6—6,5 лет ребенок может мочиться при любой степени наполнения мочевого пузыря.