Что такое неоклассическая школа? Чем она отличается от классической школы?

Создание неоклассического направления связано с работами анг­лийского экономиста Альфреда Маршалла (1842–1924). Именно он со своими «Принципами Экономикса» (1890 г.) (в русском переводе «Принципы политической экономии») считается основателем англо­американской школы экономической науки, получившей значитель­ное влияние и в других странах.

В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории сто­имости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования за­коны ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

А. Маршалл предложил «компромиссную» теорию цены, переработав и соединив концепцию Рикардо и концепцию Бем-Баверка – трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).

Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спро­сом и предложением.

Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, пред­ставляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой инте­ресов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической дейст­вительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разде­ляемым ее основными представителями.

Одна из особенностей неоклассической школы – широкое ис­пользование графиков, схем, экономических моделей. Это не толь­ко иллюстративный материал, но и инструмент теоретического ана­лиза.

Литература

Агапова И.И. История экономической мысли. – М.: ВиМ, 1997. – Лек­ция VIII.

Брагинский С.В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные про­блемы, пути обновления. – М.: Мысль, 1991.

Винер Дж. Концепция полезности в теории ценности и ее критики / Теория потребительского поведения и спроса. – СПб.: Экономическая школа, 1993.

Костюк В.Н. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: Центр, 1997. – Тема 9.

Маршалл А. Принципы политической экономии. В 3 т. – М.: Прогресс, 1983 – 1984.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 25.





Подборка статей по вашей теме: