Монголо-татарское иго нанесло урон культурному наследию Древней Руси: были уничтожены памятники письменности, выдающиеся произведения архитектуры и живописи.
В литературек XIV в. относится появление нового фольклорного жанра – исторической песни («Песня о Щелкане Дудентьевиче»), а в литературе – исторических повестей («Повесть о разорении Батыем», «Задонщина»). Продолжалось развитие «житийного» жанра («Житие Александра Невского»). В XIV в. в Москве был создан общерусский летописный свод. В 1442г. был составлен «Хронограф», который представлял описание всемирной истории.
Архитектура представлена в основном культовыми зданиями. Каменное строительство Новгорода и Пскова продолжило северные древнерусские стилевые традиции (церкви Спаса на Ильине улице и Федора Стратилата на Федоровом ручье – в Новгороде, церковь Василия на Горке – во Пскове). Первыми каменными постройками в Московской земле были храмы в Звенигороде и Загорске, а также собор Андроникова монастыря в Москве. В XIV-XV вв. отстраивается Московский Кремль. Первые белокаменные стены были возведены при Дмитрии Донском. Столетие спустя в Москве началось строительство, завершившееся к началу XVI в. Созданием ансамбля Московского Кремля, главный собор которого – Успенский – был построен Аристотелем Фиорованти. Собор был кафедральным храмом митрополита всея Руси, здесь венчали на царство, собирались земские соборы. Также были возведены Благовещенский, Архангельский соборы, Грановитая палата для торжественных приемов.
|
|
Живопись Руси поражает творениями великих русских художников Феофана Грека и Андрея Рублева. Основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева воплощает знаменитая «Троица», кисти его принадлежат также дошедшие до нас фрески Успенского собора во Владимире и др. Для стиля фресковых росписей и икон Феофана Грека характерны экспрессивность и эмоциональность. Примером его творчества служат фрески в новгородской церкви Спаса на Ильине улице.