Утверждено на заседании кафедры экономики и управления. Содержание

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЬІСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«донской государственный аграрный университет»

Азово-черноморский инженерный институт

ФГБОУ ВПО «донской государственный аграрный университет»
в г. Зернограде

Факультет: государственного контроля и

управления бизнесом

Кафедра: экономики и управления

Дисциплина: Экономическая теория

Учебно-методическое пособие

по подготовке курсовых работ по экономической теории

Утверждено на заседании кафедры экономики и управления

_____________, протокол № _____

Рекомендовано к изданию

Методическим советом

По специальности ____________

Протокол № _______________

Председатель методсовета

________________

Зерноград 2015 г.

Печатается по решению учёного совета факультета ГКиУБ _______ Азово-Черноморского инженерного института ФГБОУ ВПО ДГАУ

УДК

______________________: Учебно-методическое пособие. – Зерноград:

Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО ДГАУ, 2015. - _____ с.

Содержит методологические аспекты, методические рекомендации, порядок разработки курсовых работ по экономической теории, оформления и подготовки их к защите. Приведены темы курсовых работ и рекомендуемая для их написания научная и учебная литература. Представлены примеры оформления различных частей курсовой работы.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080101.65 – «Экономическая безопасность», специализации «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности» очной и заочной форм обучения. Пособие может быть использовано студентами для написания курсовых работ по другим экономическим дисциплинам.

Составители

: к.э.н., доцент кафедры

экономики и управления

Л.Н. Анипенко

к.э.н., доцент кафедры

экономики и управления

Кузьменко О.В.

к.э.н., доцент кафедры

экономики и управления

Волохов Н.Н.

Рецензент:

Азово-Черноморский инженерный институт,

ФГБОУ ВПО ДГАУ, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ  
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
4. ИЗУЧЕНИЕ ПОДОБРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ОБРАБОТКА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ  
5. ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ  
6. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
7. РАБОТА С РЕЦЕНЗИЕЙ И ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ  
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Экономические условия постоянно меняются,

каждое поколение по-своему представляет

себе свои собственные проблемы.

Альфред Маршал

В условиях информационного общества существенно повысилась значимость письменной передачи информации. Овладение искусством профессионального экономического текста – одна из важнейших задач высшей школы.

Одной из форм контроля знаний студентов экономических специальностей и направлений, осуществляемого в письменной форме является курсовая работа по экономической теории. Она выполняется в соответствии с учебным планом экономического факультета студентами дневного и заочного отделений и является итогом самостоятельного изучения одной из важнейших проблем экономической теории, обязательной формой отчета перед кафедрой.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой совокупность определенных правил, требований и рекомендаций в области подготовки логически структурированного экономического текста и направлено на помощь студентам и научным руководителям в написании курсовой работы по экономической теории.

Практика написания студентами курсовых работ показывает, что весь процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов, позволяющих решить поставленные при проведении исследований задачи:

1) изучение требований к написанию и оформлению работы;

2) выбор темы исследований и согласование ее с научным руководителем;

3) подбор и изучение экономической литературы;

4) составление плана работы;

5) сбор и обработка научной информации, фактического и статистического материала;

6) структурирование текста, написание и оформление курсовой работы;

7) защита курсовой работы.

Данные этапы и явились основой внутренней структуры данного учебного пособия.


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа - это подготовительная ступень к написанию дипломной работы. Она приучает студента к научно-исследовательской работе и способствует приобретению опыта и навыков ее ведения.

Курсовая работа по экономическим дисциплинам – это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач в области экономики.

Особенностью написания курсовой работы по экономической теории является необходимость поиска и проработки значительного количественного объема письменной экономической информации; анализ новейших публикаций в мировой и отечественной экономической литературе; обзор мировых экономических достижений (достижений мировой экономической науки) по определенной теме исследований. При ее написании студент должен использовать не только полученные теоретические знания по экономической теории, но и фактические данные, характеризующие деятельность всех хозяйствующих субъектов. Отбирая экономические факты, относящиеся к данной конкретной проблеме, и группируя их, необходимо оставаться в рамках предмета общей экономической теории.

Цель курсовой работы заключается в систематизации и расширении теоретических знаний и практических навыков по освещению изучаемой темы исследований, на основе более глубокого изучения им одной из проблем экономической теории.

В соответствии с заданной целью при проведении исследования ставятся следующие задачи:

- закрепление и углубление знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Экономическая теория»;

- приобщение студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, выработка навыков анализа экономических явлений и процессов на основе поиска и систематизации многообразных первоисточников экономической информации, их аналитического осмысления и представления в виде элементарного научного исследования по определенной конкретной теме;

- развитие умения четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем, творчески применять экономическую теорию (микроэкономику и макроэкономику), связывать ее с практикой; получать конечные выводы и оценки на основе самостоятельного творческого поиска;

- закрепление навыков обработки научной информации, структурирования экономического текста, умелого использования правил его лексической подачи; работы на компьютере в процессе поиска необходимой информации и оформления работы в соответствии с установленными требованиями.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Подготовка к написанию курсовой работы состоит из ряда этапов:

- изучение требований к написанию и оформлению работы;

- выбор темы исследований и согласование ее с научным руководителем;

- подбор и изучение экономической литературы;

- составление плана работы;

- обработка научной информации, фактического и статистического материала.

Важным фактором, обеспечивающим удачный выбор и результативность написания курсовой работы, является прослушивание лекций и овладение учебным и научно-теоретическим материалом по курсу экономической теории; умение выделить на основе полученных знаний актуальные проблемы современной экономики, аналитически осмысливать различные научно-теоретические подходы в оценке тех или иных экономических явлений и процессов, использовать эмпирические данные для иллюстрации теоретических выводов и др.

От правильного выбора темы часто зависит не только качество письменной работы, но и вообще принципиальная возможность ее выполнения. Тема курсовой работы выбирается числа рекомендуемых кафедрой. В отдельных случаях студенту предоставляется право по согласованию с научным руководителем предложить тему, не включенную в список. При выборе темы следует учитывать, что в одной учебной группе может писать работу на одну и ту же тему только один, в отдельных случаях, по согласованию с научным руководителем, два студента. При этом важную роль играет интерес студента к проблеме, ее актуальность, возможность получения необходимой информации.

Выбор темы из числа рекомендованных, избавляет студента от расплывчатого, или, наоборот, чрезвычайно узкого освещения того или иного круга вопросов, от вероятности выполнения курсовой работы вообще не по курсу экономической теории, а по другим родственным учебным дисциплинам.

Практика написания курсовых работ свидетельствует, что процессу выбора темы во многих случаях предшествует изучение специальной литературы.

Для того чтобы определить актуальную направленность исследования, а затем в удачной лексической форме обозначить целевую задачу, требуются обширные знания, умение емко формулировать мысли. Как правило, у студента должного опыта нет, поэтому поиск темы исследований или уже выбранная тема согласовывается с научным руководителем, которым, как правило, является преподаватель, проводящий на данном курсе занятия по экономической теории. Научный руководитель:

- оказывает студенту помощь в разработке плана написания работы;

- проводит консультации по проблемным вопросам, подбору научной литературы и других источников необходимой информации по теме исследований;

- осуществляет систематический контроль за ходом выполнения работы, ее рецензирование и защиту.

Подбор экономической литературы следует начинать с перечня литературы, рекомендованной кафедрой. Приступить к изучению сути проблемы рекомендуется вначале по учебной литературе, энциклопедиям и словарям, а затем по специальной научной литературе. Второй путь получения необходимой информации – ознакомление с состоянием научных исследований по выбранной теме на рынке отечественной литературы. Знакомиться с источниками следует в порядке, обратном хронологическому, то есть в начале следует изучить самые свежие и наиболее полно раскрывающие вопросы курсовой работы публикации, затем – прошлогодние и т.д.

Занимаясь поиском литературы, следует учесть, что в российских библиотеках имеются две системы получения информации: традиционная (с помощью библиографических каталогов и обзоров) и современная (компьютерная). Система каталогов дает возможность создать общую картину, в которой отображена иерархия понятий, проблем, явлений. Компьютерный поиск литературы не дает структурного, иерархического представления о проблеме исследования, но имеет преимущества в скорости получения информации. Электронная система базируется на принципе использования ключевых слов. Библиографы, составляющие электронные каталоги, обозначают целый набор слов-понятий, которые они встречают в обрабатываемом ими печатном издании, и которые, по их мнению, являются наиболее важными содержательными понятиями для каждого фиксируемого понятия.

Наиболее проверенный способ – обращение к библиографическим спискам читального зала научной библиотеки академии и через Интернет к библиографическим данным других, в том числе публичных библиотек. Обращаясь к материалам библиотек, следует учитывать, что главное богатство экономической информации отечественных авторов представлено фондом журнальных статей. Достоинством монографической литературы является обилие переводных изданий, в том числе и по истории экономических учений.

При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в экономических журналах за год, в последнем номере того или иного журнала. При этом главная задача студента – из огромной массы российской и зарубежной литературы отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.

Библиографические каталоги имеются в каждой библиотеке. Они делятся на систематические, предметные и алфавитные. Рекомендуется в большей степени пользоваться систематическими каталогами, так как в них карточки с названиями книг и статей расположены по отраслям знаний.

При изучении литературы можно рекомендовать делать выписки из книг и статей основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных и т.п. Записи лучше вести не в общей тетради, а на отдельных листках. Содержание записей на каждом листе должно относиться только к одному вопросу работы, из которой сделаны выписки. Листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и расположить таким образом, чтобы получилось последовательное освещение изучаемых вопросов. Хорошо составленные выписки помогут лучше усвоить содержание проблемы.

В процессе ознакомления с проблемой составляется предварительный перечень вопросов, которые будут рассмотрены в курсовой работе, причем должна соблюдаться логическая последовательность изложения как теоретического, так и практического материала.

Одновременно заготавливаются тезисы, в которых кратко излагаются позиции различных экономистов по исследуемой проблеме, проводится анализ и сравнение их взглядов; группируются и обобщаются полученные в результате изучения факты, подбирается практический материал, делаются предварительные собственные выводы. При этом нельзя забывать, что должны быть точно указаны источники получения информации.

При работе с учебной и научной литературой следует учитывать год их издания и помнить, что экономическая теория как наука постоянно развивается и совершенствуется. Вместе с тем, изучение экономической литературы прошлых лет позволит не только проанализировать события в динамике, но и сделать собственные выводы по проблеме исследования.

Для написания курсовой работы нужны как литературные источники, так и фактические материалы. При написании курсовой работы по микроэкономике это могут быть данные, иллюстрирующие потребление отдельных благ, значение коэффициентов эластичности, структуру издержек, работу рынка труда в РФ, примеры деятельности фирм в различных рыночных структурах, неравенство в распределении доходов и др. По макроэкономике – это показатели, характеризующие результаты функционирования национальной экономики в целом, отдельные макроэкономические проблемы: уровень безработицы, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежеспособного баланса страны, темпы экономического роста и другие.

При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила:

- данные следует приводить к абсолютным или относительным показаниям и при их сравнении обязательно в одинаковых измерениях;

- для доказательства определенной закономерности тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса;

- для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т.е. подвергнуты обработке;

- взаимозависимость наблюдаемых экономических явлений и процессов должна быть обязательно описана.

При подборе литературы не следует увлекаться большим объемом литературных источников, так как большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации. Необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий. Описание изданий проводится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. На основании произведенных записей составляется список литературы, который согласовывается с научным руководителем.

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.

После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный планкурсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План – это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей письменной работы.

Значение развернутого плана курсовой работы заключается в определении структуры и логики курсовой работы. Разработанный план является ориентиром при систематизации и обработке собранного материала. Необходимо не только всесторонне изучить проблему, но и определить аспект ее изложения, структуру, границы, характер введения и заключения.

Целесообразно предварительно намеченный план реферата согласовать на консультации с научным руководителем. План не следует излишне детализировать, в нем перечисляются основные, центральные вопросы темы в логической последовательности. Главы можно не разбивать на параграфы. План работы тесно связан с ее структурой. Но раз дана структура работы, состоящая из введения, основного раздела и заключения, то задача студента состоит в том, чтобы определить 3-4 вопроса основной ее части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения. Наименование глав должно концентрированно отражать суть проблемы, которая раскрывается в нескольких параграфах, входящих в структуру главы. В параграфах последовательно и подробно расшифровываются аспекты названных проблем.


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа оценивается не только по теоретической научной значимости, актуальности темы и полученным выводам и результатам, но и по уровню общей методической подготовки, что, прежде всего, находит отражение в структуре. Структура работы — это последовательность расположения основных частей, т.е. глав и параграфов и справочного материала по выбору которых не может быть единого стандарта.

Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие взаимосвязанные между собой составные части:

- Титульный лист

- Аннотация

- Содержание

- Введение

- Анализ состояния вопроса

- Главы основной части

- Заключение

- Список использованной литературы

- Приложения.

Разработка каждой составной части имеет свои особенности:

Титульный лист оформляется по установленному образцу, подписывается студентом (приложение 2), выполняющим работу и научным руководителем.

Аннотация (приложение 3)должна кратко и точно отражать основное содержание работы, особенно те признаки, которые позволяют выявить актуальность, научное и практическое значение изучаемой темы. Приводятся сведения об объеме работы, количестве и виде иллюстраций (рисунков, схем, графиков и т.д.), таблиц и использованных литературных источников. Объем аннотации не должен превышать одну страницу.

Содержание (приложение 4) включает введение, номера и заголовки всех разделов и подразделов, заключение, список использованной литературы и приложения (в той последовательности, в которой они расположены в работе) с указанием страниц, с которых они начинаются.

Во введении обосновывается актуальность, теоретическое и практическое значение исследуемой темы; четко без двояких толкований формулируются цель, задачи курсовой работы, которые желательно начинать с глаголов (выявить, решить, определить, установить, оценить… и т.д.); определяется предмет, объект и структура исследований. Здесь же дается предварительная обобщенная оценка тенденций развития изучаемых экономических явлений и процессов; приводятся методы и способы изложения материала.

Формулировки задач должны соответствовать содержанию вопросов курсовой работы, цель работы – решению поставленной проблемной ситуации путем ее анализа и нахождения закономерностей между экономическими явлениями. Предмет исследования определяется теми экономическими отношениями, которые анализируются в работе. Уровень возникновения исследуемых экономических отношений характеризует объект исследования. Объем введения не должен превышать трех страниц.

Анализ состояния вопроса – это часть курсовой работы, где приводится детальная характеристика имеющихся в распоряжении первоисточников - научных монографий, экономических публикаций, статей в специализированных экономических журналах, публикаций в еженедельных и ежедневных периодических изданиях, связанных с темой курсовой работы. Обзор библиографии должен содержать анализ исторического аспекта развития рассматриваемой экономической проблемы. Необходимо дать представление о различных подходах, существующих в научной литературе по данному вопросу. При изучении темы следует ознакомиться с 30-35 первоисточниками, из которых для дальнейшего детального рассмотрения выбрать пять-семь наиболее существенных научных трудов. Рекомендуемый объем до семи страниц.

Пример оформления анализа состояния вопроса: …

Подкозлина И. А., автор статьи «О влиянии стоимости активов на денежно-кредитную политику центральных банков» [1] считает, что неустойчивое развитие мировой экономики в течение последнего десятилетия актуализировало вопрос об эффективности макроэкономического регулирования, значимую роль в котором играет политика центральных банков.

Основная содержательная часть курсовой работы должна точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Она включает в себя главное содержание проделанного анализа экономической проблемы, заявленной в теме курсовой работы. Здесь требуется подробно, со ссылкой на первоисточники, раскрыть сущность проблемы, показать факторы, условия и тенденции в ее развитии, в максимальной степени проявить навыки экономического образа мышления и способности системно рассматривать сложные явления экономической действительности.

Как правило, изложение строиться по принципу постепенного суживания диапазона рассматриваемых вопросов, от общих позиций к теме исследования. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного параграфа или вопроса должны быть последовательно связаны друг с другом. В конце каждого параграфа (вопроса) следует формулировать выводы (два-три абзаца) по существу изложенного материала. Вывод – это абстрактное выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями.

Поскольку объем курсовой работы ограничен 35-40 стандартными страницами (без списка изученной литературы и приложений), способ изложения содержания должен быть экономичным. Необходимо отметить, что оценивается не объем, а глубина содержания и аргументированность выводов. Поэтому следует стремиться к емкому и точному изложению, избегать повторений, многословия, следить за последовательностью изложения.

При проведении исследования проблемы используется метод индукции (т.е. на основе имеющихся экономических фактов делается утверждение или выводится принцип) или метод дедукции (т.е. первоначально выдвигается гипотеза или какое-либо утверждение, которые затем подтверждаются имеющимися фактами).

Для обоснования собственных доводов или критического анализа того или иного научного произведения следует приводить цитаты, используемые для того, чтобы без искажения передать мысль автора первоисточника, а также для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения или подтверждения отдельных положений, приводимых в тексте и т.д. Однако не следует злоупотреблять прямым цитированием, предпочтительнее давать краткое, но емкое изложение сути позиции автора. На используемую цитату дается сноска в конце фразы (номер источника из списка литературы, номер страницы источника).

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов.В заключении должно найти отражение решение всех поставленных в работе задач, которые взаимоувязаны с целью исследований. Выводы обосновываются как по каждой главе, так и по всей теме исследования.

В этой части курсовой работы в наибольшей степени должны проявиться самостоятельные экономические взгляды студента, его умение сформулировать обобщающие оценки и суждения по теме курсовой работы. Важно при этом показать свое личное понимание и свое отношение к рассмотренным вопросам, суметь представить несколько выводов, отражающих результаты выполненной работы в концентрированном виде.

Заключение должно быть по объему три – пять страниц

Список использованной литературы (приложение 5) должен содержать не менее 30 – 35 первоисточников, материал которых использован в курсовой работе. Правила оформления литературы приведены в приложении 6

Приложения включают дополнительные материалы (тексты, рисунки, таблицы), которые могут загромождать текст основной части работы. В основном тексте курсовой работы связь с приложениями осуществляется введением фразы (см. приложение...). Все приложения также оформляются с указанием источника информации.

Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.


4. ИЗУЧЕНИЕ ПОДОБРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ОБРАБОТКА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Написание курсовой работы – серьезная мыслительная деятельность в процессе изучения и оценки содержания первоисточников. Работа над экономическим текстом в значительной мере связана с анализом содержащейся в публикациях информации. Цель работы с научной информацией – установить, каковы существующие представления о предмете вашего исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе.

Для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:

- изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубежных видных ученных;

- изучить учебную литературу по экономической теории (микроэкономике и макроэкономике);

- собрать статистические данные, публикуемые в периодической печати и статических сборниках.

- изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах, рекомендованных в данном пособии.

Изучение литературы целесообразно проводить по следующим этапам:

- общее ознакомление с произведением в целом по оглавлению;

- изучение введения или предисловия;

- выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенным иллюстративному материалу представляющих интерес глав;

- внимательное чтение этих глав;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование и запись как фрагмент будущей работы.

В последующем из таких фрагментов формируется конспект будущей работы, представляющий собой связное и сжатое изложение своими словами обработанного материала.

Для анализа и систематизации собранного таким образом материала целесообразно осуществить следующее:

- всю совокупность материалов следует рассортировать по главам (вопросам);

- все подборки необходимо пронумеровать. Разумно это сделать, обозначив каждую их них ярким номером на первой странице (с тем, чтобы это легко вчитывалось);

- в каждой подборке материалов необходимо выделить и обозначить(фломастером) блоки мыслей, наиболее подходящие к позиции автора по данной проблеме;

- окончательно доработать первоначальный план всех вопросов работы (систематизация собранного материала, как правило, всегда побуждает к уточнению первоначального плана). Осуществить «привязку» информационного фонда к детальному доработанному плану работы;

- следующий шаг - наиболее творческий процесс – это создание текста.

Первый вариант рожденного текста распечатывается. Начинается фаза смысловой и стилистической обработки текста.Она включает в себя серию коррекций текста.

В качестве относительно самостоятельного аспекта работы над текстом следует обозначить его логическое (и психологическое) структурирование. Методические принципы, на которых строится «внутреннее восприятие» автором создаваемого им текста состоят в следующем:

- главнейший из принципов - умение видеть текст как нечто целое, в рамках которого заложена внутренняя иерархическая структура;

- четко выделяя в общем тексте определенные смысловые блоки, следить за количественными параметрами. Использовать следует, как правило, не менее трех, но и не более семи самостоятельных элементов, представляющих собою как группы мыслей автора, так и обзоры дискуссий других авторов.

Умелое раскрытие определенных аспектов, почерпнутых в работах экономистов, выражение согласия или, наоборот, сомнения в правомерности той или иной трактовки, - все это демонстрирует активную позицию автора, его умение взвешивать систему аргументации разных экономистов, демонстрировать свою научную толерантность и широту мышления.

Роль самостоятельных блоков отлично выполняют и статистические иллюстрации в работе. Речь идет, главным образом, о таблицах,сопровождаемых аналитическими комментариями. В роли блоков выступают также графические материалы(графики, структурно-логические схемы).

Отсутствие специальных учебников побуждает изложить основную группу правил в форме некой схемы правил лексической подачи текста, которую студент может использовать при корректировке текста /4/:

Правило заголовка. Слова, воплощающие содержание подзаголовка, должны легко сочетаться по своему смыслу со словами общего заглавия. Смысловое различие в словах двух заголовков сразу вносит логическую ошибку.

Начало абзаца. Начальная фраза абзаца должна быть по своему смыслу шире, масштабнее по сравнению с последующей фразой.

Начало фразы. Стартовое предложение следует начинать с его главных смысловых частей. Второстепенные члены рационально использовать позже. Лишь в середине абзаца возможны иные модуляции (как правило, для усиления эмоциональности.

Длина фразы должна быть такой, чтобы по своей длительности звучания она могла уложиться в ритмический звуковой образ (при написании текста автор должен научиться «прослушивать» звуковой ритм фраз).

«Кавалькада» одинаковых слов. В одном предложении не должно быть свыше трех следующих друг за другом существительных. Аналогичное требование - в отношении следующих друг за другом определений. Стремление «выстраивать очередь» из схожих слов - типичный недостаток начинающих авторов.

Дублирование букв. Автор не должен помещать рядом слова, начинающиеся с одной и той же буквы. Не следует размещать рядом несколько гласных или согласных букв.

Дублирование звучания. Похожие по звучанию слова желательно расставлять на странице дальше друг от друга. Особенно следует избегать «соседства» нескольких слов с шипящими звуками. Такой «газированный коктейль» психологически неприятен для читателя.

«Метод живописных блесток». Группу предложений, в которых много приглушенных, «блеклых» звуков, необходимо «оживлять» яркими созвучиями, т.е. словами, которые привлекают сочными звуковыми контрастами.


5. ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы, как в целом, так и отдельных ее частей.

Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументировано и разъяснено. Современная экономическая теория в качестве метода исследования использует экономико-математическое моделирование, функциональный анализ, поэтому существующее в экономике зависимости следует иллюстрировать с помощью графиков, функций, таблиц. Перед иллюстрациями дается краткое общее описание представляемого материала, а после обобщения которое вводится в текст словами: "таблица (рисунок) позволяет сделать вывод....", "из таблицы (рисунка) видно", "представленные в таблице (на рисунке) данные дают возможность выявить" и т.п.

Факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные представления о тех или иных экономических явлениях и законах, желательно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего описания истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов. Важно, чтобы материал курсовой работы излагался логически последовательно и четко.

При изучении литературы следует выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. Практика ставит проблемы и вопросы, к которым экономическая теория не всегда готова, отсюда по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. Например, в микроэкономике представители разных школ по-разному трактуют условия возникновения фирм, их природу, механизм функционирования.

При нахождении таких вопросов, следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу и аргументировать его. Это придает работе полемический, творческий характер. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущих курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоятельной и добросовестной работы над избранной темой, занимаются механическим списыванием текстов, заимствуют из сайтов Интернет. Разновидностью такого рода недостатка является злоупотребление цитатами, которые соединяются отдельными фразами и образуют часто большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так как приводит к тому, что в работе появляются неправильные положения и устаревшие материалы. Подобные работы не приносят студентам пользы и оцениваются на «неудовлетворительно».

Теоретически грамотно изложить материал в письменной форме – это новый важный этап в выполнении курсовой работы. Овладев приемами самостоятельного получения информации, студент должен организовывать самоконтроль знаний – логически, последовательно, стройно в письменной форме раскрыть вопросы плана избранной темы. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, иллюстрирует теоретические положения графиками, таблицами.

Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мнения в понятной форме, не допускающей разночтений, имеют большое значение.

В тексте курсовой работы не допускается применять:

- обороты разговорной речи;

- использовать для одного и того же понятия различные научные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- произвольные словообразования;

- сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии и соответствующими государственными стандартами;

- в тексте математические знаки "+", "-" (следует писать слово "плюс", "минус"):

- вместо слов математические знаки (например, № вместо "номер", % вместо "процент" и т.д.), если не указываются числовые значения величин.

Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений слов, так, в экономике приняты условные обозначения в виде сокращений английских слов. Например, D (demand) - спрос, P (price) - цена. Другие сокращения не допускаются. Чтобы избежать стилистических ошибок, рекомендуется использовать современные издания словарей В. Даля, С. Ожегова, иностранных слов, экономические энциклопедии и словари.


6. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа выполняется на одной стороне нелинованной бумаги формата А4 (210x297 мм).

При написании текста следует оставлять поля: слева - 35 мм, справа - 10 мм, сверху и снизу - по 20 мм.

Написание текста может быть выполнено следующими способами:

- рукописным способом пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета четким, разборчивым почерком с высотой букв и знаков не менее 4 мм;

- на ПК: шрифт Times New Roman, размер 14 пунктов, полуторный интервал. Формат текста - Word for Windows – 98, 2000, 2002, XP, 2003, 2007, 2010. Пользоваться командами:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: