Краткие выводы

1. Человек есть объединение его потребностей и возможностей в условиях определенной экономической системы. При рассмотрении возможностей человека в удовлетворении потребностей мы рассматриваем человека как работника и как собственника. Центральным мотивом деятельности человека является экономический интерес целенаправленное и подкрепленное действием выражение потребности.

2. Процесс создания продуктов, удовлетворяющих потребности, предполагающий результативное объединение экономических ресурсов в условиях конкретной социальной среды представляет собой производство.

3. Достигнутый уровень производства и потребления, их характер и структура, и возросшие на этой основе потребности людей – движущая сила развития экономической деятельности.

4. Критериальными признаками экономических ресурсов (факторов производства) являются: ограниченность (редкость и относительная недоступность) и пригодность в процессе труда. Совокупность факторов производства составляет производственный потенциал экономической системы (производительные силы).

5. В процессе производства, то есть целенаправленного объединения экономических ресурсов, возникают следующие формы отношений: по поводу конкретного применения факторов производства (отношения технологические), по поводу разделения труда, организации и управления производством (отношения организационные) по поводу возможности распоряжаться ними вообще (отношения собственности).Развитие общественного разделения труда при любых социально-экономических условиях означает постоянное наличие устойчивых особенностей в содержании и характере различных видов труда и производства.

6. Для определения результатов деятельности экономического субъекта используется категория «эффективность» - отношение эффекта деятельности к затратам, понесенным для его достижения.

7. Основными экономическими проблемами являются проблемы ограниченности и эффективного выбора ограниченности. Сущность проблемы ограниченности заключается в том, что наличных ресурсов не хватает для полного и одновременного удовлетворения потребностей всех членов общества. В связи с этим возникает проблема эффективного выбора: имеющиеся ресурсы необходимо распределять некоторым образом для удовлетворения как можно большего количества потребностей в максимально возможном объеме, а значит, индивиду следует ранжировать свои потребности по степени важности, формируя систему предпочтений.

Учебные задания*

1. Рассмотрите поход к изучению экономической природы человека, изложенный в [9], и обсудите следующие проблемы: 1) что явилось причиной кризиса социалистической системы хозяйствования, исходя из первого фундаментального закона экономической деятельности человека; 2) возможно ли признание земли как товара (стоимости) исходя из всеобщего закона единства труда и собственности; что является причиной ценности земли, каким видом блага является земля?

2. Традиционно при равенстве доступа к легко осваиваемой и трудно осваиваемой возможностей человек выбирает первую. Какое объяснение получает этот факт с точки зрения экономической теории? Возможна ли противоположная ситуация? Обоснуйте свой ответ.

3. Линде – 31 год, она незамужняя, общительная и очень яркая молодая женщина. Она закончила философский факультет и всегда всерьез относилась к вопросам дискриминации и социальной справедливости. В студенческие годы принимала активное участие в антиядерных манифестациях. Ранжируйте по степени вероятности следующие суждения:

§ Она работает в детском саду;

§ Она работает в книжном магазине и занимается йогой;

§ Она активистка феминистического движения;

§ Она – социальный работник;

§ Она – Член Лиги женщин-избирательниц;

§ Она – сотрудница банка;

§ Она – сотрудница банка и активистка феминистического движения.

4. Выборка состоит на 30% из инженеров и на 70% из юристов. Соответственно вероятность того, что случайно выбранный респондент является инженером – 0,3, а юристом – 0,7. Ознакомьтесь с характеристикой случайно выбранного человека из указанной группы: «Дику 30 лет, он женат, но детей у него нет. Он, несомненно, обладает хорошими способностями, высокой мотивацией и имеет блестящие карьерные перспективы в своей области. Его ценят и любят коллеги по работе». Кто он, инженер или юрист, и с какой вероятностью?

5. В результате применения нового оборудования количество работников, занятых изготовлением данного продукта, сократилось в 1,5 раза, а производительность их труда увеличилась в 3 раза. Определите, как изменился физический объем производства?

6. В таблице представлены альтернативные способы производства картофеля. Использование 1 дня труда стоит 10 ден.ед., сельхозмашин – 60 ден.ед., 1 га земли – 45 ден.ед., 1т удобрений – 4 ден.ед.. Определите экономически наиболее выгодный способ производства.

Способ Расходы ресурсов
труда, дн с/х машин, шт. земли, га удобрений, т
А        
Б        
В        
Г        

7. Производственная функция цеха имеет вид Q = 5K0.5L0.5, где K о– количество часов работы машин, L – количество часов труда. Предположим, что в день затрачивается 9 часов труда и 9 часов работы машин. Каково максимальное количество выпущенной продукции?

8. Предположим, что производственная функция имеет вид Q = K0.75L0,25. Как изменится Q, если L увеличится на 4%, а K – на 2%?

9. Найдите величину АР и МР, если:

L                    
TP                    

10. Найдите величину совокупного и среднего продукта, если известно:

L              
MP   3,5     4,5    

11. Заполните пропуски в таблице:

Затраты переменного ресурса, ед. Общий выпуск, шт. Предельная производительность, грн/ед. Средняя производительность, грн/ед.
    -  
       
       
       

12. Данные о производственных возможностях представлены в таблице:

Инвестиционные товары            
Потребительские товары            

Найдите альтернативные издержки производства 3-х единиц инвестиционных товаров и предельную норму продуктовой трансформации инвестиционных товаров в потребительские при переходе к точке (1, 37).

13. Данные о производственных возможностях экономической системы представлены в таблице Постройте кривую производственных возможностей, что она иллюстрирует? Как отражается на кривой возможностей закон возрастания вмененных затрат? Какой экономический смысл имеют т. М внутри кривой и т. N вне ее?

Инвестиционные товары          
Потребительские товары          

14. Постройте кривую производственных возможностей при следующих данных:

Инвестиционные товары          
Потребительские товары          

Возможно ли производить 8 ед. инвестиционных и 50 ед. потребительских товаров. Поясните, каким образом кривая производственных возможностей иллюстрирует ограниченность, возрастающие альтернативные издержки, выбор.

15. Дана кривая производственных возможностей:

Что с ней произойдет, если: а) в отрасли, производящей У, НТП позволит увеличить количество продукта У до 60 ед.; б) в отрасли Х в результате вовлечения дополнительных ресурсов позволит увеличить количество Х до 20 ед.; в) эти процессы произойдут одновременно.

16. * Какой вид будет иметь кривая производственных возможностей экономической системы, производящей товары Х и У, если а) все используемые ресурсы взаимозаменяемы; б) все используемые ресурсы абсолютно невзаимозаменяемы.

17. Выбор положения на кривой производственных возможностей в настоящий момент является фактором экономического роста.

Объясните, почему это так. В какое из положений перейдет кривая производственных возможностей (I или II), если экономика будет производить в точке А?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: