1. Общественная потребность в товаре обеспечивается тремя группами производителей. Первая изготавливает 10 тыс. изделий, затрачивая на каждое 2 часа труда, вторая – соответственно – 60 тыс. и 3 часа, третья – 30 тыс. и 4 часа. Рассчитайте величину общественно необходимого рабочего времени.
2. На производство единицы товара одна группа производителей затрачивает 3, другая – 5, а третья – 8 часов. Определите общественно необходимое рабочее время на производство товара, если группы изготавливают соответственно 25%, 65%, 10% всех товаров.
3. Производство 100 ед. товара осуществляют три группы производителей, каждая из которых изготавливает соответственно 50%, 30% и 20% продукции. Затраты времени на производство товара составляют соответственно – 10, 8, 6 часов. Определите стоимость товара, если 1 час ОНРВ выражается в 10 грн.
4. Тонна зерна обменивается на 100 м ткани, или на 10 пар обуви, или на 100 кг сахара. Сколько ткани можно выменять на 1 пару обуви, сколько пар обуви модно получить за 10 кг сахара.
5. Как изменится меновая стоимость 18 карандашей = 50 тетрадей, если:
a) стоимость карандашей возрастет в 2 раза;
b) стоимость тетрадей упадет в 2 раза;
c) стоимость карандашей возрастет в 2 раза, а стоимость тетради упадет в 3 раза.
6. За 8 часов рабочий производит 100 изделий общей стоимостью 200 грн. Как изменится величина стоимости одного изделия и всего дневного продукта в соответствии с трудовой теорией стоимости, если а) производительность труда вырастет в 2 раза; б) интенсивность труда вырастет в 2 раза.
7. За 8 часов рабочий производит 8 изделий общей стоимостью 40 грн. Как изменится величина стоимости всего продукта и единицы изделия в соответствии с трудовой теорией стоимости, если а) производительность труда вырастет в 3 раза; б) интенсивность труда возрастет в 1,5 раза.
8. На производство товара А затрачено 3 часа, товара Б – 5 часов. Коэффициенты сложности труда соотносятся как А:Б = 3:1. Чему равняется стоимость каждого товара, если час рабочего времени на производство товара Б выражается в 7,5 грн.
9. На производство товара А затрачено 3 часа, товара Б – 4 часа, товара В – 5 часов. Коэффициенты сложности труда соотносятся как А:Б:В = 2:1:5. Чему равняется стоимость каждого товара, если 1 час рабочего времени на производство товара Б выражается в 2 грн.
10. Как будут соотноситься стоимости пары сапог и топора, создаваемых за равный по продолжительности рабочий день, если труд по созданию сапога в три раза сложнее труда по созданию топора.
11. Одинакова ли полезность купюры в 100 грн для преподавателя вуза и директора преуспевающей фирмы. Обоснуйте свой ответ.
12. У потребителя имеются 3 бутылки лимонада. Условно полезность каждой из них можно измерить так: 1-й бутылки – 10 ютиль, 2-й – 8 ютиль, 3-й – 6 ютиль. Определить общую полезность, предельную полезность лимонада, построить кривые TU, MU.
13. Общая и предельная полезности товаров А, Б и В (ютиль) представлены в таблице. Заполните пропуски.
Количество товара, ед. | А | Б | В | |||
TU | MU | TU | MU | TU | MU | |
14. Предельная полезность первой единицы блага 420 ютиль. При потреблении первых трех единиц блага предельная полезность каждой последующей единицы блага уменьшается в два раза. Предельная полезность каждой последующей единицы блага при дальнейшем потреблении падает в 3 раза. Найти общую полезность, если известно, что потребление составляет 6 единиц.
15. В таблице представлены данные о предельной полезности двух благ (в ют.). Цена 1 кг конфет – 80 ден.ед., 1 кг винограда 160 ден.ед. Бюджет потребителя– 400 ден.ед. Определить оптимальный объем потребления конфет и винограда.
Порция | Конфеты | Виноград |
16. Максим составил для себя таблицу предельной полезности трех благ. Имея 25,2 ден.ед., он купил 3 кг хлеба по цене 2 ден.ед. за 1 кг, 4 л молока по цене 2,8 ден.ед. за 1 л и 2 кг сахара по цене 4 ден.ед. за 1 кг. Докажите, что Максим не достиг максимума полезности при данном бюджете. Какой набор благ обеспечивает этот максимум.
Порция | Хлеб, ют. за кг | Молоко, ют. за л | Сахар, ют. за кг |
1-я | |||
2-я | |||
3-я | |||
4-я | |||
5-я |