При натуральном хозяйстве приобретение профессиональных навыков в крестьянском хозяйстве обеспечивалось всем жизненным укладом, и вопрос о выборе профессии, практически, отсутствовал. Ремесленное производство получало человеческий капитал примерно по такой же схеме: работник, как правило, жил в доме мастера, а само обучение происходило на практике. Жизненный путь был ясен: "ученик − подмастерье − мастер", хотя в крестьянском хозяйстве такой иерархии не было, поскольку господствовали семейные отношения.
Процесс приобретения профессиональных навыков представлял собой самые настоящие инвестиции в создание человеческого капитала, хотя этот процесс не прекращался и после того, как человек становился мастером своего дела. Причём инвестиции носили не денежный характер, а выражались в затратах обучающим своего времени. А обучаемый обычно в той или иной форме отрабатывал полученную услугу.
Везде, где религия приобретала достаточно развитые организационные формы, эти формы включали в себя и процесс обучения молодёжи, что тоже следует рассматривать, как инвестиции в развитие человеческого капитала.
Постепенно инвестиции в создание человеческого капитала, как и многие другие формы инвестиций, начали осуществляться в централизованной форме государством. Сначала государство брало на себя чисто образовательную сторону этого процесса, а профессиональная подготовка происходила в процессе жизненной практики, но постепенно во всех государствах появилась комплексная система профессиональной подготовки, включая подготовку инженерно-технических и научных работников. Сегодня государства вкладывают в этот процесс значительные средства налогоплательщиков.
Поскольку процесс формирования человеческого капитала − это более широкая задача, чем просто организация процесса обучения, то было бы очень хорошо, если бы процесс обучения и по своей сути, и по своему названию действительно превратился в процесс формирования человеческого капитала.
В нашем же случае важно констатировать, что инвестициям в создание человеческого капитала всегда отводилось важное место, а сам процесс общественного экономического развития привёл к тому, что сегодня инвестициями в развитие человеческого капитала и в его сохранение занимаются специальные отрасли народного хозяйства: образование и здравоохранение. Практически организация инвестиций в создание человеческого капитала сегодня полностью возложена на общество (государство).
Однако следует констатировать, что современное общество пока ещё не в полной мере осознало, что главная задача, которую призваны решать отрасли образования и здравоохранения − это процесс создания и сохранения величайшего блага, которым может обладать только человек. Это благо − человеческий капитал. Причём, вполне уместно рассматривать деятельность этих отраслей не только, и даже не столько, как сферу услуг, но и как процесс материального производства, в котором создаваемые блага неотчуждаемы, а потому не подлежат оценке и купле-продаже и не могут рассматриваться как "товары".
Можно предположить, что инвестиции в человеческий капитал никогда не утратят своего значения, и это направление будет развиваться, превращаясь организационно в систему "наставник − воспитанник". Вероятнее всего, роль семьи в формировании человеческого капитала будет постепенно уменьшаться, поскольку самый важный вид деятельности, которым занимается человек, не должен осуществляться на кустарной основе. "Издержки" семейного воспитания слишком дорого обходятся для общества.