Инвестиции в человеческий капитал

При натуральном хозяйстве приобретение профессиональных навыков в крестьянском хозяйстве обеспечивалось всем жизненным укладом, и вопрос о выборе профессии, практически, отсутствовал. Ремесленное производство получало человеческий капитал примерно по такой же схеме: работник, как правило, жил в доме мастера, а само обучение происходило на практике. Жизненный путь был ясен: "ученик − подмастерье − мастер", хотя в крестьянском хозяйстве такой иерархии не было, поскольку господствовали семейные отношения.

Процесс приобретения профессиональных навыков представлял собой самые настоящие инвестиции в создание человеческого капитала, хотя этот процесс не прекращался и после того, как человек становился мастером своего дела. Причём инвестиции носили не денежный характер, а выражались в затратах обучающим своего времени. А обучаемый обычно в той или иной форме отрабатывал полученную услугу.

Везде, где религия приобретала достаточно развитые организационные формы, эти формы включали в себя и процесс обучения молодёжи, что тоже следует рассматривать, как инвестиции в развитие человеческого капитала.

Постепенно инвестиции в создание человеческого капитала, как и многие другие формы инвестиций, начали осуществляться в централизованной форме государством. Сначала государство брало на себя чисто образовательную сторону этого процесса, а профессиональная подготовка происходила в процессе жизненной практики, но постепенно во всех государствах появилась комплексная система профессиональной подготовки, включая подготовку инженерно-технических и научных работников. Сегодня государства вкладывают в этот процесс значительные средства налогоплательщиков.

Поскольку процесс формирования человеческого капитала − это более широкая задача, чем просто организация процесса обучения, то было бы очень хорошо, если бы процесс обучения и по своей сути, и по своему названию действительно превратился в процесс формирования человеческого капитала.

В нашем же случае важно констатировать, что инвестициям в создание человеческого капитала всегда отводилось важное место, а сам процесс общественного экономического развития привёл к тому, что сегодня инвестициями в развитие человеческого капитала и в его сохранение занимаются специальные отрасли народного хозяйства: образование и здравоохранение. Практически организация инвестиций в создание человеческого капитала сегодня полностью возложена на общество (государство).

Однако следует констатировать, что современное общество пока ещё не в полной мере осознало, что главная задача, которую призваны решать отрасли образования и здравоохранения − это процесс создания и сохранения величайшего блага, которым может обладать только человек. Это благо − человеческий капитал. Причём, вполне уместно рассматривать деятельность этих отраслей не только, и даже не столько, как сферу услуг, но и как процесс материального производства, в котором создаваемые блага неотчуждаемы, а потому не подлежат оценке и купле-продаже и не могут рассматриваться как "товары".

Можно предположить, что инвестиции в человеческий капитал никогда не утратят своего значения, и это направление будет развиваться, превращаясь организационно в систему "наставник − воспитанник". Вероятнее всего, роль семьи в формировании человеческого капитала будет постепенно уменьшаться, поскольку самый важный вид деятельности, которым занимается человек, не должен осуществляться на кустарной основе. "Издержки" семейного воспитания слишком дорого обходятся для общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: