Стихийный рынок, вместо объективно обоснованного распределения благ

Рыночные законы всех времён человеческой истории предполагали торговлю, как обмен равными ценностями. Это не смущало Марко Поло, привозившего из своих торговых экспедиций такие товары, подобных которым в Европе просто не было. Он просил и получал за них "любую цену". У продавца, получавшего товар со склада производителя, часто расположенного в том же городе, и только разложившего этот товар по полкам, такой возможности нет. Но заманчивая мечта, как, будучи простым торговым посредником, диктовать цену, как Марко Поло, породила идею о рынке, который сам устанавливает правила своей игры (цены, в первую очередь). Времена, когда на "свободном рынке" время от времени обменивались товарами два производителя давно прошли. Современный рынок – это сфера деятельности, в которой профессионалам-продавцам, часто образующим достаточно мощные торговые структуры, противостоят организационно разобщённые дилетанты-покупатели, больше дорожащие своим временем, чем своими деньгами. Представлять их, как "равноправных" экономических партнёров, способных договариваться друг с другом – это далеко небезобидная демагогия. Если предоставить продавцу возможность самому определять цену товара, то прибыльная работа будет ему гарантирована. Но в этом случае прибыль продавца образуется за счёт убытков покупателя, и не может идти речь ни о каком "равноценном обмене".

Ссылка на "согласованную цену" тоже не состоятельна. Если для крупных потребителей согласованные цены, например, на нефть, устанавливаются с превышением в 10 раз, то что же говорить об индивидуальных потребителях. И это естественное состояние, так как для каждой из сторон именно цена (т.е. выручка) является важнейшим экономическим показателем. И она не может определяться "стихийно".

Кроме того, "первичный рынок", который служит (хотя и чисто формально) некой основой рыночных отношений, просто не мог иметь в то время единых установленных цен, в силу и очень большой разобщённости человеческих сообществ, и отсутствия технических возможностей для создания и использования ценников. Поэтому необходимым элементом каждой торговой сделки, заключавшейся в то время несопоставимо реже, чем это происходит сегодня,. могла быть только личная договорённость между продавцом и покупателем, заменявшая собой наличие официальных ценников.

Применение термина "партнёрство" к торговым партнёрам весьма условное, и этот термин применим лишь при объективном ценообразовании. Кроме того, процессы ценообразования и собственно процессы купли-продажи – это два различных процесса и две различнеых профессии. Причём, если продавец, при желании, может сравнительно быстро обрести необходимую квалификацию, именно, как продавец, то ни продавец, ни, тем более, покупатель заведомо не располагают ни знаниями, ни временем, чтобы определить объективную цену товара. Определение цены – задача совсем не простая. А объективное ценообразование - это не фактор договорённости, а, прежде всего, фактор научной обоснованности. Третейское лицо, в виде государства, которое устанавливает объективную цену – это естественное решение проблемы. Именно против существования независимого ценообразующего органа и направлена идея "свободного рынка", хотя преподносится она, конечно, по-другому.

Но в рассматриваемом нами случае (процесс распределения благ между участниками юридических лиц) рынок используется вообще не для обогащения, которое само по себе, а не просто за счёт роста цен, может происходить лишь в процессе производства или оказания услуг. В процессе распределения рынок используется, как инструмент обмена уже созданных благ на уже полученные деньги. А "распределять" через куплю-продажу, не устанавливая при этом постоянной цены третейским ценообразующим органом, просто невозможно. Интересы продавца и покупателя взаимно противоположны, но на стороне продавца – явное преимущество, в большинстве случаев исключающее решение вопроса ценообразования путём обоюдного согласования. Третьей стороной, регламентирующей главный вопрос – цену, должно стать государство. Поэтому для идеологов "свободного рынка" важно было не определять правила распределения, при которых от равноценного обмена всё равно никуда не уйти, а уйти от самого процесса распределения, что оказалось возможным. Можно только восхищаться неизвестными дирижёрами всех этих афер, в том числе, и рыночной, настолько умело они были проведены в жизнь. Рынок был признан "саморегулирующейся системой", вмешательство в которую со стороны государства недопустимо. Ценовая афёра с нефтью, происходящая в XXI веке является практической реализацией и следствием идей о "свободном рынке", родившихся ещё в XVIII- XIX веках.

Кроме того, в процессе купли-продажи происходит и взаимодействие человеческих психологий. Если покупателей значительно больше, чем предлагается товаров, то цены на товары будут расти. Или, наоборот. Но разве от соотношения числа покупателей и продавцов изменяется качество товаров, и появляются основания изменять цену? Раз товары остаются теми же самыми, то и цены на товары не должны изменяться. Свободный, т.е. стихийный рынок – это глобальная глупость, поставленная в основу ценообразования, ради возможности получать прибыль только путём простого повышения цен.

Именно эта идея господствует в экономике и даже больше, в политике, последних полтора века. За это время и "священная корова" в виде рынка достаточно хорошо себя проявила, и противостоящая ей идея государственного планирования – тоже. Идея централизованного ценообразования, правильная по своей экономической природе, оказалась дискредитированной в СССР из-за гипертрофированной централизации "всего и вся". Хотя опыт централизованного планирования, наработанный в СССР, с успехом применяется сегодня во всём мире. Зато и идея "свободного рынка", под которой, фактически скрывалась "свобода продавца в вопросах ценообразования" полностью проявила себя.

Часто в обществе используется выражение "цены растут". На самом деле под этим выражением скрыты два совершенно различных процесса. По-первых, цены могут действительно расти. Например, автомобильный завод переоборудовал салон машины, оснастив его новыми приборами и приспособлениями, т.е. добавил удобств. Цены, конечно, тоже возросли, так как качество автомобиля стало выше. Во-вторых, возросла, например, стоимость нефти, хотя все стандарты данного её сорта ни в чём не изменились. Так как "цена" – прямое следствие качества, то мы имеем дело не с возрастанием цены, а с уменьшением стоимости денег, которое осуществил продавец нефти в данной операции. А почему нет, если официально признано, что деньги и могут изменять, и изменяют свою реальную стоимость.

А что происходит на самом деле в процессе купли-продажи? Баррель нефти, как имел цену $15, так и имеет её и тогда, когда его продают за $150. Просто никакого "дополнительного дохода" в сумме $135 в природе не существует, так как нефть, как товар, такой стоимостью не обладает. Но ведь этот несуществующий доход статистика учитывает, как показатель реальных благ, и под него печатаются деньги. А правительства предпринимают усилия, чтобы как-то загнать вглубь инфляцию, которая всё равно проявляется либо в форме "ползучей" инфляции, либо в форме финансовых кризисов.

Разве нефть, продававшаяся за $15 баррель чем-то отличается от нефти, продававшейся за $150 баррель? Но сегодня за счёт этой ценовой аферы существуют более десятка нефтепроизводящих государств (в том числе, Россия). Проблема, являвшаяся частной проблемой, созданной злоупотреблением "правом" в сфере ценообразование, предоставленным продавцам, стала проблемой значительной части населения нашей планеты, и, к сожалению, нашей российской проблемой.

Собственно говоря, вся идея "свободного рынка" сводится к "свободе ценообразования". Но о "свободном рынке" почему-то сразу забывают при совершении самой массовой и, возможно, самой большой по стоимости сделки: "оказание финансовой услуги". В этой "двухсторонней" сделке стоимость услуги де-факто определяет только одна сторона – сами акционеры. Причём, и тогда, когда они оказывают финансовую услугу юридическим лицам-предприятиям, и тогда, года они её сами получают от предприятий и миллионов граждан (вкладчиков банков).

Современные правила осуществления денежных и товарно-денежных операций предназначены для осуществления неэкономического обогащения за счёт произвольного завышения стоимости товаров или услуг, для чего продавцам, как профессиональной категории и лицам, располагающим свободными деньгами (акционерам) де-факто предоставлена возможность устанавливать цену в одностороннем порядке. Ничего общего с задачами распределения благ и осуществления товарного производства подобные правила не имеют и связаны с целями обогащения за счёт остальных членов общества только определённой категории лиц, продающих товары или финансовые услуги и произвольно завышающих цены на них

Конечно, постоянство цен невозможно соблюсти, если сами деньги представляют собой неопределённую величину. Допустим, килограмм или метр тоже меняются, как сегодня меняется рубль или доллар. Естественный вопрос – зачем? Например, если отпилить только от одной гирьки процентов десять, то, сколько можно, съэкономить колбасы и хлеба за неделю? Но продавца за это посадят, поэтому он так и не делает. А когда нам под видом рубля дают 99, а иногда 95 копеек, то никто не несёт за это ответственность. Причём, подобной ответственности в законе вообще не предусмотрено. А если установить постоянные цены и постоянный курс рубля, выпустить ценники, а потом их только переиздавать и дополнять?. Конечно, основная масса населения вздохнёт с облегчением. Но одновременно "дутые" доходы определённой и весьма значительной части общества упадут кое-где в несколько раз. Но как можно "модернизировать" нашу российскую экономику, если пути её модернизации определяет именно эта категория граждан, существующих за счёт неэкономического обогащения.

Нам уже третье столетье дружно врут, что цены и деньги меняются в связи "с объективными экономическими процессами. Что, утратив золотое обеспечение, мы теперь получили товарное, что и приводит к инфляции. Но почему вес или размер можно измерять безо всякого обеспечения, а для денег требуется "обеспечение"?

Очередная ложь. Разные вопросы сознательно смешиваются в одну кучу. Деньги – это инструмент, представленный в форме правового (право обмена на благо) и измерительного (качество товара) документа. Как "измеритель" деньги, как и "килограмм" или "метр", не требуют никакого обеспечения. Это – символ, значение которого, так же, как, например, и значение звёздочек на офицерских погонах, общество, в лице государства, просто "устанавливает". Причём, это невозможно сделать как-то абстрактно. Абстрактно можно лишь установить, что деньги не подвержены никаким изменениям, и общество следит за этим и чисто искусственно обеспечивает то значение денег, которое оно установило.

Конкретное значение деньги могут приобрести только тогда. когда появляется ценник. Наличие постоянного ценника решает одновременно две задачи: деньги получают реальную привязку к конкретным товарам, а товары получают свою универсальную качественную характеристику. Деньги могут быть выразителем права только тогда, когда они жёстко привязаны к товарам. Какого-то специального "денежного обеспечения" не требуется вообще. Но коль скоро общество наделило участников правовыми документами, то на нём лежит ответственность и за то, что выданное количество прав соответствует товарной массе. Имеет ли место недостаток или избыток товара – это для общества очень важно. И оно в лице государства должно предпринимать соответствующие меры, добиваясь чтобы количество товаров всегда было оптимальным. Причём, это связанно и с разумным уровнем дифференциации в процессе распределения, и с уровнем налогообложения, и с уровнем инвестиционных и чисто государственных расходов. Но на самом ценнике это не может никак отражаться. Ведь осознанное изменение цен или стихийная инфляция – это способ выйти из положения путём спиливания гирек на весах при недостатке товара.

4.2. Акция, как документ, способный к самовозрастанию своей стоимости .

Похожие задачи – получение оплаты за услугу, выраженную в предоставлении временного права пользоваться денежной ссудой, решаются обществом уже не одно тысячелетие без использования понятия "акция". Акция – это документ, лишённый какого-либо правового и экономического обоснования и имеющий своей целью избежать использования уже сложившейся в обществе системы осуществления финансовой услуги, как двухсторонней сделки, и представить всю сделку по предоставлению ссуды, как оказание услуги самому себе. Но в последнем случае – взять собственные деньги – вообще никаких "сделок" не требуется.

Акция – это самостоятельная финансовая афера, включающая в себя целый набор правовых и экономических нарушений и искусственно привязанная к инвестициям, как к процессу, удобному для такой привязки и придающему видимость "объективной необходимости" осуществления данной операции.

Нарушения, лежащие в основе акционерной аферы:

− двухсторонняя сделка между участниками юридического лица, получающими и оплачивающими услугу, с одной стороны, и акционерами, оказывающими эту услугу, с другой стороны, представлена, как услуга, оказываемая акционерами самим себе, стоимость её акционеры устанавливают в одностороннем порядке, хотя сама сделка обретает смысл только в том случае, когда источник оплаты оказанной услуги принадлежит второй стороне;

− права участников, как собственников юридического лица, которое они образовали физически, его имущества, которое они создали за счёт полученной от акционеров ссуды, его продукции, которую они создали, используя свой совокупный человеческий капитал в виде юридического лица и энергии, были изъяты у участников и переданы акционерам, не обладающим соответствующими профессиональными способностями, чтобы использовать производственные фонды юридического лица;

− за акцией, представляющей собой обычную долговую расписку, признана способность увеличивать и уменьшать стоимость, что противоречит естественным законам природы, так как никакой собственной стоимостью, характеризующей их "собственную полезность" ни деньги, ни иные ценные бумаги, в том числе, и акция, не обладают. А стоимость полученных денег, которую удостоверяет акция, будучи долговой распиской, не изменяется;

− собственные средства, использованные юридическим лицом на инвестиционные цели, отражаются не в форме появления вкладов у самих участников, за счёт денег, принадлежащих которым они и появились, а в форме увеличения вкладов акционеров, которые к этим вкладам не имеют отношения;

− величину дивидендов, которые выплачиваются из выручки, принадлежащей участникам, определяют сами акционеры в одностороннем порядке.

− управление юридическим лицом поручено акционерам, которые не готовы для этого профессионально и не имеют информации о производственной деятельности юридического лица, в работе которого они не участвуют.

Существование акций в их действующем виде не имеет ни правового, ни юридического обоснования, для инвестирования юридических лиц подобных форм не требуется, их применение является финансовой аферой и должно быть либо прекращено, либо осуществляться строго в соответствии с главой 42 ГК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: