Работа с понятиями — основа структуры текста

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. То или иное понятие в педагогике и психологии разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в "широком" и "узком" смыслах), поэтому в тексте дипломной работы, от начала и до конца, каждый термин должен иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Лишь после этого начинается поиск их толкований в следующих источниках:

- энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);

- толковые словари: общие (С.И.Ожегова, В.И.Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);

- оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования. Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА

Для упорядочения работы предлагается результаты проведенного поиска и обработки представить в виде совокупности следующих записей.

Текст 1 — констатирующий, текст-рассуждение. Описываются основные понятия исследования и логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы.

Текст 2 — описательный. Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа.

Текст 3 — творческий. Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.

Именно текст 3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть курсовой разработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: