Сущность и основные черты мирового хозяйства

С развитием производительных сил и образованием мирового хозяйства взаимосвязи между странами расширились и стали охватывать также экономические отношения между ними, что отразилось в росте взаимозависимости национальных экономик, переходе воспроизводства процесса за пределы национальных границ.

Немалую роль играет запроваджувана государством экономическая политика, от которой зависит рост или спад в национальном хозяйстве, большая или меньшая активность на внешних рынках. Важными факторами, влияющими на комплекс внешнеэкономических связей страны, является также совокупность природно-географических условий, наличие определенных природных ресурсов - полезных ископаемых, плодородных почв и т.д. Взаимосвязь всех этих факторов определяет существующую структуру международных экономических отношений страны, уровень развития и формы внешнеэкономических связей.

Мировое хозяйство, его сущность, объективные основы формирования и особенности развития В начале XXI в. окреслився качественно новый уровень развития производительных сил, особенности которых обусловлены постиндустриальном или информационными технологиями производства и соответствующими им производственными отношениями, а также отношениями интеллектуальной собственности. Но различные формы общественного и экономического развития, разнообразия и взаимозависимость стран мира на основе объективных экономических процессов и законов сохранятся, видимо, еще надолго.

Зарождение и формирование стабильных экономических отношений между государствами и хозяйствующими субъектами различных стран, интернационализация хозяйственных связей - это объективная историческая тенденция развития производительных сил, обусловленная международным разделением труда (МРТ), невозможностью национальной экономики обеспечить производственные и другие потребности страны только за счет собственных ресурсов, сил и факторов. Тенденция к образованию мирового хозяйства, интернационализации экономики постепенно охватывает все страны мира, независимо от уровня развития, а общей необходимой и достаточной предпосылкой этих процессов является переход к индустриальной стадии развития производительных сил - до крупного машинного производства, которому становятся * тесными»и«узкие»национальные пределы.

Мировое хозяйство - совокупность национальных экономик, их производственных, торговых, кредитных, научно-технических, финансовых организационных объединений и предприятий, объединенных международным разделением труда, и соответствующая система международных экономических отношений.

В своем развитии мировое хозяйство прошло несколько этапов. Доиндустриальна стадия производства - конец XVII в. Мировое хозяйство возникло еще на доиндустриальний стадии производства с зарождением международной торговли и формировалось до конца XVII в.

Начало XVIII - середина XIX вв. Характеризуется дальнейшим развитием производства товаров, растущая масса которых поступает в регулярный обмен между странами; превращением внешней торговли на часть национальной экономики; возникновением мирового рынка - высшего достижения капитализма.

Конец XIX - начало XX вв. Именно в этот период завершилось формирование мировой системы хозяйства на основе крупного машинного производства. Конец 20-х - середина 80-х годов XX ст. После Первой мировой войны начался процесс качественных изменений системы мирового хозяйства, который завершился падением колониальной системы. Мировая экономика раскололась на две основные системы - социалистическую и капиталистическую и была дополнена множеством колониальных стран, которые освободились от внешнеэкономической зависимости. В этот период рыночная экономика существенно трансформировалась в направлении социального хозяйствования. Плотнее начали переплитатися рыночные инструменты с государственным регулированием на макроуровне. С развитием производительных сил и хозяйственных отношений активно утверджувалась смешанная экономика. Рыночную систему мирового хозяйства в середине 80-х годов XX ст. образовывали более 160 стран, в том числе более ЗО индустриально развитых.

Конец 80-х - начало 90-х годов XX ст. Отличительной особенностью этого этапа является нарастание интеграционных процессов в производстве, развитие их организационно-экономических форм, связанных с производством товаров и комплектующих в разных странах. На формирование мирового хозяйства в 90-е годы XX ст. повлияло обособление большинства стран Восточной Европы от социалистической системы хозяйствования, ликвидация Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и распад СССР, образование новых независимых государств.

В целом мировое хозяйство в конце XX - начале XXI века, сохраняя разнообразие, большое количество противоречий и разноплановых тенденций, все же является более целостным, интегрированным и динамичным, чем в середине XX века, и приобретает глобальный характер. Для него стали характерными новые экономические связи и отношения, расширились таможенные и политические союзы. Процесс его становления еще не завершился, поскольку продолжается углубленный развитие всех факторов, которые его предопределяют.

На развитие мирового хозяйства влияют следующие факторы: развитие научно-технического прогресса, преобразование информационных технологий в один из важнейших аспектов развития мировой экономики; растущая взаимозависимость национальных хозяйств, общая либерализация внешнеэкономических связей; углубленный развитие МРТ - международная специализации и кооперирования производства; высокий уровень интенсификации международного движения факторов производства: рабочей силы, капиталов, технологий, средств производства, информации; интернационализация производства и капитала; формирование самостоятельной финансовой системы, непосредственно не связанной с обслуживанием движения товаров; решения глобальных проблем и т.д.

Главной тенденцией развития современного мирового хозяйства является интернационализация производства. Основным ее фактором стал переход развитых стран в 60 - 80-е годы XX ст. на новую высокотехнологичную базу с преобладанием информационных технологий. Это вызвало бурную интернационализации воспроизводства процессов в обеих областях - интеграционные (через сближение, взаемопристосування национальных хозяйств) и транснациональной (через создание межнациональных производственных комплексов).

Интернационализация производства - объективный исторический процесс налаживания межнациональных формирований и устойчивых производственных связей между различными странами, обусловленный развитием международного разделения труда, производственной и научно-технической специализации и кооперации, вследствие чего производственный процесс в отдельно взятой стране становится частью процесса, который происходит в интернациональном и мировом масштабах.

Интернационализация отображает выход воспроизводства процесса за пределы национальных границ и становится частью процесса, который происходит в рамках интернационального или мирового уровня. Такова объективная историческая тенденция охватывает все страны независимо от социально-экономической системы или уровня развития. Предпосылки интернационализации хозяйственных связей возникших в период перехода к крупному машинному производству. НТП является самым действенным фактором интернационализации экономики, которая приобретает новые черты, связанные с переходом от преимущественно внешнеторговых связей с международным научно-технического и производственного сотрудничества. Интернационализация производства обуславливает необходимость создания соответствующих организационных форм, которые позволяют преодолевать препятствия, порождаемые государственными границами. Важнейшей стала экономическая интеграция, которая является определенным межгосударственным экономическим объединением, созданным согласно специальных соглашений. В пределах территории стран-участниц она охватывает определенные виды хозяйственной деятельности на особых условиях по сравнению с другими странами (рис. 5.1).

Международная экономическая интеграция - процесс сращивания, объединения экономик различных стран на основе развития и углубления устойчивых взаимосвязей в производстве и распределении труда, взаимодействия воспроизводства структур на различных уровнях национальных хозяйств.

Основными формами экономической интеграции являются: преференциальное (лат. preferentis - преимущество) торговые соглашения, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союзы и политический союз. Между участниками этого процесса осуществляется глубже разделение труда, ведется интенсивнее обмен товарами, услугами, капиталами и рабочей силой.

Основными факторами интеграции являются: близость уровней экономического развития и уровня рыночной зрелости стран, которые интегрируются; географическая близость, наличие общей границы и тесных экономических связей, сложившихся исторически; общность экономических и других проблем, которые встают перед странами в определенных областях (финансов, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.п.); демонстрационный эффект и экономические сдвиги. В разных регионах мира сформировалось несколько десятков интеграционных объединений. Они существенно отличаются характером отношений, организационными формами, результатами хозяйственной деятельности. Одно из них - Европейский союз (ЕС), основы которого в 1957 г. сформировали шесть западноевропейских стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Франция). Со временем ЕС "расширялся благодаря привлечению новых государств, теперь в него входят 15 стран (Англия, Ирландия, Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Греция, Дания, Австрия, Швеция, Финляндия). Ближайшее время предполагается поступление еще шести стран (Венгрии, Польше, Чехии, Словении, Эстонии, Кипра) С момента образования ЕС прошел все основные этапы процесса интеграции, является сильным и динамичным экономическим объединением, которое в 1,4 раза превышает численность населения США (291 млн. человек) и обладает почти таким же экономическим потенциалом (20% потенциала мировой экономики). Одновременно с увеличением количественного состава в ЕС происходит углубление интеграционных процессов. На первом заседании 1999 г. в Брюсселе руководящими органами ЕС была разработана специальная стратегия отношений с Украиной, которая стремится получить статус ассоциированного члена ЕС в пределах ЕС обеспечено свободное передвижение товаров и всех факторов производства, единую внешнеторговую политику на основе общего таможенного тарифа, единую политику в области сельского хозяйства, энергетики, транспорта и т.д. С 1 января 1999 года большинство стран ЕС перешла к единой валюты (евро) в безналичных расчетах. С развитием валютной интеграции и созданием единого центрального банка (ЕЦБ) страны ЕС с 1 января 2002 года перешли к этой валюты в наличных операциях Для управления ЕС образован межгосударственные представительные, исполнительные и судебные органы, наделены наднациональных полномочиями, не зависимыми от национальных правительств.

Среди других интеграционных объединений следует выделить: в развитых странах - НАФТА (Северная Америка), в развивающихся странах - МЕРКОСУР в Латинской Америке, в странах с переходной экономикой - СНГ на территории бывшего СССР, АТЭС - Азиатско-Тихо-океанских регион. Региональные объединения способствуют глубоким, взаемопроникаючим экономическим связям национальных экономик разных стран.

В некоторых регионах мира создаются торговые блоки, функционируют организации по реализации совместных проектов. Особенно активно в последнее время действуют валютные союзы. Координировать экономическую политику в пределах объемов производства соответствующих товаров и установления цен призваны такие ассоциации, как ОПЕК, Евроатом т.д. Эти ассоциации участвуют в разработке договоров, их возможности зависят от особенностей текущей фазы воспроизводства в мировом хозяйстве, конъюнктурных колебаний, а также от политики торгово-промышленных корпораций, которые монополизируют рынок или цену.

Почти все интеграционные объединения, которые возникают и развиваются в нынешней мировой экономике, решают схожие задачи, суть которых сводится к использованию преимуществ масштабной экономики, создания благоприятного внешнеполитического среды, решение проблем торговой политики, максимального содействия структурной перестройке экономики, поддержке молодых отраслей и обеспечение необходимых условий для создания новых. Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, в определенной мере защищая их от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Интеграционная взаимодействие дает возможность государствам-участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы (выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда), проводить научно-техническую политику. Однако взаимодействие национальных хозяйств осуществляется с разной интенсивностью в различных масштабах.

Основой интернационализации и интеграции национальных хозяйств является международное разделение труда (МРТ).

Международное разделение труда - высшая степень общественного разделения труда, базирующейся на специализации национальных экономий по производству товаров и услуг в соответствии с особенностями природных, социально-экономических и других условий производства в разных странах, то есть международный разделение производства, что обусловливает и предполагает необходимость обмена результатами деятельности.

Все страны мира в той или иной степени участвуют в МРТ, его углубление диктуется развитием производительных сил, которые подвергаются воздействию научно-технической революции. Участие в МРТ обеспечивает странам дополнительный экономический эффект, что позволяет им более полно и с наименьшими затратами удовлетворять свои потребности. Международное разделение труда имеет собственную внутреннюю структуру и соответствующие методы развития. Основными чертами МРТ является международная специализация и международная кооперация производства.

Международная специализация производства (МСВ). Развивается по двум направлениям - производственному и территориальному.

В свою очередь, производственное направление подразделяется на: межотраслевую специализацию; внутригалузеву специализацию; специализацию отдельных предприятий. Территориальная МСВ охватывает специализацию по производству отдельных товаров и их частей для рынка: отдельных стран; группы стран; регионов.

Основными формами МСВ являются: предметная (производство готовых изделий) специализация; подетальна (производство частей и компонентов изделий) специализация; технологическая или стадийный специализация. Наибольшее распространение среди видов предметной специализации в свитогосподарських связях получила специализация по производству готовой продукции. Особую роль в углублении и ускорении производственной специализации различных стран сыграл индустриальный этап развития национальных экономик. Промышленная революция в XIX в. совершила переворот в отраслевом распределении труда, способствовала специализации производства на основе технического прогресса, стимулировала развитие предметной (или межотраслевой) специализации, ориентированы на изготовление отдельных видов промышленных изделий.

Дальнейшее развитие МРТ воплощено в переходе от предметной (межотраслевой) до подетальнои (внутригалузевои) специализации. В ее рамках предприятия, расположенные на территории определенной страны, становятся звеньями международного разделения труда в процессе производства товаров. Например, значительную часть комплектующих изделий и операций по изготовлению японских телевизоров и другой радиоэлектронной аппаратуры выполняют на заводах, расположенных в странах Азии, Европы, Латинской Америки. Долю национального хозяйства в МРТ можно подать как индекс товарности.

На развитие интернационализации производства влияет ряд факторов, важнейшими среди которых являются: уровень технико-экономического развития стран, особенности производственной ассоциации, величина национального хозяйства, уровень развития МРТ.

Главными факторами межнациональной специализации является наличие природных ресурсов, климатические условия, сформирована производственная база и внутренний уровень национальной специализации. Если концентрация производства продукции в рамках одной страны не базируется на специализированных предприятиях с высоким техническим и технологическим уровнем, не обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции, то она приводит к перерасхода ресурсов и экономических спадов.

В каждом национальном хозяйстве усиливается роль элементов, порожденных организационно-техническим взаимодействием разных стран, все большее количество предприятий, которые принадлежат к национальным комплексов, становятся звеньями всемирного хозяйства. Это обусловлено полной экономической (прежде всего производственной) взаимозависимость стран. Международная кооперация труда (МКТ) является главной формой разделения труда в мировом хозяйстве. Это объединенная деятельность работников разных стран в одинаковых или разных, но объединенных между собой процессах производства. МКТ основывается на международной специализации производства, которая является одним из аспектов МРТ. Именно поэтому международная кооперация и международная специализация производства являются не только формами МРТ, но и важными признаками, которые определяют его сущность.

За своєю економічною природою МКТ є продуктивною силою — вона сприяє досягненню високих результатів у галузі виробництва, наукових досліджень, збуту продукції за значно менших затрат живої та уречевленої праці порівняно із затратами, необхідними для досягнення таких самих результатів окремими виробниками.

МКТ в ее развитых формах охватывает различные сферы кооперирования:

1. Международное производственно-техническое кооперирования. В его сферу входят: вопросы передачи лицензий и использование прав собственности; Подрядное кооперирования в области строительных и монтажных работ; совершенствование управления производством, стандартизация, унификация, сертификация, распределение производственных программ.

2. Торгово-экономические процессы, связанные с реализацией кооперованои продукции.

3. Послепродажное обслуживание техники.

Главной фирмой по производству аэробус А-300 и его модификаций А-310, А-320 является компания «Ербас-Индастри». Национальные компании некоторых стран (Франции, Германии, Великобритании, Испании, Голландии и Бельгии) имеют в ней свои доли акций. Будучи генеральным подрядчиком, «Ербас-Индастри» осуществляет свои связи с авиакомпаниями и правительствами заинтересованных государств, определяет политику в сфере продаж, обеспечивает послепродажное обслуживание и подготовку летно-технического персонала клиентов.

Организационной формой реализации совместных предприятий стран-кооперантив, планирующие осуществление технически сложных и дорогостоящих проектов, которые не под силу производителям одной страны даже при поддержке правительства, есть международные консорциумы. Они возникают преимущественно в наукоемких отраслях (авиационной, космической промышленности, энергетике), а за создание международных свободных экономических зон - в некоторых других отраслях и сферах деятельности.

Следовательно, экономическая интеграция является процессом экономического взаимодействия стран, который способствует взаимодействию хозяйственных механизмов и приобретает форму межгосударственных соглашений. Основными ее предпосылками является сближение уровней рыночного развития страны, решения общих проблем, стремление не остаться обеих сторон интеграционных процессов в мировом хозяйстве.

Основные формы и методы сотрудничества стран с различным уровнем развития В современных условиях, когда взаимозависимость между странами усиленная интернационализацией хозяйственных связей, научно-технической революцией, принципиально новым влиянием средств информации и коммуникации, эффективное функционирование экономики в условиях автаркии (национальной экономической самообеспеченности) невозможно. Экономическая деятельность, направленная на самоизоляции, на национальную или групповую автаркию, какими бы благородными политическими и социальными лозунгами прикривалася НЕ, перспективы не имеет. Стремление избежать противоречий развития мирового хозяйства влечет возникновение государственного и межгосударственного регулирования международных экономических отношений, усиления интернационализации хозяйственной жизни, его интеграцию, развитие различных форм и методов международных экономических отношений.

Углубление международной специализации и кооперации производства предопределяет рост объемов международной торговли, которая в условиях растущей интернационализации хозяйственной жизни является одной из первых форм международных экономических отношений. Международная торговля как следствие МРТ зародилась давно, а в начале XIX в. приобрело формы мирового рынка, на котором действовали почти все развитые страны мира. Международная торговля - сфера товарно-денежных отношений, охватывающая передвижения, куплю-продажу товаров, услуг и информации за пределы государственной границы определенной страны.

Продавцами и покупателями в этой сфере экономических отношений являются государственные организации, физические и юридические лица.

Товары, которые покупаются и завозятся в страну, это импорт, а товары, которые продаются и вывозятся - экспорт. Сумма экспорта и импорта каждой страны составляет ее внешнеторговый товарооборот. Разница между совокупным импортом и экспортом в течение определенного периода времени (год, квартал и др.) образует сальдо торгового баланса страны. Оно является активным (положительным), если экспорт по стоимости превышает импорт, или пассивным (отрицательным), если ситуация противоположная. Превышение импорта над экспортом вызывает внешнеторговый дефицит. Пассивное сальдо торгового баланса покрывают за счет национального дохода страны, оплачивая золотом или конвертируемой валютой. Нередко прибегают и к кредитам страны-донора (поставщика) или международных финансовых организаций (Международный валютный фонд - МВФ, Международный банк реконструкции и развития - МБРР).

Расчеты за внешнеторговыми операциями каждая страна осуществляет в натуральных и стоимостных показателях. По натуральным измерением динамику внешнеторгового товарооборота выражают индексы физического объема экспорта и импорта, которые демонстрируют тенденции изменения объемов реальной массы товаров. В отличие от них, стоимостные показатели отражают не только изменения в количестве экспортируемых и импортируемых товаров, но и колебания цен. Поэтому стоимость экспорта может уменьшиться даже при увеличении количества экспортируемой продукции, если упадут цены на нее, и наоборот.

Объем международной торговли (товарооборот) подсчитывают суммирования только объемов экспорта, как правило, в долларах США и в ценах ФОБ1. Импорт подсчитывают в ценах СИФ2, вследствие чего он превышает стоимость экспорта на 10%.

Успешное развитие внешней торговли всех стран обеспечивается открытостью экономики и уровнем цен на мировом рынке. Открытая экономика предполагает целостный единый экономический комплекс, интегрированный в мировой рынок, способствует активному применению различных форм совместного предпринимательства, организации зон свободного предпринимательства, ликвидация государственной монополии внешней торговли, эффективному использованию принципа сравнительной преимущества страны в МИНИ, предполагает взвешенную открытости внутреннего рынка относительно иностранного капитала, товаров, технологий, информации.

Стихийная открытость угрожает экономической безопасности страны. Обоснована открытость, основанная на принципах эффективности, конкурентоспособности, не может быть реализована без учета структуры экспорта и импорта, движения капиталов, таможенной, налоговой и кредитной политики, которые влияют на связи с внешним миром. Открытая экономика нуждается государственного контроля за соблюдением уровня открытости рынка в пределах разумной достаточности. Поэтому открытой является экономика, часть товаров и услуг которой создается для внутреннего потребления, а остаточная часть поступает на экспорт. Часть доходов направляется на импорт - закупку товаров и услуг, произведенных за рубежом, но необходимых для производства и потребления внутри страны.

ФОБ - условие поставки и оплаты товаров, согласно которым продавец обязан за свой счет доставить товар и уплатить пошлину (транспортные расходы не учитываются). СИФ2 - условие поставки товаров в международной торговле, согласно которому продавец обязан застраховать товар, оплатить фрахт, доставить товар в порт и отгрузить на борт судна (охватывает все расходы, связанные с доставкой товара до потребителя).

С помощью количественных индикаторов оценивают уровень участия страны в мировых хозяйственных связях. Среди таких индикаторов-удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. их комбинация дает возможность проследить масштабы связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение стоимости экспорта к валовому внутреннему продукту является экспортной квоте - реальным показателем участия страны в МРТ. Другим показателем открытости экономики является соотношение между совокупным импортом и валовым внутренним продуктом - импортная квота. Импортная квота показывает, какую часть от величины валового внутреннего продукта составляет импорт.

Более комплексным показателем открытости экономики является внешнеторговая квота - отношение величины совокупного внешнеторгового оборота страны к объему ее валового внутреннего продукта.

Внешнеторговая квота выражает общий объем внешнего товарооборота страны со страной-партнером или со всем мировым хозяйством. Но этот показатель не дает качественной характеристики внешнего товарооборота и не учитывает величины экспорта капитала. Поэтому внешнеторговая квота как показатель развития МРТ имеет ограниченный характер. Одним из важнейших факторов международной торговли является цена. Процесс ценообразования на мировом рынке базируется на взаимовыгодных принципах и методах. Мировая цена товаров (услуг) является денежным воплощением их интернациональной стоимости.

Интернациональная стоимость - общественно необходимые затраты труда, связанные с производством товаров (оказанием услуг) по среднемировой общественно нормальных условий производства и среднемировой уровня производительности и интенсивности труда и действия экономических законов мирового рынка.

Природно-климатические условия, уровень технической вооруженности труда и другие факторы обусловливают существенные различия среднего уровня производительности и интенсивности труда, а соответственно и национальной стоимости товаров. Однако действие закона стоимости на мировом рынке сводит различные национальные стоимости товара к единой интернациональной стоимости. Поэтому в открытой мировой торговли товарный обмен между странами осуществляется с интернациональной стоимостью. Она регулируется условиями производства тех стран, где производится подавляющее большинство продукции, поступающей на мировой рынок.

Мировая цена колеблется вокруг интернациональной стоимости качестве своей основы в зависимости от соотношения мирового спроса»и предложения на каждый товар. Согласно закону мировых цен монополии, контролирующие основные потоки товаров и цены, пользуются преимуществами, которых не имеют сильнее (лучше технически оснащены и экономически организованы) производители. Однако такие преимущества ограничиваются затратами, на которые обречены слабые рыночные контрагенты.

Мировом рынке присуща разнообразие цен, которые могут быть разными даже для одного и того же товара. Это обусловлено местом и временем продажи товара, валютой платежей, другими обстоятельствами, связанными с законами спроса и предложения. Однако цены меняются до тех пор, пока не станут одинаковыми для всех участников торгового обмена.

Растущая зависимость национальных хозяйств каждой страны от внешней торговли, цен на мировом рынке, усиление конкурентной борьбы обусловливает необходимость государственного вмешательства в регулирование внешней торговли путем законодательного установления определенных правил ее ведения. Исторически образовались различные формы государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках. Все они принадлежат к одной из двух противоположных систем: протекционизма или фритредерства.

Протекционизм (лат. protectio - прикрытие) - система тарифных и нетарифных ограничений импорта, которая предусматривает высокие таможенные сборы, запрет на ввоз определенных товаров, использование дискриминационных качественных стандартов, скрытые финансовые методы торговой политики, временное ограничение импорта для выравнивания платежного баланса, использование субсидий и компенсаций, фитосанитарные барьеры и другие меры, препятствующие конкуренции иностранных товаров с национальным производителем.

Политика протекционизма, защищая национальных производителей, способствует развитию отечественного производства, привлечению к государственной казны дополнительных денежных поступлений от пошлин и других сборов.

Фритредерство (англ. Trade - свободная торговля) - внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимают экспортную и импортную пошлину, не вводят никаких ограничений на внешний торговый оборот. Такую политику проводят страны с высокоэффективным национальным хозяйством, которое дает возможность местным товаропроизводителям не только выдерживать иностранную конкуренцию, но и преодолевать протекционистская таможенные барьеры, расширять экспорт своих товаров на мировой рынок

Глава 3. Планирование в здравоохранении в новых социально-экономических условиях

3.1. Методология и методика планирования в здравоохранении

В условиях переходной экономики основу планирования составляет разработка вариантов желаемого будущего и нахождение путей более эффективного приближения к нему [3].
Планирование является одним из важнейших видов экономической деятельности органов управления здравоохранением и хозяйствующих субъектов, подходы к которому в настоящее время принципиально меняются [23, 30].

В системе здравоохранения планирование является началом целенаправленной экономической деятельности субъектов хозяйствования. Оно направлено на максимальное удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах и представляет собой основу эффективного функционирования лечебно-профилактического учреждения в условиях ограниченных ресурсов.

На макроэкономическом уровне суть комплексного планирования сводится к балансировке доходной и расходной части финансовых ресурсов. При этом необходимо максимально удовлетворить потребность населения в медицинской помощи и не допустить перерасход имеющихся ограниченных ресурсов [50,68]. По сути, главной целью планирования деятельности организации является достижение максимальной экономической эффективности (результатов) при минимальном использовании материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов.

Методология планирования включает в себя цели и задачи планирования, основные принципы, логику и этапность.

Методика планирования – это совокупность конкретных приемов, экономических, математических, статистических и других методов, обеспечивающих цели и задачи планирования.

Предметом планирования в здравоохранении является хозяйственно-финансовая деятельность органов управления здравоохранением, отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, конечные результаты их деятельности и экономическая эффективность, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных (внешних и внутренних) факторов.

Планирование включает в себя следующие управленческие функции: обоснование миссии и системы целей здравоохранения, ее отраслей и отдельных учреждений, формирование стратегии, планирование работы, организация производства, координация работ, контроль хода работ, оценка результатов, корректировка целей и планов, мотивация персонала и пр.

Планирование позволяет рассматривать одновременно комплекс взаимосвязанных управленческих, производственных, экономических, организационных и других проблем как целостную единую систему.

Долгосрочное планирование во многом связано с социально-экономическим прогнозированием, целью которого является достижение максимальных социальных показателей при минимальных финансовых затратах, т.е. выбор оптимальной системы оплаты за медицинскую помощь в соответствии с медико-экономическими стандартами, при максимально возможном удовлетворении потребностей населения в медицинских услугах [55].

Проектирование мероприятий и программ развития охраны здоровья населения включает оценку затрат общества на их проведение и получение результатов. Под результатами понимается продление активной жизни граждан (снижение уровня смертности, заболеваемости, инвалидности).

Таким образом, планирование является основой современного производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования здравоохранения, а также его отдельных отраслей.

Коренное отличие предлагаемой системы планирования деятельности противотуберкулезных учреждений от ныне действующей системы заключается в следующем:

1. Основополагающим моментом планирования является потребность населения в видах и объемах противотуберкулезной помощи населению.
2. Штатные должности должны планироваться исходя из объемов работ и плановой нагрузки на должность.

Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации определила главные задачи организации здравоохранения в субъектах Российской Федерации, к которым относится обеспечение граждан бесплатной медицинской помощью на уровне государственных стандартов.

Для формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Правительством РФ рекомендованы нормативы (стандарты) объемов медицинской помощи, определяемые Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью [40].

В субъектах управления при формировании Программы государственных гарантий определяют объемы и структуру медицинской помощи населению, проводят медико-экономический анализ, что позволяет принять оптимальные управленческие решения по совершенствованию медицинской помощи [16,42].

Органы управления здравоохранением на местах реализуют программу государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.99 г. № 1194 “О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью” [49].

Целью разработки территориальных Программ государственных гарантий медицинской помощи является:

• создание единого механизма реализации конституциональных прав граждан Российской Федерации по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет всех источников финансирования;
• обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
• повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.

Основные принципы формирования территориальных Программ:

• обоснование реальной потребности населения в видах и объемах медицинской помощи;
• обеспечение соответствия гарантируемых объемов и видов медицинской помощи федеральным нормативам и стандартам оказания медицинской помощи, предусмотренных Программой Государственных гарантий;
• научное обоснование необходимых материальных, кадровых и финансовых затрат на соответствующую единицу объема медицинской помощи;
• соответствие мощности учреждений здравоохранения территории планируемым объемам медицинской помощи;
• сбалансированности объемов, структуры гарантируемой медицинской помощи и необходимых для их реализации финансовых средств;
• повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения за счет комплексного территориального планирования сети учреждений здравоохранения, основанного на потребности населения в оказании медицинской помощи и внедрении ресурсосберегающих медицинских технологий.

Программа включает в себя перечень видов медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, нормативы объемов медицинской помощи, подушевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

На основании Программы и методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью органы исполнительной власти на местах разрабатывают и утверждают территориальные программы.

В результате планирования территориальных программ формируются подушевые нормативы финансирования здравоохранения, отражающие размеры средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи на одного человека.

В настоящее время обеспечивает выполнение задач комплексного планирования метод “глобального бюджета” как метод финансирования [68]. Суть метода финансирования по “глобальному бюджету” заключается в определении минимально необходимого, но гарантированного объема финансовых средств, который будет иметь медицинское учреждение при выполнении объемных нормативов, установленных органами управления здравоохранением. “Глобальный бюджет” рассчитывается исходя из реально сложившейся структуры медицинской помощи по утвержденным медико-экономическим стандартам и объемным нормативам.

В лечебно-профилактическом учреждении руководитель, планируя расходы средств на очередной календарный год, должен помнить и соблюдать основные этапы процедуры, а именно – составление, рассмотрение, утверждение и исполнение сметы [62].

Перед составлением бюджетной сметы расходов следует оценить текущее состояние местного бюджета территории, за счет которого функционирует данное учреждение, финансовое состояние ЛПУ на момент составления сметы и планируемые изменения в той или иной деятельности ЛПУ на предстоящий год. Проводится анализ и оценка работы ЛПУ в целом и его отдельных подразделений по следующим показателям - для стационара: численность пролеченных больных, количество койко-дней, средняя занятость койки в году, средняя длительность пребывания больного в стационаре, стоимость одного койко-дня; для поликлиники - количество посещений, стоимость одного посещения и пр.
По результатам проведенного анализа определяются внутренние резервы, изучаются причины их образования и намечаются пути эффективного использования внутренних резервов; уточняется действующая в стране экономическая классификация расходов, наличие всех нормативных актов для расчетов по каждому виду расходов, наличие запасов по тем или иным видам основных и материально-технических средств по результатам последней инвентаризации.

В тариф за пролеченного больного включаются условно-переменные затраты по статьям расходов экономической классификации [21].

Условно-переменные затраты – это затраты, понесенные за анализируемый период, которые изменяются при изменении объемов производимых товаров или услуг. Условно-переменные затраты по способу отнесения на себестоимость медицинской услуги делятся на прямые и накладные.

Прямые затраты – это затраты профильных подразделений, которые могут быть конкретно измерены в отношении отдельной единицы продукции, полностью включаются в тариф себестоимости медицинской услуги.

Накладные/косвенные затраты – это затраты вспомогательных служб (администрация, отдел кадров, бухгалтерия, регистратура, кабинет медицинской статистики, хозяйственная служба и пр.) и диагностических отделений (лаборатория, эндоскопия, рентгенотделение и пр.), включаемые в тариф пропорционально фонду оплаты труда профильных отделений.

Условно-переменные расходы включаются в тариф себестоимости медицинских услуг с учетом утвержденных комитетом по тарификации медицинских услуг норм расходов и оплачиваются пропорционально выполненным объемам медицинской помощи.

Условно-постоянные затраты – это затраты, понесенные за анализируемый период, которые не изменяются в определенных пределах объема производимых товаров или услуг. Постоянные затраты планируются, исходя из расчетной потребности в пределах выделенных ассигнований, и оплачиваются как 1/12 ежемесячно.

Смета лечебно-профилактического учреждения составляется в строгом соответствии со статьями экономической классификации.

Планирование затрат на расходы по статье 110100 ”Оплата труда государственных служащих” производится в порядке и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.92 года № 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки”, в соответствии с приказом Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 г. № 16 “О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения”, а также приказом МЗ РФ от 15.10.99 г. № 377 “Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения”.

Расчеты потребности в средствах на годовой фонд оплаты труда осуществляется, исходя из данных, содержащихся в тарификационных списках сотрудников ЛПУ, составленных на основании действующего и утвержденного руководителем учреждения штатного расписания. В тарификационных списках по каждому работнику указываются: 1)тарифный разряд; 2)основной оклад по тарифной ставке; 3)месячный должностной оклад работника с учетом повышений к нему (за условия труда); 4)месячный фонд оплаты труда сотрудника, состоящий из месячного должностного оклада и надбавки за продолжительность непрерывность работы в учреждениях здравоохранения.

По вакантным должностям месячный фонд оплаты труда определяется, исходя из средних ставок и средних размеров надбавок за продолжительность непрерывность работы. В конце тарификационного списка подводится итог месячного фонда оплаты труда по подразделениям, и по учреждению в целом.

Далее рассчитывается дополнительный фонд оплаты труда, необходимый для покрытия расходов, связанных с заменой лиц, уходящих в отпуск или учебный отпуск (повышение квалификации) в соответствии с утвержденным графиком повышения квалификации, с доплатами за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, с оплатой дежурства врачей, которые осуществляются сверх нормы их рабочего времени, если в штатном расписании отсутствуют штатные должности дежурантов, с расходами по ежемесячной компенсации (50% от минимальной оплаты труда) женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

При планировании затрат по коду 110200 “Начисления на оплату труда учитываются установленные законами размеры начислений на ФОТ в сумме 35,6% на основании тарифов, утверждаемых Правительством РФ:

• фонд социального страхования – 4%;
• фонд обязательного медицинского страхования – 3,6%;
• пенсионный фонд –28%.

Кроме того, учитывается налог по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2%.
Код 110310 “Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы” включает в себя расходы на приобретение медикаментов, бактериологических препаратов, перевязочных средств, пленок для рентгеновских снимков, материалов для проиводства анализов, приобретение мелкого медицинского инструментария, оплата кислорода и пр. Статья рассчитывается в соответствии с нормативом, утвержденным краевым комитетом по тарификации медицинских услуг, расчет производится на основании норм расходов на 1 койко-день, посещение, УЕТу.

Код 110320 “Мягкий инвентарь и обмундирование” включает в себя расходы на приобретение и изготовление белья, одежды, обуви, постельных принадлежностей и белья. Рассчитывается в соответствии с нормативом, утвержденным краевым комитетом по тарификации медицинских услуг, расчет производится на основании норм расходов на 1 койко-день, посещение, УЕТу.

Код 110330 “Продукты питания (продовольственное обеспечение)” включает в себя расходы на питание (включая оплату продукции, получаемой от подсобных хозяйств), на приготовление пищи, расходы на спецпитание работающим во вредных условиях труда. Рассчитывается в соответствии с нормативом, утвержденным краевым комитетом по тарификации медицинских услуг, расчет производится на основании норм расходов на 1 койко-день, посещение, УЕТу.

Таким образом, в условиях ограниченного бюджетного финансирования здравоохранения планирование приобретает большое значение в повышении эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: