Может ли человеческий разум обойтись без Откровения?

Сегодня многие люди во всём мире утверждают, что они могут обойтись без посланников и Посланий, поскольку у них есть разум, которым наделил их Аллах. Поэтому они, как мы видим, устанавливают законы, разрешая одно и запрещая другое, планируя и направляя. И, делая всё это, они опираются исключительно на свой разум, который подсказывает им, что хорошо, а что — плохо, что приемлемо, а что — нет. Однако они не первые додумались до того, чтобы поступать так. У них были предшественники, которые говорили то же, что говорят сегодня они. «Брахманы считали, что направление посланников к людям бессмысленно и действие это не приличествует Тому, Кто мудр, ибо разум избавляет от необходимости в посланниках. Если разум находит нечто из того, с чем пришли посланники, хорошим, то человек сделает это и без прихода к нему посланников, а если разум находит это мерзким и отвратительным, то человек делает это при необходимости, а в остальных случаях оставляет» [Лявами' аль-аквар аль-бахиййа, т. 2, с. 256].

Однако абсолютно недопустимо, чтобы мусульманин, вступая с кем-то в дискуссию и стараясь доказать свою точку зрения, отрицал способность разума отличать хорошее от дурного. «Поистине, Аллах вложил в человека способность отличать благое от мерзкого и научил

его разум осознавать это и различать эти две категории. Он также наделил человека способностью отличать то, в чем польза для него, от того, что ему вредит, и то, что подходит ему, от того, что ему не подходит: чувства, которыми он наделён, отличают одно от другого. Первая способность (отличать хорошее от отвратительного и мерзкого) отличает человека от животных, а второй способностью (отличать полезное от вредного) обладает и человек, и животные» [Мифтах дар ас-са'ада, т. 2, с. 116].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: