Деятельность оператора всегда исходит из тех или иных мотивов и направлена на достижение некоторой цели. Основными психологическими составляющими операторской деятельности являются образ — цель, оперативный образ, прогнозирование хода событий, принятие решения, план (программа) действий, восприятие информации об их результатах (обратная связь).
При разработке СЧМ важно учитывать не только характеристики отдельных систем организма, но и структуру операторской деятельности в целом.
Психологический анализ деятельности начинается с описания профессии, осуществляемого профессиографическими методами (методами описания профессии), которые позволяют:
установить соотношение между требованиями профессии и способностями человека;
оценить возможный успех той или иной личности в данной профессии;
оценить потребность в профессиональном отборе на данную профессию;
построить модели, на базе которых возможен синтез реальной деятельности.
Профессиография использует методы и средства других наук о человеке и применяет:
|
|
предметно-функциональные методы; операционно-логические методы; соматографические методы; психофизиологические методы; личностные методы.
Для описания и анализа деятельности на уровне системы используются:
• метод описания перечня функций: словесное перечисление й описание действий оператора, выделение основных функций, которые чаще всего приходится выполнять оператору данной системы;
• метод изучения технической документации и оборудования системы: позволяет определить задачи, которые решает (или будет решать) оператор, и условия его деятельности;
• метод опроса: проводится в форме анкетирования и беседы для выявления особенностей изучаемой профессии;
• метод многомерно-весового описания деятельности;
• метод наблюдения: ведётся наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов;
• метод экспертных оценок;
• самонаблюдение и самоотчёт: применяется в профессиографии в двух формах: в виде самоотчёта специалиста изучаемой профессии и в виде самонаблюдения психолога, включённого в профессию;
• экспериментальный метод: служит в основном для проверки уже составленной «профессиограммы».
Возможны комбинации описанных методов с применением математических процедур структурно-алгоритмического подхода, теории надёжности, теории автоматического управления, теории информации, методов спектрального анализа, R — функций, теории нечётких множеств, графов и др.
Изучение профессиональной деятельности включает психологическое описание деятельности, которое должно отвечать требованиям психологической адекватности, т.е. отражать психологическое содержание в терминах языка психологической науки. Под психологическим содержанием понимается психика и конструируемая ею действительность в их реальности и отображении в системе научных психологических воззрений. Адекватность психологического содержания с точки зрения инженерной психо
|
|
логии предполагает учёт профессионального содержания деятельности, её профессиональной специфики, пронизывающей всю систему деятельности, охватывая её предметную, орудийную и процессуальную стороны во всех формах отношений взаимосвязанного материального внешнего и идеального внутреннего существования. Помимо требования адекватности психологического содержания деятельности Г.В. Суходольским выдвинуто требование конструктивности её описания. Конструктивность понимается как представление изучаемых объектов в синтезированном из элементов виде.
При анализе содержания деятельности используется психологическая интерпретация, которая сводится к объяснению роли.непсихических элементов деятельности в психической деятельности оператора. Результаты анализа позволяют решить и обратную задачу: определить роль психического в работе системы, что используется при решении задам профотбора при подборе претендентов, обладающих требуемыми профессионально важными качествам.
6.2. Понятия «рабочее место» и «рабочее пространство»
Трудовая деятельность человека протекает в специально организованных условиях, к которым относятся рабочее пространство и рабочее место. Рабочее пространство специально проектируемая часть рабочей среды; представляет собой зону, отделённую от природной среды с искусственно создаваемыми условиями. Примеры рабочего пространства — производственный цех, судоверфь, ангар. Рабочее место — это часть рабочего пространства, в котором располагается оборудование, с которым непосредственно взаимодействует человек в рабочей среде. Рабочее место оператора в общем случае включает в себя пульты управления с соответствующими средствами отображения информации и органами управления, средства связи и поддержки деятельности.
По ГОСТ 26.387-84 Рабочее место оператора — «это часть пространства в системе «человек — машина», оснащённая средствами отображения информации, органами управления и вспомогательным оборудованием и предназначенная для деятельности оператора СЧМ».
Эргономическое проектирование рабочих пространств и рабочих мест производится с учетом антропологических, биомеханических, психофизиологических и психических возможностей работников. Решаются задачи размещения работающего человека с учётом зоны его рабочих движений, выполнения основных и вспомогательных операций в удобном рабочем положении, с применением эффективных приёмов и способов выполнения трудовых операций, оптимального обзора средств визуального и звукового представления информации. Обеспечивается свободный доступ к оборудованию для его профилактического осмотра и ремонта. Решаются задачи обеспечения требований санитарной гигиены, техники безопасного проведения работ.
Эргономическое обеспечение проектирования рабочего места включает этапы:
1. Формирование исходных данных.
2. Предварительный выбор габаритов рабочего места.
3. Выбор правил компоновки средств отображения информации и органов управления. Разработка варианта их размещения на панелях рабочего места.
4. Оценка размещения элементов рабочего стола (обзорность, досягаемость элементов рабочего места).
5. Учёт общих эргономических требований по компоновке панелей пультов.
|
|
6. Комплексная оценка конструкции рабочего места.
7. Выбор форм цветового кодирования информации на индикаторах пульта.
8. Разработка окончательного варианта размещения элементов рабочего пульта.
В процессе выполнения этапов проектирования проект уточняется и изменяется с возвратом в те или иные его точки. Это не последовательный процесс, хотя он и разбивается условно на представленные выше последовательные этапы. Эргономическое проектирование представляет собой цепь циклических ре
курсивных процессов, ведущих к получению требуемого результата.