Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Категория бытия в истории философии

Тема 12. (4.1.) ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ

(ФИЛОСОФИЯ КАК УЧЕНИЕ О МИРЕ И БЫТИИ)

План лекции

Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Категория бытия в истории философии.

Многообразие явлений и проблема единства мира. Поиск первоосновы сущего.

Философское и естественнонаучное представления о материи.

Свойства и структура материи: ее элементы и уровни.

Движение, пространство и время – атрибуты материи.

Краткое содержание

Основные понятия

Сущее – то, что есть.

Бытие – предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом.

Онтология – философское учение о бытии.

Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета.

Существование – реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т. д. их реальность.

Реальность – совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем:

1) все существующее, т.е. материальный мир и его идеальные продукты;

2) противостоящее явлениям сознания.

Субстанция – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Материя – философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания и отражаемую им.

Движение – способ существования материи, любое взаимодействие, а также изменение состояний объектов.

Краткое содержание

Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Категория бытия в истории философии.

Понятие бытия занимает центральное место во многих философских учениях прошлого и современности. Именно с постановки проблемы бытия началось становление философии.

Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохватывающая реальность; это предельная, фундаментальная категория.

Впервые слово «бытие» ввел Парменид, который охарактеризовал его как вечное, неизменное, неподвижное.

Приложение 1 к теме 4.1. Парменид Элейский.

Основные его тезисы таковы:

1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.

2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее.

5. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.

Известен его тезис: «Бытие есть, а небытия — нет».

1. Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

2. Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий.

Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.

3. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.

Если имеет части, значит, части отграничены друг от друга Небытием. 4. Его — нет.

Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.

5. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.

Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие, но Небытия нет.

6. Бытие вечно пребывает на одном и том же месте[3].

В последующем сложились различные трактовки бытия, которые можно свести к трем основным:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: