Наблюдатель и участник

Сегодня для физиков объект разума и сам разум не могут быть разделены. Ученые не могут больше наблюдать за чем-либо полностью объективно. Их разум не может быть отделен от объекта. Джон Вилер предложил заменить термин “наблюдатель” на “участник”. Если есть наблюдатель, то существует прямая связь между объектом и субъектом, а с “участником” различие между субъектом и объектом слабеет и даже исчезает, и поэтому становится возможным прямой опыт. Это замечание об участнике/наблюдателе очень близко к практике медитации. Когда мы медитируем на своем теле, то в соответствии с “Сатипаттхана-суттой” мы медитируем на “теле в теле”. Это означает, что мы не рассматриваем свое тело как отдельный объект, независимый от нашего разума и являющийся предметом его наблюдения. Медитация - это не измерение или отражение объекта разума, а прямое восприятие его. Это называется “восприятие без анализа” (нирвикальпаджняна).

Привычка различать разум и его объект так глубоко укоренилась в нас, что только постепенно, с помощью медитации мы сможем избавиться от нее. “Сатипаттхана-сутта” говорит о четырех объектах медитации: тело, чувства, сознание и объекты сознания. Этот вид медитации практиковался учениками Будды при его жизни. Классификация реальности подобным образом помогает нашей медитации, не помогая нам в анализе этих вещей. В сутре все материальные явления описаны как “объекты сознания”. Конечно, мы можем рассматривать таким образом тело, чувства, и даже сознание может быть определено как “объект сознания”. Но факт, что все явления, включая материальные, считаются в сутре “объектами сознания”, ясно показывает, что с самого начала буддизм выступает против различия между сознанием и его объектом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: