Образец размышления 1

Когда-то известный лингвист Л.В. Щерба предло­жил первокурсникам записать и осмыслить фразу из слов, которых нет ни в одном языке мира: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». На удивленные возгласы студентов он ответил: «Фраза эта — модель русской фразы... Перевод будет примерно таков: «Нечто женского рода в один прием совершило что-то над каким-то существом мужского рода, а потом начало что-то вытворять длительное, постепенное с его детенышем»... В нашем русском языке и в тех европей­ских языках, которым он близок, главную роль игра­ют... так называемые служебные части слов... Когда вам придется учиться иностранным языкам, не думай­те, что главное — заучить побольше чужих слов. Важ­нее понять, как, какими способами, при помощи ка­ких именно суффиксов, приставок и окончаний этот язык образует слова; как он спрягает свои глаголы, как склоняет имена, как связывает все эти части речи в предложение... Точно так же тот из вас, кто захочет быть языковедом, должен больше всего внимания уде­лять им, этим незаметным труженикам языка — суф­фиксам, окончаниям, префиксам. Это они делают язык языком.

(Л. Успенский)

Попробуйте по модели, предложенной Л.В. Щербой, создать одну или несколько фраз.

Образец: Мощная волна ударила моржа и треплет моржонка.

2. Почему неосознанное словесное творчество детей свидетельствует об их успешном освоении слово­образовательной системы русского языка?

Образец размышления 2

— Почтаник, почтаник идет! — радостно восклик­нула Варя.

Называя почтальона почтаником, ребенок поступил по-своему правильно, потому что, если тот, кто рабо­тает в лавке, есть лавочник, а тот, кто работает в саду, есть садовник, то работающий на почте, есть и, прав­да, почтаник. Пусть взрослые смеются над почтани­ком, ребенок не виноват, что в грамматике не соблюда­ется строгая логика.

Когда трехлетняя Нина впервые увидела в саду чер­вяка, она зашептала в испуге: «Мама, мама, какой ползук!» и этим -ук великолепно выразила свое паничес­кое отношение к чудовищу. Не ползеныш, не ползуш-ка, не ползунчик, не ползатель, а именно ползук. Ко­нечно, этот ползук не изобретён ребенком. Тут подра­жание таким словам, как жук и паук. Но все же заме­чательно, что для данного корня ребенок в один миг отыскал именно ту морфему, которая в данном случае пригодна.

(К.И. Чуковский)

3. Как соотносятся в языке слова цветной и цвето­вой? Какую роль играет словообразовательная норма в значении этих единиц? Взаимозаменяемы ли они?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: