Политическая мысль Средневековья

В средние века политическая мысль носила сильную религиозную окраску. Весь мир, в том числе и сфера политики, объяснились как следствие проявление божественной воли. Достаточно ярко это отражено во взглядах таких средневековых мыслителей как Аврелий Августин и Фома Аквинский

Аврелий Августин (354-430) создал учение, изложенное в книге «О граде божием», о разделении власти на духовную и светскую и их взаимодействии, учение о двух градах - божьем и земном. «Град божий» представлен на земле церковью, «град земной» - это созданное людьми государство. Августин отстаивал идею верховенства церковной власти, но признавал самостоятельность и земной власти. Он призывал к взаимодействию двух видов властей, выдвигая доктрину «двух мечей», обосновывающую единство двух властей при приоритете власти церкви. Земное государство, согласно Августину, призвано служить церкви и приближать мир земной к небесному, поддерживая в нем порядок. Учению о формах правления Августин не придавал значения.

Фома Аквинский (1225-1274) считал власть государя обусловленной божественной волей. Светской власти, по его мнению, подчиняется только тело людей, а не их дух. Поэтому верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский считал возможным сопротивление государственной власти вплоть до восстания, если она носит богопротивный характер. Рассматривая формы правления, он, следуя за Аристотелем, делил их на справедливые и несправедливые. Его симпатии принадлежали монархии, как наилучшей формы правления, т.к. «одни управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым» («О правлении государей»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: