Является ли единогласие 4 халифов единогласным мнением?

Сказал имам Ибн Кудама: «Единогласное мнение бывает двух видов: «безусловное» и «предполагаемое». («Раудат ун-Назыр уа джаннат уль-маназыр» с. 93 изд. «дар ихья ут-турас»).

Тем единогласным мнением из этих двух видов, противоречие которому запрещено, является первый вид и это подпадает под следование «не путем верующих», о чем сказал Всевышний Аллах: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (4: 115).

Сказал имам аш-Шанкыти, комментируя слова имама Ибн Кудамы: «Иджма’» - бесспорный довод по мнению большинства ученых»: - «Знай же, что «иджма’», который является бесспорным доводом у ученых усуль уль-фикх это «безусловный» его вид, а не «предполагаемый». («Музаккира» с. 160 изд. «Дар уль-Минхадж»).

Сказал имам аш-Шанкыти: «Если кто-либо из сподвижников выразил какое-либо мнение по шариатскому вопросу, и оно разошлось среди сподвижников, и они умолчали об этом, то относительно этого явления есть три мнения у ученых, истиной из которых является то, что это молчаливый иджма (сукутий), который относится к разделу «предполагаемого иджма’». («Музаккира» с. 168 изд. «Дар уль-Минхадж»).

Сказал ‘алляма аль-Мукбилий: «Единогласное мнение, которое запрещает иметь противоположные мнения – это «безусловное» (кат’ый) единогласное мнение. А что касается «предполагаемого» единогласного мнения, то нет смысла называть ошибающимся того, кто противоречит ему, потому что противоречие предположению не из порицаемых явлений». («аль-‘Ильму шшамих» с. 58).

Сказал имам аш-Шанкыти: «И единогласие четырех праведных халифов не является единогласным мнением у большинства ученых» («аль-Музаккира» с. 164 изд. «Дар уль-Минхадж»).

Является ли мнение сподвижника из праведных халифов доводом.

Ученые разделяют шариатские доводы на различные подразделы. Выше мы выяснили то, что единство четырех праведных халифов не является единогласным мнением (аль-иджма’), но является ли мнение кого-либо из них доводом (худжа)?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: