Введение
Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются мне самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. На мой взгляд, не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.
Также в работе рассматривается вопрос правовых отношений, их видов, а также правового регулирования.
Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.
Поэтому актуальность этой работы заключается в том, что каждый для меня лично, как для гражданина Российской Федерации важно знать свои права и обязанности.
|
|
Эта тема в полной мере изучена в современных публикациях, что является доказательством того, что информация может быть легко найдена любым гражданином РФ.
Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности.
Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.
Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом:” Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности.”
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Об этом говорится в ст.55 ч.2 Конституции Р.Ф.
Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей (с 17 по 64).
Наиболее подробно данная проблема исследуется Л.Д.Воеводиным. Автор удачно совместил наименование элементов системы конституционных прав и обязанностей с основанием приведенной классификации. Ученый выделил следующие группы основных прав, свобод и обязанностей:
1) права и обязанности граждан в сфере социально-экономической и культурной жизни;
2) права и обязанности граждан в сфере государственной и общественно- политической жизни;
|
|
3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной свободы.
В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально экономические.
В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права “каждому”, политические - “гражданам”. В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.60). Эта норма прежде всего, касается политических прав и свобод.
Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций.
Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.
Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции. Оно адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан (ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в осуществлении правосудия (ст.32 Конституции РФ).
Участие граждан России в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей.
Важным правом, имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст.30 Конституции РФ).
Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.
Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства (см. часть третью статьи 62), исключением являются политические партии, права, на создание которых и участие в которых имеют только граждане России.
Одной из политических свобод, входящих в правовой статус российского гражданина, является конституционная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.(Ю.А.Дмитриев).
Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:
· собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;
|
|
· митинга - формы организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время;
· демонстрации - формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни;
· шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту;
· пикетирования - формы публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
В основе механизма правового регулирования любой конституционной политической свободы граждан должна лежать норма Конституции. Что касается свободы слова и печати, то, к сожалению, она регулируется действующей Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в статье 29 получили закрепление права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и убеждений и право искать, получать и свободно распространять информацию.
Часть пятая статьи 29 гарантирует запрет цензуры. Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации". Вместе с тем в Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Собственно свобода печати Конституцией не урегулирована.
Конституционный статус личности в России - одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство.
Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Однако в целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными.
|
|
Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно, отражает переходный характер современного этапа развития российского общества.
Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа действий в области прав человека. Это скоординированный план государственных усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России.