Словянство – запад: кто спасет мир?

«Все людское существо скрывает и хранит свою главную тайну в своем высшем идеале. Это относится и к европейскому человеку – его тайна в его идеале. Но какой же высший идеал европейского человека? Прежде всего это - самостоятельный и непогрешимый человек – человекобог.Все идеи и вся деятельность европейского человека пронизаны одним желанием и одним стремлением: стать независимым и самостоятельным, как Бог. По сути, над Европой властвует одно божест­во: непогрешимый человек — человекобог. В роскошном пантеоне Европы непогрешимый человек — верховное бо­жество, остальные боги суть его производное или его отражение. ''Непогрешимый " человек властвует и в ев­ропейской религии, и в европейской философии, и в евро­пейской науке, и в европейской политике, и европейской технике, и в европейском искусстве, и во всей европей­ской культуре и цивилизации. Во всем — только человек, притом европейский человек, гордый и чванливо самодо­вольный и непогрешимый. Говоря об этом, я имею в виду европейского человека в целом, в его главной идее.

На другой стороне — славянский всечеловек. Его высший идеал, а в нем его главная тайна: всечелове­ческое братство людей в Богочеловеке Христе. Во всех идеях и во всей деятельности славянского всечеловека можно усмотреть одну движущую силу: евангельскую любовь — вселюбовъ. Ибо эта любовь по сути един­ственная сила, которая людей претворяет в братьев и соединяет их во всечеловеческое братство. Нет та­кого унижения, на которое бы не согласился славянс­кий всечеловек, если это будет содействовать осуще­ствлению всечеловеческого братства между людьми. Нет таких трудов и подвигов, на которые бы не сог­ласился Христов человек, только бы они вели к цели: всечеловеческому братству. Служить каждому чело­веку и всем людям ради Христа — радость над радос­тями для славянского всечеловека-труженика. Его бессмертное желание: постоянно совершенствовать себя через Богочеловека, приобретая Его божествен­ные свойства, и поработать Богочеловеку всей своей душой, всем своим сердцем, всем своим помышлением,всеми своими силами. Здесь все, что является челове­ческим, находит свое бессмертие в Богочеловеческом; здесь Богочеловек все и вся для человека во всех мирах»

(из книги преп. Иустина (Поповича) «Достоевский о Европе и славянстве»).

Вальтер Шубарт, прибалтийский немец, написал замечательную книгу «Europa und die Seele des Ostens», переведенную на русский и английский языки. Шубарт противо­поставляет друг другу главным образом два типа че­ловека: прометеевский, героический человек, и иоанновский, мессианский человек, т. е. человек, следую­щий идеалу, данному в Евангелии от Иоанна. Представителями иоанновского типа он считает сла­вян, особенно русских. Прометеевский, «героичес­кий человек видит в мире хаос, который он должен оформить своей организующей силой; он полон жаж­ды власти; он удаляется все дальше и дальше от Бога и все глубже уходит в мир вещей. Секуляризация — его судьба, героизм — его жизненное чувство, траги­ка — его конец». Таковы «романские и германские народы современности».

Иоанновский «мессианский человек чувствует себя призванным создать на земле высший божественный порядок, чей образ он в себе роковым образом носит. Он хочет восстановить вокруг себя ту гармонию, ко­торую он чувствует в себе. Так ощущали первые хрис­тиане и большинство славян». «Мессианского чело­века одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви. Он не разделяет, чтобы власт­вовать, но ищет разобщенное, чтобы его воссоеди­нить. Им не движут чувства подозрения и ненависти, он полон глубокого доверия к сущности вещей. Он видит в людях не врагов, а братьев; в мире же не до­бычу, на которую нужно бросаться, а грубую мате­рию, которую нужно осветить и освятить. Им движет чувство некоей космической одержимости, он исхо­дит из понятия целого, которое ощущает в себе и ко­торое хочет восстановить в раздробленном окружаю­щем. Его не оставляет в покое стремление к всеобъ­емлющему и желание сделать его видимым и осязаемым». «Борьба за вселенскость станет основ­ной чертой иоаннического человека». В иоанновскую эпоху центр тяжести перейдет в руки тех, кто стремится «к сверхземному в качестве постоянной черты национального характера, а таковыми являют­ся славяне, в особенности русские. Огромное собы­тие, которое сейчас подготовляется, — есть восхож­дение славянства, как ведущей культурной силы».

Целью своей книги Шубарт ставит повлиять на «европейское самопознание путем контраста». «За­пад, — говорит он, — подарил человечеству наибо­лее совершенные формы техники, государствен­ности и связи, но он лишил его души. Задачею Рос­сии является вернуть ее людям». «Только Россия способна одухотворить человеческий род, погряз­ший в вещности и испорченный жаждой власти».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: